Баннер ФЗ-54
24 мая 2007, 14:07 2699 просмотров

Музыка торговых площадей

Андрей Черкасов www.moyo-delo.ru

Одним из обязательных требований к любому общественному зданию является наличие специальных систем оповещения. Используются они в случае чрезвычайной ситуации, например при пожаре. В современных условиях функционал таких систем усложнился, они позволяют транслировать фоновую музыку и рекламные объявления. Однако это привело к повышению требований как к самому техническому оборудованию, так и к акустическим параметрам помещения. К сожалению, часто собственники торговых объектов при запуске обращают на это внимание в последнюю очередь. Аудиосистема формируется громкоговорителями размещаемыми в зале, которые можно условно разделить на потолочные, встраиваемые, настенные и подвесные усилители, необходимые для обработки и настройки звука. Также в нее входит инфраструктура, обеспечивающая прием и передачу звука, в которую входят микрофоны, микрофонные пульты, провода. Технические характеристики и надежность бытовых акустических систем не рассчитаны на многочасовую непрерывную работу, как, например, в торговом центре. Поэтому необходимо использование профессиональных акустических систем, как настенных, так и потолочных, относящихся к так называемым системам public address. Создание хорошего фонового звука не предъявляет требований класса Hi-Fi к звучанию, что делает такие системы сравнительно недорогими. Но в то же время, совсем дешевые системы не обладают высокой надежностью и не способны играть 24 часа в сутки. Как отметил Александр Антоненко, главный инженер компании «Би ЭМ Си Мьюзик», «общая цена звукового оборудования и его установки зависит от многих параметров. Необходимо учитывать размеры оснащаемого помещения„ трассу прокладки кабеля, немаловажное значение имеют сроки выполнения работ. В результате, минимальная цена оборудования магазина акустической системой площадью до 100 м2 колеблется от 45 тыс. до 50 тыс. рублей». Как рассказал г-н Антоненко, «согласно требованиям законодательства по наличию системы противопожарного оповещения и оповещения посетителей в торговых помещениях, такое оборудование должно быть установлено повсеместно, чтобы каждый мог слышать передаваемые объявления. Однако владелец здания может задуматься о том, чтобы посетители чувствовали себя комфортно и приятно не только за счет интерьерного решения, но и использования фоновой музыки. В таком случае расстановка и выбор оборудования будет отличаться. Громкоговорители должны быть распределены по всему залу равномерно, создавая ровный звук. Не должно быть звуковых лакун. Соответственно и требования к параметрам аудиооборудования становятся в данном случае более высокими, чем к обычным громкоговорителям, применяемым для трансляции объявлений».

– При монтаже аудиооборудования необходимо учесть ряд требований, – отметил Александр Антоненко. – В первую очередь объем и площадь помещения. Именно эти параметры определяют, какая должна быть мощность громкоговорителей. Кроме того, необходимо учитывать применяемый материал ограждающих конструкций – стен или перегородок, тип потолка, насколько они проницаемы для звуковых волн, отражают ли они их или, наоборот, поглощают. С учетом этих всех данных определяются параметры звукового оборудования – мощность, оказываемое звуковое давление, полоса частот, габариты. В магазине очень часто бывают посторонние шумы, которые могут заглушать звук из громкоговорителей, например, в продовольственных магазинах это могут быть очень «громкие» холодильные установки. Эта проблема решается правильным размещением колонок или использованием более мощного оборудования. Кроме того, необходимо найти место, где будет установлено транслирующее оборудование. Как отметил Александр Антоненко, обычно для этого используется серверная или другое служебное помещение. Загадочная наука акустика При проектировании и строительстве зданий и помещений, которые не должны быть связаны напрямую с проведением музыкальных программ, каковыми и являются торговые объекты, не учитываются требования акустики. Больше внимания уделяется архитектуре и дизайну помещения. В результате, здание может быть сконструировано оригинально с архитектурной и удобно с торговой точек зрения, но не соответствующим требованиям акустики. Не всегда акустические характеристики помещения – время реверберации, акустическое отношение – соответствуют оптимальным значениям. Другая проблема – повышенный уровень шума, вызванный плохой звукоизоляцией помещения. Если речь идет о перестраиваемых помещениях, то могут проявиться заложенные при строительстве здания «акустические» эффекты – эхо, порхающее эхо, фокусирование звуковых лучей в разных точках помещений. Если показатель времени реверберации будет иметь для определенного отношения слишком большое значение, это приведет к гулкости помещения. Основными источниками шума в общественных зданиях, в том числе и торговых центрах, и отдельных магазинах, являются разговоры людей. Кроме того, шум создают проникающие снаружи звуки, особенно в том случае, если в здании плохая звукоизоляция. Поскольку основная мощность речи сосредоточена в области низких и средних частот, то в помещении с большой гулкостью на низких частотах речевой шум достигнет недопустимо высокого значения. Наоборот, недостаточная величина времени реверберации даст сухое, неприятное на слух звучание фоновой музыки. Если помещение спроектировано таким образом, что возникает эффект эха, то посетитель будет раздельно воспринимать прямой и запаздывающий отраженный звуки, а это отрицательно скажется на качестве восприятия проигрываемой музыкальной композиции, разборчивости речи. Если в помещении существуют вогнутые поверхности, то увеличивается риск возникновения фокусировки лучей в каких-либо точках. Эта фокусировка может повысить вероятность возникновения эха, кроме того, энергия звука распространяется неравномерно и некоторые участки помещения могут ее совсем не получать. Кроме того, полностью нарушается правильное соотношение между прямой и реверберирующей энергией. Большие по площади параллельные стены увеличивают вероятность возникновения эффекта порхающего эха. Он заключается в образовании замкнутой траектории, обычно от одной параллельной стены до другой, по которой распространяются звуковые лучи. Их затухание происходит очень медленно, что нарушает естественный ход реверберационного процесса в помещении. Разумеется, никто не будет перестраивать помещение в ущерб требованиям, продиктованным бизнес-условиями, только из-за того, что фоновая музыка или рекламные объявления могут звучать недостаточно качественно. Но акустические показания желательно учитывать. Ведь в торговых центрах аудиооборудование является элементом формирования благоприятных и комфортных условий совершения покупок для посетителя. Исправление ошибок Очень часто, когда встает задача озвучивания помещений, подбора и установки аудиооборудования, все проектные работы по планировке помещения уже давно закончены. Поэтому приходится использовать различные методы, которые позволяют избежать возникшие акустические эффекты и трудности с установкой необходимого оборудования. Возможно проведение акустической обработки помещения, что предполагает подбор звукопоглощающих материалов и их оптимальное размещение для изменения характеристики времени реверберации помещения, акустического отношения, уровня шума в помещении. Это позволяет достичь частичного или полного устранения порхающего эха, фокусировки звуковых лучей за счет применения выпуклых звукорассеивающих поверхностей. Возможно улучшение звучания в помещении с помощью обработки звука в аппаратуре звукоусиления с применением алгоритмов эффектов, частотной коррекции, фильтрации, компрессии, шумоподавления, линий задержки. Цифровой ревербератор позволяет создать комфортные условия для прослушивания в помещении с недостаточным значением собственной реверберации. Решением проблемы может стать правильный подбор громкоговорителей с нужными параметрами направленности звука и их оптимальное расположение в пространстве по отношению друг к другу. Благодаря размещению достигается равномерное распределение звукового поля, обеспечивается требуемый уровень звукового давления и уменьшается влияние эффекта эха, фокусировки звука в отдельных точках помещения на качество звучания. В процессе первоначальной постройки или последующей реконструкции помещения могут возникнуть определенные трудности, мешающие проведению монтажа и эксплуатации аудиооборудования. Эти трудности могут быть как предсказуемыми, так и абсолютно неожиданными – в зависимости от «фантазии» строителей или собственника помещения. Как отметил Александр Антоненко, потолки могут оказаться слишком высокими или же со временем высота или тип потолка будут изменены. Выходом из такой ситуации может быть применение настенных громкоговорителей вместо потолочных или наоборот. Иногда потолок может оказаться «зашитым» – без коробов для прокладки кабеля. В таком случае приходится вскрывать обшивку и «перешивать» ее заново или вообще прокладывать новые короба. Могут быть очень жесткие условия к дизайну помещения, в результате чего приходится придумывать, как незаметно вписать колонки в интерьер, чтобы они были незаметны. В таком случае колонки можно перекрасить или сделать новые под заказ, чтобы они соответствовали общему дизайну помещения. Впрочем, такие решения не смогут до конца устранить недостатки, связанные с акустикой. Акустический расчет и выбор оборудования необходимо делать на самой ранней стадии проектирования здания и помещений и планировать его должны архитекторы и дизайнеры. Такой подход позволит избежать акустических дефектов еще на стадии проектирования помещения, определить заранее, каким образом будет устанавливаться оборудование, что в итоге оказывается выгоднее для заказчика. Ведь дешевле озвучить «правильное» помещение, чем тратить огромные деньги на устранение акустически неблагоприятных условий в уже готовом помещении.

Статья относится к тематикам: Мерчендайзинг. Выкладка. Витрины, Общеотраслевое
Поделиться публикацией:
Что пришлось изменить в сети, чтобы она продолжала...
5265
Как обмен информацией принес выгоду ритейлеру и по...
1319
О запуске нового розничного проекта HomeMarket
1724
Андрей Филимонов, ГК «Лето», о том, от чего зависи...
2403
Торговый зал — лишь небольшая часть бизнеса. Наш м...
2405
Идея важнее денег, а покупатель - Бог
5846
Опыт использования системы Jungheinrich ISM Online...
576
Как запускался новый офлайн-магазин и как тестиров...
763

Андрей Черкасов www.moyo-delo.ru

Одним из обязательных требований к любому общественному зданию является наличие специальных систем оповещения. Используются они в случае чрезвычайной ситуации, например при пожаре. В современных условиях функционал таких систем усложнился, они позволяют транслировать фоновую музыку и рекламные объявления. Однако это привело к повышению требований как к самому техническому оборудованию, так и к акустическим параметрам помещения. К сожалению, часто собственники торговых объектов при запуске обращают на это внимание в последнюю очередь. Аудиосистема формируется громкоговорителями размещаемыми в зале, которые можно условно разделить на потолочные, встраиваемые, настенные и подвесные усилители, необходимые для обработки и настройки звука. Также в нее входит инфраструктура, обеспечивающая прием и передачу звука, в которую входят микрофоны, микрофонные пульты, провода. Технические характеристики и надежность бытовых акустических систем не рассчитаны на многочасовую непрерывную работу, как, например, в торговом центре. Поэтому необходимо использование профессиональных акустических систем, как настенных, так и потолочных, относящихся к так называемым системам public address. Создание хорошего фонового звука не предъявляет требований класса Hi-Fi к звучанию, что делает такие системы сравнительно недорогими. Но в то же время, совсем дешевые системы не обладают высокой надежностью и не способны играть 24 часа в сутки. Как отметил Александр Антоненко, главный инженер компании «Би ЭМ Си Мьюзик», «общая цена звукового оборудования и его установки зависит от многих параметров. Необходимо учитывать размеры оснащаемого помещения„ трассу прокладки кабеля, немаловажное значение имеют сроки выполнения работ. В результате, минимальная цена оборудования магазина акустической системой площадью до 100 м2 колеблется от 45 тыс. до 50 тыс. рублей». Как рассказал г-н Антоненко, «согласно требованиям законодательства по наличию системы противопожарного оповещения и оповещения посетителей в торговых помещениях, такое оборудование должно быть установлено повсеместно, чтобы каждый мог слышать передаваемые объявления. Однако владелец здания может задуматься о том, чтобы посетители чувствовали себя комфортно и приятно не только за счет интерьерного решения, но и использования фоновой музыки. В таком случае расстановка и выбор оборудования будет отличаться. Громкоговорители должны быть распределены по всему залу равномерно, создавая ровный звук. Не должно быть звуковых лакун. Соответственно и требования к параметрам аудиооборудования становятся в данном случае более высокими, чем к обычным громкоговорителям, применяемым для трансляции объявлений».

– При монтаже аудиооборудования необходимо учесть ряд требований, – отметил Александр Антоненко. – В первую очередь объем и площадь помещения. Именно эти параметры определяют, какая должна быть мощность громкоговорителей. Кроме того, необходимо учитывать применяемый материал ограждающих конструкций – стен или перегородок, тип потолка, насколько они проницаемы для звуковых волн, отражают ли они их или, наоборот, поглощают. С учетом этих всех данных определяются параметры звукового оборудования – мощность, оказываемое звуковое давление, полоса частот, габариты. В магазине очень часто бывают посторонние шумы, которые могут заглушать звук из громкоговорителей, например, в продовольственных магазинах это могут быть очень «громкие» холодильные установки. Эта проблема решается правильным размещением колонок или использованием более мощного оборудования. Кроме того, необходимо найти место, где будет установлено транслирующее оборудование. Как отметил Александр Антоненко, обычно для этого используется серверная или другое служебное помещение. Загадочная наука акустика При проектировании и строительстве зданий и помещений, которые не должны быть связаны напрямую с проведением музыкальных программ, каковыми и являются торговые объекты, не учитываются требования акустики. Больше внимания уделяется архитектуре и дизайну помещения. В результате, здание может быть сконструировано оригинально с архитектурной и удобно с торговой точек зрения, но не соответствующим требованиям акустики. Не всегда акустические характеристики помещения – время реверберации, акустическое отношение – соответствуют оптимальным значениям. Другая проблема – повышенный уровень шума, вызванный плохой звукоизоляцией помещения. Если речь идет о перестраиваемых помещениях, то могут проявиться заложенные при строительстве здания «акустические» эффекты – эхо, порхающее эхо, фокусирование звуковых лучей в разных точках помещений. Если показатель времени реверберации будет иметь для определенного отношения слишком большое значение, это приведет к гулкости помещения. Основными источниками шума в общественных зданиях, в том числе и торговых центрах, и отдельных магазинах, являются разговоры людей. Кроме того, шум создают проникающие снаружи звуки, особенно в том случае, если в здании плохая звукоизоляция. Поскольку основная мощность речи сосредоточена в области низких и средних частот, то в помещении с большой гулкостью на низких частотах речевой шум достигнет недопустимо высокого значения. Наоборот, недостаточная величина времени реверберации даст сухое, неприятное на слух звучание фоновой музыки. Если помещение спроектировано таким образом, что возникает эффект эха, то посетитель будет раздельно воспринимать прямой и запаздывающий отраженный звуки, а это отрицательно скажется на качестве восприятия проигрываемой музыкальной композиции, разборчивости речи. Если в помещении существуют вогнутые поверхности, то увеличивается риск возникновения фокусировки лучей в каких-либо точках. Эта фокусировка может повысить вероятность возникновения эха, кроме того, энергия звука распространяется неравномерно и некоторые участки помещения могут ее совсем не получать. Кроме того, полностью нарушается правильное соотношение между прямой и реверберирующей энергией. Большие по площади параллельные стены увеличивают вероятность возникновения эффекта порхающего эха. Он заключается в образовании замкнутой траектории, обычно от одной параллельной стены до другой, по которой распространяются звуковые лучи. Их затухание происходит очень медленно, что нарушает естественный ход реверберационного процесса в помещении. Разумеется, никто не будет перестраивать помещение в ущерб требованиям, продиктованным бизнес-условиями, только из-за того, что фоновая музыка или рекламные объявления могут звучать недостаточно качественно. Но акустические показания желательно учитывать. Ведь в торговых центрах аудиооборудование является элементом формирования благоприятных и комфортных условий совершения покупок для посетителя. Исправление ошибок Очень часто, когда встает задача озвучивания помещений, подбора и установки аудиооборудования, все проектные работы по планировке помещения уже давно закончены. Поэтому приходится использовать различные методы, которые позволяют избежать возникшие акустические эффекты и трудности с установкой необходимого оборудования. Возможно проведение акустической обработки помещения, что предполагает подбор звукопоглощающих материалов и их оптимальное размещение для изменения характеристики времени реверберации помещения, акустического отношения, уровня шума в помещении. Это позволяет достичь частичного или полного устранения порхающего эха, фокусировки звуковых лучей за счет применения выпуклых звукорассеивающих поверхностей. Возможно улучшение звучания в помещении с помощью обработки звука в аппаратуре звукоусиления с применением алгоритмов эффектов, частотной коррекции, фильтрации, компрессии, шумоподавления, линий задержки. Цифровой ревербератор позволяет создать комфортные условия для прослушивания в помещении с недостаточным значением собственной реверберации. Решением проблемы может стать правильный подбор громкоговорителей с нужными параметрами направленности звука и их оптимальное расположение в пространстве по отношению друг к другу. Благодаря размещению достигается равномерное распределение звукового поля, обеспечивается требуемый уровень звукового давления и уменьшается влияние эффекта эха, фокусировки звука в отдельных точках помещения на качество звучания. В процессе первоначальной постройки или последующей реконструкции помещения могут возникнуть определенные трудности, мешающие проведению монтажа и эксплуатации аудиооборудования. Эти трудности могут быть как предсказуемыми, так и абсолютно неожиданными – в зависимости от «фантазии» строителей или собственника помещения. Как отметил Александр Антоненко, потолки могут оказаться слишком высокими или же со временем высота или тип потолка будут изменены. Выходом из такой ситуации может быть применение настенных громкоговорителей вместо потолочных или наоборот. Иногда потолок может оказаться «зашитым» – без коробов для прокладки кабеля. В таком случае приходится вскрывать обшивку и «перешивать» ее заново или вообще прокладывать новые короба. Могут быть очень жесткие условия к дизайну помещения, в результате чего приходится придумывать, как незаметно вписать колонки в интерьер, чтобы они были незаметны. В таком случае колонки можно перекрасить или сделать новые под заказ, чтобы они соответствовали общему дизайну помещения. Впрочем, такие решения не смогут до конца устранить недостатки, связанные с акустикой. Акустический расчет и выбор оборудования необходимо делать на самой ранней стадии проектирования здания и помещений и планировать его должны архитекторы и дизайнеры. Такой подход позволит избежать акустических дефектов еще на стадии проектирования помещения, определить заранее, каким образом будет устанавливаться оборудование, что в итоге оказывается выгоднее для заказчика. Ведь дешевле озвучить «правильное» помещение, чем тратить огромные деньги на устранение акустически неблагоприятных условий в уже готовом помещении.

Музыка торговых площадейакустический, оборудование, звук, помний, звуковой, система, требование
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
Музыка торговых площадей
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
SITE_NAME https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/articles/12231/2017-09-23