Реклама на retail.ru
Здесь может быть
Ваша реклама
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных
Здесь может быть Ваша реклама
Подробнее 1384
Поделиться
Государственная поддержка производственных отраслей не может исчерпываться только субсидиями и дотациями. Формирование благоприятного инвестиционного климата, в сочетании со стимулированием конкурентной среды должно стать важнейшим, притом долговременным направлением экономической политики государства. Такова главная рекомендация Саммита деловых кругов «Сильная Россия-2017», состоявшегося 4 июля с.г. в Аналитическом центре Правительства РФ.
Советник Президента России по экономическим вопросам Сергей Глазьев в своем выступлении обратил внимание на продолжающееся падение платежеспособного спроса и растущий дефицит финансовых ресурсов для реализации высокотехнологичных проектов.
Что, в свою очередь, негативно сказывается производственном потенциале большинства отраслей, особенно в перерабатывающем секторе экономики. Именно эти факторы, по мнению С.Глазьева, «оказывают наибольшее влияние на экономические тренды в стране. Что подтверждается и данными недавнего опроса, проведенного Аналитическим центром при правительстве РФ, хозяйствующих бизнес-субъектов относительно конкурентной среды в экономике и общеэкономической ситуации в России» (предприятия малого бизнеса составили около 80% всех участников данного опроса).
Схожие оценки высказали другие участники форума. Так, по мнению президента Союзлегпрома, члена Общественной палаты РФ Андрея Разбродина,«освоение новых рынков – прежде всего, за счет инновационной и конкурентоспособной продукции – пожалуй, приоритетная задача для всех перерабатывающих отраслей. Но ключевыми препятствиями в этой сфере остаются нехватка финансовых средств, всё более высокие начальные издержки для организации бизнеса и насыщенность рынков сбыта.
В такой ситуации, отраслям/предприятиям весьма непросто найти свою нишу на рынках и утвердиться в ней. Тем более что «ахиллесовой пятой» перерабатывающего сектора является, и уже который год, практически 100%-ная недоступность банковского кредитования. Если точнее, реальные кредитные условия со стороны банков, без преувеличения, способны за короткое время обанкротить предприятия текстильной и многих других перерабатывающих отраслей.
Тем временем, усиливается конкуренция за рынки и, соответственно, за потребителя. В наибольшей степени это характерно, опять же, для отраслей, работающих на массовый спрос, - например, для текстильной, пищевой, химической промышленности. Причем всё большее значение в конкурентной борьбе, с учетом сохраняющегося падения платежеспособного спроса в стране, приобретает фактор цены готового продукта. Причем ценовой фактор для массового потребителя становится всё более значимым, чем качество продукта. Это подтверждается и данными упомянутого опроса бизнес-респондентов.
Скажем, в рамках того же опроса, существенно выросла доля представителей бизнеса, считающих, что спрос очень чувствителен к изменениям цены на товары текстильного и швейного производства (так считают 100% респондентов в этих подотраслях легпрома в 2017 году - против 69% в 2016 г.) и химической промышленности (57% в 2017 году против 34% в 2016 г.). Сближение этих оценок важно, на мой взгляд, еще и потому, что конкурентоспособность продукции данных отраслей всё сильнее зависит от темпов их технологической интеграции.
А среди основных факторов, сдерживающих инновационное развитие текстильной и большинства других перерабатывающих секторов, остаются также высокие транспортно-логистические издержки; растущая нехватка квалифицированных кадров; высокий уровень износа основных фондов. И растущая конкуренция со стороны «теневого» сектора, предлагающего, как правило, товары невысокого качества. Но, в то же время, - это товары низкого ценового сегмента, обусловленного, повторюсь, падающим платежеспособным спросом».
Что же касается иностранных инвестиций и локализации производства в России, значительная часть зарубежных инвесторов/производителей заинтересована, прежде всего, российском рынке сбыта - объемном и географически обширном. Особенно это характерно для производителей из развивающихся стран, с которыми, по линии ЕАЭС, всё активнее создаются зоны свободной торговли».
«В целом, - считает А.Разбродин, - реальная ситуация в отраслях впрямую отражает конкретные тренды в государственной экономической политике и, следовательно, в экономике страны».
Интервью
Александр Перемятов, Slava concept: «Заниматься российской модой стало модно»
От поп-ап к сети из 10 универмагов.