Retail
Мерчендайзинг. Выкладка. Витрины
FMCG, продуктовый ритейл, алкоголь
6 сентября 2019, 13:11 128 просмотров

Мерчандайзинг в цифрах

Системные Технологии
Распространенные ошибки при организации мерчандайзинга и самые важные мерчандайзинговые отчеты: фрагмент новой книги Татьяны Сорокиной «Продажи в цифрах: планирование, мониторинг, контроль».
sorokina.jpg
В связи с ростом конкуренции все больше усилий производители направляют на выполнение стандартов мерчандайзинга и представленности. По сути, фокус конкуренции уже переместился в точку продаж, и качественный мерчандайзинг как никогда важен для обеспечения продаж. Выполняя проекты для наших клиентов, мы неоднократно отмечали снижение продаж качественного продукта из-за слабо организованного мерчандайзинга в точке. Самые распространенные недочеты в организации мерчандайзинга выглядят так:
  1. Продукция располагается в зонах торгового оборудования, максимально удаленных от покупателей, или разбросана отдельными «фейсами» по стеллажам без представленности корпоративным блоком, или имеет недостаточную товарную массу (количество упаковок на полке) по сравнению с конкурентами и т.д. То есть стандарты мерчандайзинга отсутствуют или не выполняются. 

  2. Мерчандайзинг внедрен несистемно, с подачи сетевых клиентов, то есть там, где присутствует сотрудник от самой сети. Это приводит к недополученной выручке и прибыли. 

Пример

Компания Star работает с сетевым клиентом «Магнит», общее количество точек, в которые отгружается продукция компании — 157. Мерчандайзеры работают в 15 сетевых точках (что составляет 9,5 % от общего числа точек), 10 из которых расположены в Краснодарском крае. Средняя выручка на точку с мерчандайзингом в год — 1 108 тыс. руб., то есть суммарная выручка в точках с мерчандайзингом 11 080 тыс. руб. В то же время, в Краснодарском крае есть 3 точки без мерчандайзера, в которых годовые продажи составляют 12 728 тыс. руб., 11 955 тыс. руб. и 23 342 тыс. руб. соответственно. Введение мерчандайзинга в эти три точки, очевидно, даст значительный прирост в продажах, который компания сейчас недополучает. Общее количество точек «Магнита», в которых продажи продукции компании больше 10 млн руб. — 21, в них также нет системной работы мерчандайзеров. Но внедрение системы мерчандайзинга должно проводиться в первую очередь в топ-точках по выручке.

Сейчас мы не будем подробно разбирать, из чего складываются стандарты мерчандайзинга — это тема отдельной книги, отметим лишь наиболее важные отчеты мерчандайзеров.

1. Позиционный отчет по наличию всей продукции на складе магазина. Базовый отчет, необходим для формирования заказа.

Отчет по мерчандайзингу.jpg
Отчет по мерчандайзингу в программе «ST Аналитика»

2. Отчет по выполнению стандартов мерчандайзинга. Отчет по стандартам выкладки отслеживается по фотографиям, включая снимки до и по окончании визита. Фото должны максимально четко отражать ситуацию на полке: расположение на торговом оборудовании, количество фейсов, товарную массу, ценник, дополнительные места продаж, наличие POS-материалов и соблюдение других важных стандартов мерчандайзинга.

Общая картина по представленности продукции в торговых точках складывается на основании еженедельного отчета супервайзера, который заполняется им во время ежедневных посещений точек. При наличии средств автоматизации возможно автоматическое формирование отчета по присутствию минимального ассортимента (MML) и представленности на основании данных, внесенных в систему мерчандайзерами.

Также в этом номере журнала «Мобильная Торговля» №85, 08/2019:
Поделиться публикацией:
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и Яндекс.Дзен , чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.
Инструмент, который экономит время сотрудников, де...
1238
За какие нарушения действительно нужно наказывать?...
1853
«Кондитерский бизнес — это марафон, а не...
1402
Бизнес «белеет», налоги растут, рестораторы все ме...
2346
О том, как компании удалось вернуться в строй...
891
...И управлять бизнесом из любой точки мира.
856
Распространенные ошибки при организации мерчандайзинга и самые важные мерчандайзинговые отчеты: фрагмент новой книги Татьяны Сорокиной «Продажи в цифрах: планирование, мониторинг, контроль».
sorokina.jpg
В связи с ростом конкуренции все больше усилий производители направляют на выполнение стандартов мерчандайзинга и представленности. По сути, фокус конкуренции уже переместился в точку продаж, и качественный мерчандайзинг как никогда важен для обеспечения продаж. Выполняя проекты для наших клиентов, мы неоднократно отмечали снижение продаж качественного продукта из-за слабо организованного мерчандайзинга в точке. Самые распространенные недочеты в организации мерчандайзинга выглядят так:
  1. Продукция располагается в зонах торгового оборудования, максимально удаленных от покупателей, или разбросана отдельными «фейсами» по стеллажам без представленности корпоративным блоком, или имеет недостаточную товарную массу (количество упаковок на полке) по сравнению с конкурентами и т.д. То есть стандарты мерчандайзинга отсутствуют или не выполняются. 

  2. Мерчандайзинг внедрен несистемно, с подачи сетевых клиентов, то есть там, где присутствует сотрудник от самой сети. Это приводит к недополученной выручке и прибыли. 

Пример

Компания Star работает с сетевым клиентом «Магнит», общее количество точек, в которые отгружается продукция компании — 157. Мерчандайзеры работают в 15 сетевых точках (что составляет 9,5 % от общего числа точек), 10 из которых расположены в Краснодарском крае. Средняя выручка на точку с мерчандайзингом в год — 1 108 тыс. руб., то есть суммарная выручка в точках с мерчандайзингом 11 080 тыс. руб. В то же время, в Краснодарском крае есть 3 точки без мерчандайзера, в которых годовые продажи составляют 12 728 тыс. руб., 11 955 тыс. руб. и 23 342 тыс. руб. соответственно. Введение мерчандайзинга в эти три точки, очевидно, даст значительный прирост в продажах, который компания сейчас недополучает. Общее количество точек «Магнита», в которых продажи продукции компании больше 10 млн руб. — 21, в них также нет системной работы мерчандайзеров. Но внедрение системы мерчандайзинга должно проводиться в первую очередь в топ-точках по выручке.

Сейчас мы не будем подробно разбирать, из чего складываются стандарты мерчандайзинга — это тема отдельной книги, отметим лишь наиболее важные отчеты мерчандайзеров.

1. Позиционный отчет по наличию всей продукции на складе магазина. Базовый отчет, необходим для формирования заказа.

Отчет по мерчандайзингу.jpg
Отчет по мерчандайзингу в программе «ST Аналитика»

2. Отчет по выполнению стандартов мерчандайзинга. Отчет по стандартам выкладки отслеживается по фотографиям, включая снимки до и по окончании визита. Фото должны максимально четко отражать ситуацию на полке: расположение на торговом оборудовании, количество фейсов, товарную массу, ценник, дополнительные места продаж, наличие POS-материалов и соблюдение других важных стандартов мерчандайзинга.

Общая картина по представленности продукции в торговых точках складывается на основании еженедельного отчета супервайзера, который заполняется им во время ежедневных посещений точек. При наличии средств автоматизации возможно автоматическое формирование отчета по присутствию минимального ассортимента (MML) и представленности на основании данных, внесенных в систему мерчандайзерами.

Также в этом номере журнала «Мобильная Торговля» №85, 08/2019:
Мерчандайзинг в цифрахмерчандайзинг, аналитика, автоматизация
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
Мерчандайзинг в цифрах
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
SITE_NAME https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/rbc/pressreleases/sistemnye-tekhnologii-merchandayzing-v-tsifrakh/2019-09-23

  1. Как изменились ваши покупательские привычки за год?


public-4028a98f6b2d809a016b646957040052