Здесь может быть Ваша реклама

Подробнее
1302

Поделиться

01 декабря 2016 года состоялась очередная пресс-конференция Консалтинг-Центра «ШАГ». На этот раз она была на тему «Куда девать бизнес?». Спикерами, по традиции, выступили Евгений и Светлана Емельяновы, основатели КЦ «ШАГ». В повестке встречи было заявлено три вопроса — наследование бизнесов, новое поколение предпринимателей и корпоративное управление. Хотелось понять, почему так выросло количество запросов на корпоративное управление именно сейчас.
В общении приняли участие журналисты из разных регионов России. Вопросы участники могли задавать, находясь лично в аудитории, в рамках он-лайн трансляции, в чате или написав их заранее организаторам.
Началась пресс-конференция с обсуждения возможных стратегий выхода из бизнеса владельцев: закрытие бизнеса, наследование, продажа. На встрече 01.12 Евгений и Светлана коснулись лишь одной из них — наследования.
Первый блок рассказа касался нового поколения предпринимателей. Это молодые люди, кому сейчас от 20 до 30, кто создав свой бизнес, уже достиг значительных результатов. Их объединяет несколько характеристик. Во-первых, это отсутствие «имперских» амбиций. Если многие предприниматели 90-х хотели быть самыми большим и самым лучшими, то новые бизнесмены успешно находят небольшие рыночные ниши и делают хороший и устойчивый нишевой бизнес. Во-вторых — отсутствие физических границ. Большинство из предпринимателей новой волны базируют свои бизнесы на IT платформах, поэтому вопрос физического присутствия для них просто не существует. В- третьих, молодые предприниматели легко меняют бизнес-модели. Большинство из них уходит в сторону «уберизации», не беря на себя бремя «физического» бизнеса. И, наконец, новые бизнесы, которые мы видели, бывают как технологически, так и лайф-стайл ориентированными. И это, разумеется, определяет стилистику самого этого бизнеса.
Консультанты отметили, что на своем опыте видят, что молодежь хочет заниматься «своим делом». Это противоречит данным опросов, утверждающим, что среди молодежи преобладает тяга к работе в госструктурах. Понятно, что часть начинающих свое дело останется на уровне самозанятости, а у кого-то получится построить хороший бизнес. И на вопрос: «Какое поколение победит?», Евгений Емельянов уверено ответил, что новое. Потому, что время «старичков» проходит. Они либо станут играть по изменившимся правилам, либо уйдут с рынков.
Еще один важный вопрос — как эти изменения скажутся на обычных сотрудниках компаний. Оба консультанта единогласно утверждают, что хорошо. С точки зрения сотрудников , даже очень хорошо. Не будет серьезной привязки к месту жительства, будет возможность для life-work balance. А вот для работодателей это означает совсем другие принципы построения команды, построения системы контроля, работы с темами удовлетворенности и лояльности сотрудников. Пока лишь единицы из бизнес-компаний освоили и применяют на практике стиль управления посредством «облачного офиса».
Общее у обоих поколений предпринимателей — это то, что большинство из них начинают дело без великих планов на «мировое господство». Все хотят заработать немного денег и получить немного свободы. Но потом выясняется, что бизнес — это, по словам Евгения Емельянова, «проклятая баба, которая напрочь лишает свободы, и еще непонятно, кто кем рулит — бизнес мной или я им». И для тех, кто не разоряется на первых этапах, очень быстро встает вопрос : в чем же смысл моего бизнеса? Денег уже хватает, и что же дальше? Поэтому вопроса о стратегии выхода из бизнеса владельцам не избежать.
Одна из возможных стратегий — наследование бизнеса. Светлана Емельянова сразу оговорилась, что правильного решения и, тем более совета по тому, как передать бизнес, не бывает. «Мы видели случаи, когда детей отправляли учиться за границу, и мы видели истории, когда детей учили в России. Мы видели случаи, когда учить бизнесу начинали в родительской компании, и те случаи, когда учить управлять бизнесом отправляли в другие компании. Кто-то держит детей “в черном теле” и позволяет им только минимальные расходы, а кто-то безмерно финансово балует своих потомков. Вариантов много и каждый из них может быть успешен или неуспешен при разных сценариях развития». Консультанты рассказали реальные кейсы из практики ШАГа, иллюстрирующие эти тезисы. Как заметил Евгений, самое важное, что для успеха передачи бизнеса наследникам нужно учесть три составляющие: желание самого наследника наследовать, «трезвая» голова самого отдающего и готовность компании к передаче.
Именно из третьего пункта логично вытекает последняя заявленная на пресс-конференции тема — почему именно сейчас, среди заказчиков ШАГа так выросло количество запросов на постановку системы корпоративного управления. Совет директоров — это площадка, где собственники могут не только разрешать свои конфликты с помощью третьих лиц — независимых директоров, но и использовать опыт внешних людей для разработки стратегии развития, привнесения лучших практик и построения контроля эффективности развития своего бизнеса.
Изначально наши клиенты- представители старшего поколения российских предпринимателей — использовали этот инструмент, чтобы подняться над оперативным управлением и посмотреть «за горизонт», передав оперативную часть бизнеса наемному управляющему, повысить капитализацию бизнеса при подготовке его, например, к продаже. Сегодня, через Совет директоров начинают вводить во владение младшее поколение, помогая наследникам осваивать позицию владельцев бизнеса. Молодые предприниматели же зачастую особо нуждаются в площадке Совета директоров, чтобы привлекать опытных людей (бизнесменов или консультантов), с помощью которых они получают возможность для более быстрого развития своего бизнеса и избегания ошибок. В этом случае роль независимого директора, приходящего в Совет директоров на время, для решения некой бизнес-задачи, трудно переоценить.
Не удивительно поэтому, что рост спроса на услугу по созданию, ведению и участию в работе Советов директоров становится все более востребованной и среди старшего, и среди молодого поколения предпринимателей. Ведь именно механизм Совета директоров позволяет владельцам занять «свое» место в корпоративной иерархии и ответить на вопрос: «Что я буду делать, когда перестану подписывать заявления на отпуск».
Пресс-конференция продолжилась вопросами от участников, обсуждением идеи семейного капитала и других смежных тем.
Чтобы получить материалы с пресс-конференции: информацию о спикерах, текстовую расшифровку, фотографии, ссылки и бюллетени — необходимо связаться с Инной Власовой, руководителем пресс-службы КЦ «ШАГ». ink@stepconsulting.ru 8-926-468-36-01
ВАЖНО: При цитировании текста пресс-релиза ссылка на Консалтинг-Центр «ШАГ» обязательна.
ВАЖНО: При изменении текста пресс-релиза — согласование с пресс-службой КЦ «ШАГ» обязательно. ink@stepconsulting.ru 8-926-468-36-01 Инна Власова

Интервью

Декоративное изображение

Андрей Герасимчук, ProSpace: «Спрос на решения для управления торговыми инвестициями будет расти»

Зачем «Смарт-Ком» сменила позиционирование на ProSpace, каких решений для сферы FMCG не хватает на отечественном ИТ-рынке и какие инновации наиболее перспективны?

Новость от компании:

Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами