Retail
Бизнес мнения
Коммерческая недвижимость, street retail, ТЦ, склады,
3 сентября 2019, 12:23 437 просмотров

Рост цен на электроэнергию и "плохая погода" в ритейле

АЭА – Агентство энергетического анализа

Как устроен российский энергорынок и что в связи с этим нужно понимать массовым ритейлерам с множественными локациями, владельцам торговых центров и их арендаторам, небольшим стрит ритейлерам, арендующим торговые площади?

Казалось бы, ответы на этот простой вопрос для тех, кто хоть немного им интересуется, вполне очевидные – есть энергосбытовые компании, которые выставляют счета за электроэнергию, купленную ими на оптовом рынке, к стоимости которой прибавляются еще счета за транспорт электроэнергии от электростанций до энергоустановок потребителей. Цены на электроэнергию растут, как дорожает и все остальное, и потребители в торговле мало что могут с этим поделать. Торговые центры перекладывают эти растущие расходы либо прямо в счета крупных арендаторов, имеющих отдельный учет, либо через арендные и коммунальные платежи. Крупные торговые сети занимаются собственным учетом и оптимизацией потребления электроэнергии как на складах и распределительных центрах, так и в магазинах, особенно больших. У небольших магазинов и стрит ритейлеров какой-либо выбор, кроме как ставить автоматические выключатели света в туалетах, отсутствует. И в конечном счете все они так или иначе перекладывают рост издержек на энергоносители ( а электроэнергия составляет в них 80-85%) на покупателей, то есть закладывают их в цену товаров. 

Однако в условиях стагнации и даже сокращения доходов широких масс населения в последние 5 лет делать это становится все труднее. Ритейлеры попадают в вилку – с одной стороны растут издержки, а другой падает покупательский спрос. Это неизбежно ведет к сокращению прибыли и даже убыткам. Конечно, там еще 1001 причина, но стоимость электроэнергии отнюдь не последняя из них. Проблема еще и в том, что, к сожалению, прогноз на ближайшие годы, как минимум, неутешительный. Что касается доходов населения – это к Правительству, но, думаем, ответ многим из вас понятен. А вот по стоимости электроэнергии – это к нам. По расчетам Ассоциации «Сообщество потребителей энергии», цена электроэнергии в 2018–2022 гг. в Европейской части России и на Урале превысит инфляцию на 16 п. п., в Сибири — на 25 п. п., что может привести к сокращению электропотребления. Добавим, что и после 2022 года рост цен на электроэнергию продолжится с опережением инфляции просто потому, что иначе все те планы владельцев энергоактивов, которые уже сегодня одобрены Правительством, невозможно выполнить. Конечно, как это обычно у нас бывает, возможны некоторые временные политические решения по «заморозке» цен, (после которых они растут с удвоенной силой), но это не изменит ситуацию кардинально. 

Значит ли все вышесказанное, что у ритейла нет альтернатив противостоять такому развитию событий, и рост цен на электроэнергию стоит воспринимать как плохую погоду, которая установилась хоть и надолго, но рано или поздно сменится хорошей? 

Наш, пока не очень богатый опыт общения с ритейлом показывает, что именно так думают многие. Причем и большие, и маленькие. Им кажется, что все, в чем они не очень разбираются, не очень понимают – это про плохую погоду. Они пытаются сосредотачиваться на том, что понимают, бороться с обстоятельствами и рисками там, где они реально могут этому противостоять. Например, снижают долю промо в продажах, что приводит к некоторому временному росту операционной маржи, но сокращает трафик в среднесрочной перспективе (смотрите сегодняшний Ъ). Что ж, с точки зрения психологии, это нормально. Но вот с точки зрения экономики и рационального подхода к решению проблем – нет. 

Поэтому, на самом деле, ответы на вопрос о том, как устроен российский энергорынок не такие уж тривиальные для неспециалистов. Более того, мы сталкиваемся с тем, что и те, кто «по долгу службы» должен быть погружен в то, как устроен наш рынок, не очень понимают нюансы. Например, распространенные сегодня проекты по внедрению собственной генерации в сетевом ритейле основаны на том факте, что составляющая передачи в конечной стоимости электроэнергии для потребителей доходит до 50%. Решения заключаются в строительстве энергоцентров рядом с объектом без использования внешних электросетей, загрузке его «как можно больше», возможном использовании тепла, образующегося в процессе выработки электроэнергии, и, таким образом, быстрой окупаемости вложений. При этом расчет ведется исходя из факта примерной эквивалентности операционных расходов на собственную генерацию и стоимости электроэнергии из сети без учета передачи. 

Но такие решения заведомо не годятся для ритейлеров с множественными локациями, особенно для небольших магазинов «у дома» – не зря недавно анонсированное предложение от одной известной компании ограничивается объектами со среднечасовым потреблением не менее 1 МВт. Это соответствует крупному супермаркету формата, например, Ашан. Но и там, где расположен такой супермаркет решение не всегда возможно – должен быть газ, не должно быть рядом жилой застройки – генерация все-таки шумит. И последнее, но далеко не самое неважное – в недалеком будущем такие проекты могут оказаться неокупаемыми из-за введения платы за так называемый сетевой резерв. Суть его заключается в том, что условный Ашан с часовым потреблением не менее 1000 кВт ( 1 МВт), сам или торговый центр, где он расположен, заказывал у электросетевой организации разрешенную максимальную мощность, скажем в 2 МВт ( с учетом пикового потребления, « на вырост» и т.д.). Но на самом деле потребляет, скажем, максимум 1,5 МВт в часы контроля сетевой мощности (как правило, часы утром и вечером почти все, за исключением обеденных в рабочие дни месяца). Тогда, с введением платы за резерв, магазин будет платить за среднюю фактическую пиковую мощность в данном месяце и плюс еще и за резерв, рассчитанный как разница между фактом и разрешенной мощностью. Для действующих потребителей эта мера будет вводится постепенно с переходным периодом до 2024 года, каждый год увеличивая долю платежа за резерв. Для новых проектов – сразу. Это означает, что если вы поставите у себя собственную генерацию, и ваш условный Ашан будет потреблять, скажем 100 кВт из сети, вместо разрешенных 2 МВт, то еще за 1900 кВт вы будете оплачивать сетевой компании в качестве платы за резерв. Но окупаемость вашей генерации как раз и рассчитана из неоплаты передачи при нагрузке в 1000-1500 кВт и фактического потребления из сети в только в 100 кВт в среднем в данный месяц. Если вы теряете эту неоплату, ваш проект становится неокупаемым – производство электроэнергии на собственной генерации с учетом стоимости инвестиций дороже, чем цена из сети примерно в среднем на один рубль, за исключением часа максимального потребления. Да и без учета инвестиций цена из сети в большинстве случаев ниже, чем операционные издержки такой генерации, работающей в постоянном "тупом", а не умном режиме.

Помимо этого регуляторного риска, есть еще одно обстоятельство. Максимальная загрузка собственной генерации в таких проектах ведет к быстрому достижению предельной наработки оборудования до дорогостоящего капитального ремонта (70-80% от стоимости новой установки), а также к расходам на масло и техобслуживание (обычно каждые 3000 часов). Большинство качественных современных газовых машин имеют наработку до капремонта от 60 тыс. часов до 100 -110 тыс. часов. В году 8760 часов. Вот и считайте. Понятно, что производители машин и их дилеры заинтересованы в том, чтобы машина была загружена по максимуму. Но для владельца собственной генерации, особенно ритейлера, это неочевидная стратегия. 

Как решить все эти перечисленные проблемы при внедрении собственной генерации, выбрать оптимальное  и умное решение для ритейлера с множественными локациями, каким образом бороться с «плохой погодой» постоянного роста цен на энергию – в этом суть нашего бизнеса. 

 Обращайтесь.

Поделиться публикацией:
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и Яндекс.Дзен , чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.
Зачем вам может понадобиться настольный этикеточны...
599
Власти и бизнес обсудили новую стратегию развития ...
3235
Франчайзинговая сеть открыла другим ритейлерам дос...
678
Дизайн-код перекроил рынок наружной рекламы в стол...
862
Как IKEA, Whole Foods и Tommy Bahama повышают траф...
670
Как сделать аккаунт компании источником трафика?
2893

Как устроен российский энергорынок и что в связи с этим нужно понимать массовым ритейлерам с множественными локациями, владельцам торговых центров и их арендаторам, небольшим стрит ритейлерам, арендующим торговые площади?

Казалось бы, ответы на этот простой вопрос для тех, кто хоть немного им интересуется, вполне очевидные – есть энергосбытовые компании, которые выставляют счета за электроэнергию, купленную ими на оптовом рынке, к стоимости которой прибавляются еще счета за транспорт электроэнергии от электростанций до энергоустановок потребителей. Цены на электроэнергию растут, как дорожает и все остальное, и потребители в торговле мало что могут с этим поделать. Торговые центры перекладывают эти растущие расходы либо прямо в счета крупных арендаторов, имеющих отдельный учет, либо через арендные и коммунальные платежи. Крупные торговые сети занимаются собственным учетом и оптимизацией потребления электроэнергии как на складах и распределительных центрах, так и в магазинах, особенно больших. У небольших магазинов и стрит ритейлеров какой-либо выбор, кроме как ставить автоматические выключатели света в туалетах, отсутствует. И в конечном счете все они так или иначе перекладывают рост издержек на энергоносители ( а электроэнергия составляет в них 80-85%) на покупателей, то есть закладывают их в цену товаров. 

Однако в условиях стагнации и даже сокращения доходов широких масс населения в последние 5 лет делать это становится все труднее. Ритейлеры попадают в вилку – с одной стороны растут издержки, а другой падает покупательский спрос. Это неизбежно ведет к сокращению прибыли и даже убыткам. Конечно, там еще 1001 причина, но стоимость электроэнергии отнюдь не последняя из них. Проблема еще и в том, что, к сожалению, прогноз на ближайшие годы, как минимум, неутешительный. Что касается доходов населения – это к Правительству, но, думаем, ответ многим из вас понятен. А вот по стоимости электроэнергии – это к нам. По расчетам Ассоциации «Сообщество потребителей энергии», цена электроэнергии в 2018–2022 гг. в Европейской части России и на Урале превысит инфляцию на 16 п. п., в Сибири — на 25 п. п., что может привести к сокращению электропотребления. Добавим, что и после 2022 года рост цен на электроэнергию продолжится с опережением инфляции просто потому, что иначе все те планы владельцев энергоактивов, которые уже сегодня одобрены Правительством, невозможно выполнить. Конечно, как это обычно у нас бывает, возможны некоторые временные политические решения по «заморозке» цен, (после которых они растут с удвоенной силой), но это не изменит ситуацию кардинально. 

Значит ли все вышесказанное, что у ритейла нет альтернатив противостоять такому развитию событий, и рост цен на электроэнергию стоит воспринимать как плохую погоду, которая установилась хоть и надолго, но рано или поздно сменится хорошей? 

Наш, пока не очень богатый опыт общения с ритейлом показывает, что именно так думают многие. Причем и большие, и маленькие. Им кажется, что все, в чем они не очень разбираются, не очень понимают – это про плохую погоду. Они пытаются сосредотачиваться на том, что понимают, бороться с обстоятельствами и рисками там, где они реально могут этому противостоять. Например, снижают долю промо в продажах, что приводит к некоторому временному росту операционной маржи, но сокращает трафик в среднесрочной перспективе (смотрите сегодняшний Ъ). Что ж, с точки зрения психологии, это нормально. Но вот с точки зрения экономики и рационального подхода к решению проблем – нет. 

Поэтому, на самом деле, ответы на вопрос о том, как устроен российский энергорынок не такие уж тривиальные для неспециалистов. Более того, мы сталкиваемся с тем, что и те, кто «по долгу службы» должен быть погружен в то, как устроен наш рынок, не очень понимают нюансы. Например, распространенные сегодня проекты по внедрению собственной генерации в сетевом ритейле основаны на том факте, что составляющая передачи в конечной стоимости электроэнергии для потребителей доходит до 50%. Решения заключаются в строительстве энергоцентров рядом с объектом без использования внешних электросетей, загрузке его «как можно больше», возможном использовании тепла, образующегося в процессе выработки электроэнергии, и, таким образом, быстрой окупаемости вложений. При этом расчет ведется исходя из факта примерной эквивалентности операционных расходов на собственную генерацию и стоимости электроэнергии из сети без учета передачи. 

Но такие решения заведомо не годятся для ритейлеров с множественными локациями, особенно для небольших магазинов «у дома» – не зря недавно анонсированное предложение от одной известной компании ограничивается объектами со среднечасовым потреблением не менее 1 МВт. Это соответствует крупному супермаркету формата, например, Ашан. Но и там, где расположен такой супермаркет решение не всегда возможно – должен быть газ, не должно быть рядом жилой застройки – генерация все-таки шумит. И последнее, но далеко не самое неважное – в недалеком будущем такие проекты могут оказаться неокупаемыми из-за введения платы за так называемый сетевой резерв. Суть его заключается в том, что условный Ашан с часовым потреблением не менее 1000 кВт ( 1 МВт), сам или торговый центр, где он расположен, заказывал у электросетевой организации разрешенную максимальную мощность, скажем в 2 МВт ( с учетом пикового потребления, « на вырост» и т.д.). Но на самом деле потребляет, скажем, максимум 1,5 МВт в часы контроля сетевой мощности (как правило, часы утром и вечером почти все, за исключением обеденных в рабочие дни месяца). Тогда, с введением платы за резерв, магазин будет платить за среднюю фактическую пиковую мощность в данном месяце и плюс еще и за резерв, рассчитанный как разница между фактом и разрешенной мощностью. Для действующих потребителей эта мера будет вводится постепенно с переходным периодом до 2024 года, каждый год увеличивая долю платежа за резерв. Для новых проектов – сразу. Это означает, что если вы поставите у себя собственную генерацию, и ваш условный Ашан будет потреблять, скажем 100 кВт из сети, вместо разрешенных 2 МВт, то еще за 1900 кВт вы будете оплачивать сетевой компании в качестве платы за резерв. Но окупаемость вашей генерации как раз и рассчитана из неоплаты передачи при нагрузке в 1000-1500 кВт и фактического потребления из сети в только в 100 кВт в среднем в данный месяц. Если вы теряете эту неоплату, ваш проект становится неокупаемым – производство электроэнергии на собственной генерации с учетом стоимости инвестиций дороже, чем цена из сети примерно в среднем на один рубль, за исключением часа максимального потребления. Да и без учета инвестиций цена из сети в большинстве случаев ниже, чем операционные издержки такой генерации, работающей в постоянном "тупом", а не умном режиме.

Помимо этого регуляторного риска, есть еще одно обстоятельство. Максимальная загрузка собственной генерации в таких проектах ведет к быстрому достижению предельной наработки оборудования до дорогостоящего капитального ремонта (70-80% от стоимости новой установки), а также к расходам на масло и техобслуживание (обычно каждые 3000 часов). Большинство качественных современных газовых машин имеют наработку до капремонта от 60 тыс. часов до 100 -110 тыс. часов. В году 8760 часов. Вот и считайте. Понятно, что производители машин и их дилеры заинтересованы в том, чтобы машина была загружена по максимуму. Но для владельца собственной генерации, особенно ритейлера, это неочевидная стратегия. 

Как решить все эти перечисленные проблемы при внедрении собственной генерации, выбрать оптимальное  и умное решение для ритейлера с множественными локациями, каким образом бороться с «плохой погодой» постоянного роста цен на энергию – в этом суть нашего бизнеса. 

 Обращайтесь.

Рост цен на электроэнергию и "плохая погода" в ритейлеритейл, ритейлер, энергопотребление, энергоэффективность
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
Рост цен на электроэнергию и "плохая погода" в ритейле
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
SITE_NAME https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/rbc/pressreleases/rost-tsen-na-elektroenergiyu-i-plokhaya-pogoda-v-riteyle/2019-12-14


public-4028a98f6b2d809a016b646957040052