Реклама на retail.ru
Здесь может быть
Ваша реклама
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Здесь может быть Ваша реклама
ПодробнееПоделиться
При выводе нового препарата на рынок не обойтись без информативного и эффективного сайта. Задача маркетолога — не просто организовать создание страницы в интернете, а продумать каждую деталь: структуру, визуальный, текстовый контент. А еще учесть SEO-алгоритмы и жесткие законодательные ограничения, нарушение которых грозит штрафами.
Мы — SVK.Digital — с 2005 года создаем IT-решения для медицинской отрасли, поэтому в помощь маркетологам из медицины написали эту статью. В ней поделимся опытом и подробно расскажем, что учесть при разработке сайта мед.препарата.
СОЗДАТЬ РАБОТАЮЩУЮ СТРУКТУРА САЙТА
Если компания планирует использовать сайт как эффективный инструмент продвижения, то начать его разработку стоит с главного и фундаментального этапа – формирования структуры.
Первый шаг для этого — продумать цели сайта. Их может быть две.
Первая — прямая продажа физическим лицам. Этот вариант подходит, если речь идет о безрецептурных препаратах. В этом случае стоит разместить на главной странице кнопку покупки, а также добавить возможность купить в крупных сетях: аптека ру или маркетплейсы, если это БАД.
Вторая цель — продажа через дистрибьюторов. В этом случае важно продумать путь клиента на сайте таким образом, чтобы пользователь попал на выбор ближайшего дистрибьютора.
Например, когда мы делали сайт для коллагенового материала Коллост, мы реализовали это так: на первом экране главной страницы пользователь нажимает на кнопку «где купить» и переходит на страницу со списком клиник, которые удобно отфильтровать по городу или выбрать ближайшую клинику на карте.
Следующий фактор, отталкиваясь от которого вы будете строить структуру, это ЦА. У медицинских сайтов — это обычно либо потребители, либо дистрибьюторы, либо практикующие врачи. Каждая из этих групп хочет видеть разную информацию на сайте:
- Покупателя интересует как представленный препарат может решить его проблему. Это значит, что он должен легко найти показания к применению, инструкцию, способы применения и ответы на часто задаваемые вопросы.
- Дистрибьюторы ищут контактные данные производителей и информацию коммерческого характера. Раздел для партнеров обычно включают в структуру основного сайта, а не создают отдельный портал.
- Для практикующего доктора в первую очередь важны доказательства эффективности, данные о клиническом опыте использования, показания и противопоказания, а также обучающие материалы.
Как правило, при продвижении мед.препарата компания заинтересована в работе не с одной, а сразу с 2-3 группами ЦА. И тут возникает вопрос, как уместить информацию для разных ЦА на одном сайте.
Вот как мы решали эту задачу на сайте Коллост. Сайт создан для потребителей, но в меню есть кнопка «специалистам», нажимая на которую врач переходит в раздел, где можно скачать документы по мед. материалу, почитать научные статьи, посмотреть видео, задать вопрос или найти дистрибьютора в своем регионе.
Еще пример - сайт филлера для коррекции морщин MIRACOLL, где страницы «где пройти процедуру» и «о продукте» для пользователей, а «мероприятия» и «научные публикации» для специалистов.
УЧЕСТЬ ТРЕБОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
При разработке сайта мед. препарата необходимо учесть законодательные требования. В противном случае высока вероятность столкнуться с серьезными штрафами со стороны контролирующих органов.
В РФ нет единого нормативного акта, который бы регулировал создание и ведение сайта медицинского препарата. Требования разбросаны по трем федеральным законам, двум приказам Минздрава, приказам ФФОМС и другим связанным законам и подзаконные актам. Вот ссылки на основные законы:
- №61-ФЗ от 12.04.2010 г. «Об обращении лекарственных средств»;
- Ст.24 №38-ФЗ от 13.03.2006 г. «О рекламе»;
- Закон РФ №2300-1 от 07.02.1992 г. «О защите прав потребителей»
- №152-ФЗ от 27.07.2006 г. «О персональных данных»;
- № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
- Приказ № 36 от 28.02.2019 г.
Ни один маркетолог не осилит этот список. Поэтому мы собрали за вас обязательные пункты, которые должны быть на сайте препарата:
- информация о компании, которая выпускает мед.препарат;
- сведения о формах выпуска и дозировках;
- номер регистрационного удостоверения и скан-копия (как альтернатива – ссылка на него);
- инструкция;
- ссылка на форму обращения в Фармкомнадзор;
- уведомление о противопоказаниях, необходимости проконсультироваться у специалиста и изучить инструкцию (размещается на ВСЕХ вкладках и карточках).
Также рекомендуется предусмотреть согласие на обработку персональных данных – их защите (а значит, сбору, хранению и обработке).
Помимо информации, которую разместить на сайте необходимо, есть и ряд запретов. В частности, на сайте мед.препарата НЕЛЬЗЯ:
- гарантировать безопасность, отсутствие побочных действий и / или эффективность препарата, в том числе со ссылкой на его «натуральное» происхождение;
- утверждать и / или предполагать, что пользователь страдает от какого-либо заболевания или расстройства;
- выражать благодарность физическим лицам, которые использовали препарат;
- давать ссылки на конкретные случаи, когда человек излечился от болезни или его состояние улучшилось в результате приема препарата;
- обращаться к несовершеннолетним пользователям;
- создавать впечатление о необходимости применения препарата у здорового человека;
- создавать представление о преимуществах препарата, ссылаясь на обязательные для гос.регистрации исследования;
- представлять медицинский препарат как товар, не являющийся лекарственным средством (например, БАД или пищевую добавку) - если он не относится к такой категории;
- создавать впечатление ненужности обращаться к доктору.
Перечисленные выше требования обязательны как для рецептурных и безрецептурных препаратов, так и для БАДов.
Если препарат рецептурный, то информация о нем должна быть доступна только для медиков, ветеринаров и фармацевтических работников. То есть при его разработке нужно предусмотреть форму, в которой пользователь будет подтверждать, что относится к одной из этих категорий (требовать при этом документы не обязательно, разработчик вправе поверить пользователю «на слово»).
Особое внимание Росздравнадзора могут привлечь мед.препараты, содержащие наркотические вещества. Если у вас препарат такого вида, то все требования нужно соблюдать вдвойне внимательно.
Мы не гарантируем, что перечисленный список требований является полным, поэтому при разработке медицинского сайта мы обращаемся к юристам, что советуем сделать и вам.
ПОКАЗАТЬ ВИЗУАЛЬНО ТЕХНОЛОГИЮ ДЕЙСТВИЯ ПРЕПАРАТА НА ОРГАНИЗМ И МЕСТА ПРИМЕНЕНИЯ
Изображения и видео действия препарата позволяют быстро донести информацию и создать яркий эмоциональный отклик.
В основном визуал важнее обычным покупателям, так как дистрибьюторов больше интересуют условия сотрудничества, а медиков – научно-исследовательские материалы, однако и те, и другие вне своей профессии тоже люди.
Человек на момент посещения сайта имеет конкретную проблему, которую он хочет решить. Визуал должен убедить, что препарат поможет добиться этой цели и воздействует именно на ту область, что ему нужна.
Например, как мы с помощью визуала на сайтах Коллост и MIRACOL передавали эффект действия препаратов:
- видеоролики;
- Фото до/после применения препарата;
- Графическое изображение;
При выборе контента стоит учитывать, что некоторые изображения (например, фото ожогов, рваных ран, язв) могут шокировать неподготовленного пользователя. Стоит разместить предупреждение о шокирующем контенте или «заблюрить» особенно неприятные изображения.
Подбирая изображения для сайта мед.препарата, важно помнить, что на них распространяются те же законодательные требования, что и на текстовый контент.
ПРОДУМАТЬ КАРТОЧКУ ПРЕПАРАТА
На сайте может быть представлен не один препарат, а целая линейка. В этом случае для каждого продукта нужно создать отдельную карточку препарата. Что она должна содержать:
- визуальное изображение;
- краткое описание воздействия;
- подробную инструкцию (или ссылку на страницу с инструкцией). Разрабатывать страницу с инструкцией рекомендуется таким образом, чтобы ее удобно было читать с экрана смартфона, так как большинство потребителей используют именно телефон, когда ищут информацию о препаратах;
- сведения о дозировках, действующих веществах, механизме действия и противопоказаниях.
К карточке препарата предъявляются те же законодательные требования, что и для сайта. Обязательная информация должна быть представлена либо в виде текста, либо в формате интуитивно понятных ссылок.
СОЗДАТЬ БЛОГ
Блог - известный вам инструмент, позволяющий привлечь нужную ЦА на сайт.
На сайте препарата тематика блога не должна сводиться только к обсуждению лекарства, которому посвящен сайт. В контент-план стоит включить публикации на темы, прямо или косвенно связанные с проблемой, которую решает мед.препарат. Например:
Чтобы повысить эффективность конвертации инфотрафика в покупки, можно размещать в публикациях ссылки на карточки препаратов.
ДОБАВИТЬ КОНТЕНТ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ЦА
Помимо разделов, что мы уже перечислили, стоит подумать, какая еще информация будет интересна ЦА и поможет пользователю сделать выбор в пользу вашего мед.препарата.
Например, пользователям будет интересно ознакомиться с разделом «О компании». Это своеобразное «портфолио». Для мед.препаратов этот раздел не является обязательным. Однако данные о том, сколько лет компания работает на рынке, проводит ли самостоятельные исследования, располагает ли лабораторными комплексами и собственным производством, поможет произвести положительное впечатление как на покупателя, так и на дистрибьютора.
Если речь идет об обычных покупателях, то для них важны впечатления и опыт других людей, уже использовавших препарат. Это значит, что нужно предусмотреть раздел с отзывами и рекомендациями, а также форму обратной связи. Раздел отзывов будет полезен не только посетителям сайта, но и корпоративной команде, которая сможет почерпнуть оттуда идеи по улучшению продукта.
Вот пример оформления раздела «Отзывы и рекомендации» в одном из наших проектов.
Помимо отзывов покупателя могут заинтересовать такие рубрики, как «Вопрос – ответ», «Онлайн-консультация», «Онлайн-инструкция по подбору подходящей формы выпуска / дозировки» (если на странице представлено несколько разных карточек).
Для профессиональных медиков более полезной будет информация о научных или лабораторных исследованиях, связанных с препаратом. Также можно предусмотреть возможность обучения работе с препаратом, проведение семинаров в режиме онлайн, чат с коллегами. В нашем кейсе препарата Коллост это реализовано так:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Надеемся, что эта статья поможет вам создать эффективный сайт мед.препарата с учетом требований законодательства и запросов ЦА. А если захотите свести риски к минимуму и отдать техническую часть, аналитику и дизайн компании с опытом, пишите нам.
Интервью
Александр Перемятов, Slava concept: «Заниматься российской модой стало модно»
От поп-ап к сети из 10 универмагов.