Формат «даркстор» сравнительно новый, он активно существует около 10 лет, но только в связи с пандемией этот формат получил мощный стимул к развитию и прочно закрепился на рынке, набирая все большую популярность и отвоевывая покупателей у классических магазинов. Само название даркстор (от анг. darkstore — темный магазин) подразумевает, что это магазин без покупателей. По сути, это небольшой склад, на котором собирают заказы, чтобы потом доставить клиенту.
Главное достоинство дарксторов в том, что, выбрав товары на сайте или в мобильном приложении, вы можете продолжать заниматься своими делами и просто дождаться курьера, который приедет в течение получаса.
Магазин и даркстор: главные отличия
Основное отличие — это сценарий совершения покупки. В магазин мы идем сами, а из даркстора покупки нам доставляет курьер.
Второе отличие — обеднение покупательского опыта при использовании сервисов доставки. Ведь мы ходим в магазин не только для того, чтобы что-то купить. Важен процесс выбора, тактильный контакт с товаром, взаимодействие с персоналом магазина и так далее.
Третье отличие — широта ассортимента. Очевидно, что в маленьком дарксторе невозможно сосредоточить такое же количество SKU, как в стандартном магазине «у дома».
Обратная сторона успеха формата дарксторов
На первый взгляд этот розничный формат выглядит простым и понятным. Кажется, что многочисленные операционные задачи, присущие классическим магазинам (работа с планограммами, контроль выкладки, оформление промоакций, проверка ценников на актуальность и т.д.) дарксторов не касаются.
Но все не так просто. Отличительная черта этого формата бизнеса — скорость: быстрое интенсивное развитие (в месяц открывается от 10 до 20 объектов), сборка заказа, доставка. У этой особенности «две стороны медали». С одной стороны: быстрый рост -> популяризация бренда -> увеличение прибыльности. С другой: нехватка времени и ресурсов на описание и формализацию бизнес-процессов как действующих, так и новых. Проще говоря, сотрудники дарксторов живут «в вечном пожаре».
Цена высокой скорости доставки заказа покупателю
Как вы думаете, с чего начинается процесс доставки заказ покупателю? С даркстора, где собирают ваш заказ? Нет. Все начинается с распределительного центра (РЦ), на который поступают товары от огромного количества поставщиков. С этого момента запускает операционный цикл формата даркстора.