Исследования и рейтинги
FMCG. Продуктовый ритейл. Алкоголь
22 мая 2019, 13:27 2076 просмотров

Сетевой FMCG-ритейл в 2018 г. вырос на 12,7%

M.A.Research

Длительные негативные тренды привели к тому, что в 2017-2018 гг. российский FMCG-ритейл развивался более сдержанными темпами, чем в 2015-2016 годах. Основная причина – снижение потребительского спроса, вызванное сокращением реальных доходов на фоне роста обязательных платежей и розничных цен на непродовольственные товары и услуги. Ситуация на рынке FMCG соответствует основным тенденциям в ритейле.  

Летом 2018 г. стало известно о повышении ставки НДС с 18 до 20 процентов с января 2019 года, что привело к пересмотру контрактов между ритейлерами и поставщиками и послужило началом постепенного повышения розничных цен на товары и услуги и разгона инфляции. Вторым важным событием 2018 г. стало повышение пенсионного возраста и последовавшие за этим изменения в социальной сфере и на рынке труда, причем последствия будут сказываться в течение многих лет. 

Рост цен на товары и услуги привел к тому, доля сбережений в 2018 г. снизилась до 5,6% общей суммы денежных доходов (2017 г. – 8,1%) на фоне роста доли покупок товаров и услуг. Потребительский спрос остается на довольно низком уровне, хотя 2018 год в этом плане был лучше 2017 года. Однако россияне продолжают сокращать траты не только на товары длительного спроса, но и на продовольственные товары и товары первой необходимости, растет объем выданных потребительских кредитов.

По мнению аналитиков M.A. Research, актуальную потребительскую модель можно назвать «сдержанное потребление». В 2018 г. доля сбережений была рекордно низкой, что говорит об окончательном переходе от сберегательной модели к модели разумного потребления. Однако растущая доля бедного населения и населения с низким уровнем доходов также говорит о том, что у довольно большой группы людей просто нет возможности делать сбережения.

По данным исследования M.A. Research "Российский FMCG-ритейл в 2018 г. и прогноз на 2019-2024 гг.", по итогам 2018 г. оборот сетевой продовольственной розницы вырос на 12,7%, составив около 10,5 трлн рублей, драйверами остаются крупные федеральные сети. FMCG-сети формируют треть оборота розничной торговли РФ, а в среднесрочной перспективе показатель приблизится к 40%.

По предварительным итогам 2018 г. доля топ-10 FMCG-сетей составила около 17% оборота розничной торговли РФ, увеличившись на 0,6 процентных пункта. Причина стагнации доли крупнейших FMCG-сетей – падение темпов выручки «МЕТРО» и «Ашан», замедление темпов выручки у крупных российских сетей. Замедление темпов роста выручки топ-10 свидетельствует о достижении стадии зрелого рынка на фоне низкого потребительского спроса и покупательной способности. Крупные сети росли за счет более низких розничных цен, высокой доли акционных товаров, персональных предложений для покупателей, однако в условиях продолжающейся стагнации российской экономики показатели крупных ритейлеров ожидаемо начали снижаться. Кроме того, большинство крупных сетей постепенно переходят к интенсивному росту, отходя от экстенсивного, что подразумевает увеличение прибыли, а не выручки.

Статья подготовлена по результатам исследования M.A.Research "Российский FMCG-ритейл в 2018 г. и прогноз на 2019-2024 гг.".

Поделиться публикацией:
Источник: M.A.Research
Подписывайтесь на наши новостные рассылки, а также на каналы  Telegram , Vkontakte , Дзен чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.
Добавьте "Retail.ru" в свои источники в Яндекс.Новости
Загрузка
Сетевой FMCG-ритейл в 2018 г. вырос на 12,7%

Длительные негативные тренды привели к тому, что в 2017-2018 гг. российский FMCG-ритейл развивался более сдержанными темпами, чем в 2015-2016 годах. Основная причина – снижение потребительского спроса, вызванное сокращением реальных доходов на фоне роста обязательных платежей и розничных цен на непродовольственные товары и услуги. Ситуация на рынке FMCG соответствует основным тенденциям в ритейле.  

Летом 2018 г. стало известно о повышении ставки НДС с 18 до 20 процентов с января 2019 года, что привело к пересмотру контрактов между ритейлерами и поставщиками и послужило началом постепенного повышения розничных цен на товары и услуги и разгона инфляции. Вторым важным событием 2018 г. стало повышение пенсионного возраста и последовавшие за этим изменения в социальной сфере и на рынке труда, причем последствия будут сказываться в течение многих лет. 

Рост цен на товары и услуги привел к тому, доля сбережений в 2018 г. снизилась до 5,6% общей суммы денежных доходов (2017 г. – 8,1%) на фоне роста доли покупок товаров и услуг. Потребительский спрос остается на довольно низком уровне, хотя 2018 год в этом плане был лучше 2017 года. Однако россияне продолжают сокращать траты не только на товары длительного спроса, но и на продовольственные товары и товары первой необходимости, растет объем выданных потребительских кредитов.

По мнению аналитиков M.A. Research, актуальную потребительскую модель можно назвать «сдержанное потребление». В 2018 г. доля сбережений была рекордно низкой, что говорит об окончательном переходе от сберегательной модели к модели разумного потребления. Однако растущая доля бедного населения и населения с низким уровнем доходов также говорит о том, что у довольно большой группы людей просто нет возможности делать сбережения.

По данным исследования M.A. Research "Российский FMCG-ритейл в 2018 г. и прогноз на 2019-2024 гг.", по итогам 2018 г. оборот сетевой продовольственной розницы вырос на 12,7%, составив около 10,5 трлн рублей, драйверами остаются крупные федеральные сети. FMCG-сети формируют треть оборота розничной торговли РФ, а в среднесрочной перспективе показатель приблизится к 40%.

По предварительным итогам 2018 г. доля топ-10 FMCG-сетей составила около 17% оборота розничной торговли РФ, увеличившись на 0,6 процентных пункта. Причина стагнации доли крупнейших FMCG-сетей – падение темпов выручки «МЕТРО» и «Ашан», замедление темпов выручки у крупных российских сетей. Замедление темпов роста выручки топ-10 свидетельствует о достижении стадии зрелого рынка на фоне низкого потребительского спроса и покупательной способности. Крупные сети росли за счет более низких розничных цен, высокой доли акционных товаров, персональных предложений для покупателей, однако в условиях продолжающейся стагнации российской экономики показатели крупных ритейлеров ожидаемо начали снижаться. Кроме того, большинство крупных сетей постепенно переходят к интенсивному росту, отходя от экстенсивного, что подразумевает увеличение прибыли, а не выручки.

Статья подготовлена по результатам исследования M.A.Research "Российский FMCG-ритейл в 2018 г. и прогноз на 2019-2024 гг.".

fmcg, торговые сети, исследованиеСетевой FMCG-ритейл в 2018 г. вырос на 12,7%
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
Retail.ru https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/rbc/pressreleases/m-a-research-setevoy-fmcg-riteyl-v-2018-g-vyros-na-12-7/2019-05-22


public-4028a98f6b2d809a016b646957040052