Исследования и рейтинги
FMCG. Продуктовый ритейл. Алкоголь
30 июля 2019, 10:30 3855 просмотров

Сетевой FMCG-ритейл будет расти на 4-5% с учетом инфляции в 2020-2024 годах

M.A.Research

В 2017-2018 гг. потребительский спрос оставался низким вследствие постоянного снижения реальных доходов на фоне увеличения обязательных платежей и сокращения доли сбережений. Начиная со второй половины 2018 г., начался рост розничных цен, что, по мнению аналитиков M.A. Research, было вызвано ослаблением рубля и повышением ставки НДС с 2019 года, ритейлеры и производители начали заранее увеличивать отпускные и розничные цен. Начиная с 2019 г., цены на большинство продовольственных товаров выросли на 5-15%. Вырос объем потребительских кредитов, в том числе направленных на рефинансирование ранее взятых кредитов, так что положительная динамика розничной торговли поддерживалась в том числе и кредитными деньгами. 

Конкуренция на рынке продовольственного ритейла ужесточилась, что привело к закрытию многих региональных и федеральных сетей. Аналитики M.A. Research полагают, что в 2019-2024 гг. конкуренция продолжит расти, а рынок продолжит консолидироваться за счет крупных ритейлеров. На первом плане остается развитие логистики и диджитализация FMCG-ритейла, которые в среднесрочной перспективе будут определяющими факторами развития рынка, наряду с уровнем потребительского спроса.

С точки зрения потребительской модели аналитики M.A. Research отмечают доминирование ценового фактора, сдержанное потребление, сокращение физического объема покупки, отказ от покупки более дорогих товаров (мясо, фрукты, овощи и др.). Учитывая, что в России ежегодно увеличивается доля бедного населения, представляется вполне обоснованным рост доли дисконтных форматов, а также сохранение модели сдержанного потребления как минимум до конца 2021 года.

В крупных городах растет популярность заказа готовой еды на дом, крупные ритейлеры расценивают службы доставки готовой еды как потенциальных конкурентов в долгосрочной перспективе. Увеличение рынка доставки готовой еды связано с желанием покупателей сэкономить время на покупке и приготовлении, наиболее популярен заказ готовой еды у молодых покупателей (до 35 лет), работающих полный рабочий день в офисе.

По данным прогноза МЭР, в 2019 г. уровень инфляции увеличится до 4,7%, по прогнозам Центробанка – до 5-6%, что обусловлено увеличением ставки НДС с 18% до 20% с 1 января 2019 года. Минэкономразвития ожидает, что уже в 2020 г. уровень инфляции снизится, вернувшись к целевым значениям (4%). Аналитики M.A. Research полагают, что уровень потребительской инфляции продолжит расти и в 2020 г., составив 4,5-5,0 процента. Дальнейший разгон инфляции будет сдерживаться низким потребительским спросом в 2019-2021 годах.

Тарифы ЖКХ и другие платные услуги населению продолжат расти на уровне 3,9-4,5% в 2024 году, резкого увеличения не ожидается. Однако розничные цены в 2019-2020 гг. будут расти быстрее, чем в 2017-2018 гг., что связано с повышением НДС, цен на топливо, слабым рублем, поскольку все эти факторы увеличивают конечную стоимость товаров в товаропроводящей сети. Возможное введение пошлин на импортные товары может привести к росту цен на них.

В 2022-2024 гг. рынок адаптируется к новым условиям, а цены стабилизируются. Однако факторов, способствующих повышению потребительского спроса, в 2019-2021 гг. практически нет. Если консервативный прогноз МЭР по темпам роста реальных располагаемых доходов будет реализован, то восстановления спроса можно будет ожидать не раньше 2022 г., если сокращение доходов продолжится, то реальные темпы роста розничной торговли начнут замедляться, возможна и отрицательная динамика.

Основной сценарий развития, построенный на базе консервативного варианта прогноза МЭР, предполагает номинальный рост оборота сетевой продовольственной розницы в 2019 г. на уровне 6,8-7%, с учетом инфляции – 2,1-2,5 процента. Продажи будут расти в стоимостном выражении, в натуральном выражении рост будет либо около нулевым (0,2-0,5%), либо отрицательным. Темпы роста у лидеров рынка и крупных сетей замедлятся за счет сокращения трафика покупателей, в сегменте небольших и средних игроков увеличится число банкротств.

В 2020 г. тенденция продолжится, реальные темпы прироста рынка сетевой продовольственной розницы будут на уровне 4-5% за счет замедления инфляции. В случае сохранения инфляции на уровне 2019 г. реальные темпы прироста рынка составят 3,0-3,5 процента. В 2021 г. рынок постепенно начнет стабилизироваться, адаптационный период закончится, что позволит укрепить тенденцию увеличения реальных темпов прироста рынка сетевого FMCG-ритейла.

Статья подготовлена по результатам исследования M.A.Research "Российский FMCG-ритейл в 2018 г. и прогноз на 2019-2024 гг.".

Поделиться публикацией:
Источник: M.A.Research
Подписывайтесь на наши новостные рассылки, а также на каналы  Telegram , Vkontakte , Дзен чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.
Добавьте "Retail.ru" в свои источники в Яндекс.Новости
Загрузка
Сетевой FMCG-ритейл будет расти на 4-5% с учетом инфляции в 2020-2024 годах

В 2017-2018 гг. потребительский спрос оставался низким вследствие постоянного снижения реальных доходов на фоне увеличения обязательных платежей и сокращения доли сбережений. Начиная со второй половины 2018 г., начался рост розничных цен, что, по мнению аналитиков M.A. Research, было вызвано ослаблением рубля и повышением ставки НДС с 2019 года, ритейлеры и производители начали заранее увеличивать отпускные и розничные цен. Начиная с 2019 г., цены на большинство продовольственных товаров выросли на 5-15%. Вырос объем потребительских кредитов, в том числе направленных на рефинансирование ранее взятых кредитов, так что положительная динамика розничной торговли поддерживалась в том числе и кредитными деньгами. 

Конкуренция на рынке продовольственного ритейла ужесточилась, что привело к закрытию многих региональных и федеральных сетей. Аналитики M.A. Research полагают, что в 2019-2024 гг. конкуренция продолжит расти, а рынок продолжит консолидироваться за счет крупных ритейлеров. На первом плане остается развитие логистики и диджитализация FMCG-ритейла, которые в среднесрочной перспективе будут определяющими факторами развития рынка, наряду с уровнем потребительского спроса.

С точки зрения потребительской модели аналитики M.A. Research отмечают доминирование ценового фактора, сдержанное потребление, сокращение физического объема покупки, отказ от покупки более дорогих товаров (мясо, фрукты, овощи и др.). Учитывая, что в России ежегодно увеличивается доля бедного населения, представляется вполне обоснованным рост доли дисконтных форматов, а также сохранение модели сдержанного потребления как минимум до конца 2021 года.

В крупных городах растет популярность заказа готовой еды на дом, крупные ритейлеры расценивают службы доставки готовой еды как потенциальных конкурентов в долгосрочной перспективе. Увеличение рынка доставки готовой еды связано с желанием покупателей сэкономить время на покупке и приготовлении, наиболее популярен заказ готовой еды у молодых покупателей (до 35 лет), работающих полный рабочий день в офисе.

По данным прогноза МЭР, в 2019 г. уровень инфляции увеличится до 4,7%, по прогнозам Центробанка – до 5-6%, что обусловлено увеличением ставки НДС с 18% до 20% с 1 января 2019 года. Минэкономразвития ожидает, что уже в 2020 г. уровень инфляции снизится, вернувшись к целевым значениям (4%). Аналитики M.A. Research полагают, что уровень потребительской инфляции продолжит расти и в 2020 г., составив 4,5-5,0 процента. Дальнейший разгон инфляции будет сдерживаться низким потребительским спросом в 2019-2021 годах.

Тарифы ЖКХ и другие платные услуги населению продолжат расти на уровне 3,9-4,5% в 2024 году, резкого увеличения не ожидается. Однако розничные цены в 2019-2020 гг. будут расти быстрее, чем в 2017-2018 гг., что связано с повышением НДС, цен на топливо, слабым рублем, поскольку все эти факторы увеличивают конечную стоимость товаров в товаропроводящей сети. Возможное введение пошлин на импортные товары может привести к росту цен на них.

В 2022-2024 гг. рынок адаптируется к новым условиям, а цены стабилизируются. Однако факторов, способствующих повышению потребительского спроса, в 2019-2021 гг. практически нет. Если консервативный прогноз МЭР по темпам роста реальных располагаемых доходов будет реализован, то восстановления спроса можно будет ожидать не раньше 2022 г., если сокращение доходов продолжится, то реальные темпы роста розничной торговли начнут замедляться, возможна и отрицательная динамика.

Основной сценарий развития, построенный на базе консервативного варианта прогноза МЭР, предполагает номинальный рост оборота сетевой продовольственной розницы в 2019 г. на уровне 6,8-7%, с учетом инфляции – 2,1-2,5 процента. Продажи будут расти в стоимостном выражении, в натуральном выражении рост будет либо около нулевым (0,2-0,5%), либо отрицательным. Темпы роста у лидеров рынка и крупных сетей замедлятся за счет сокращения трафика покупателей, в сегменте небольших и средних игроков увеличится число банкротств.

В 2020 г. тенденция продолжится, реальные темпы прироста рынка сетевой продовольственной розницы будут на уровне 4-5% за счет замедления инфляции. В случае сохранения инфляции на уровне 2019 г. реальные темпы прироста рынка составят 3,0-3,5 процента. В 2021 г. рынок постепенно начнет стабилизироваться, адаптационный период закончится, что позволит укрепить тенденцию увеличения реальных темпов прироста рынка сетевого FMCG-ритейла.

Статья подготовлена по результатам исследования M.A.Research "Российский FMCG-ритейл в 2018 г. и прогноз на 2019-2024 гг.".

исследование, торговые сетиСетевой FMCG-ритейл будет расти на 4-5% с учетом инфляции в 2020-2024 годах
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
Retail.ru https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/rbc/pressreleases/m-a-research-setevoy-fmcg-riteyl-budet-rasti-na-4-5-s-uchetom-inflyatsii-v-2020-2024-godakh/2019-07-30


public-4028a98f6b2d809a016b646957040052