Исследования и рейтинги
FMCG. Продуктовый ритейл. Алкоголь
28 августа 2020, 09:25 1364 просмотра

FMCG-ритейл Москвы и Московской области продолжает консолидироваться

M.A.Research

Московский регион (Москва и Московская область) – один из ключевых на рынке FMCG-ритейла, по оценке M.A.Research, его доля в обороте сетевой продовольственной розницы РФ – около 23% в 2019 году. Начиная с 2012 г., начал расти оборот FMCG-сетей в Московской области, что обусловлено высокими темпами экономического развития региона, в том числе объемами жилищного строительства и промышленности. Сетевой продовольственный ритейл Московского региона развивается главным образом за счет федеральных и международных сетей, доля которых – около 60% оборота сетевого FMCG-ритейла в 2019 г., по данным исследования M.A.Research «FMCG-сети Центрального федерального округа в 2019 – 1П2020 гг.». Крупнейшие игроки – X5 Retail Group и АО «Тандер», всего на рынке Московского региона работает 42 федеральных и международных сети, включая фирменные и специализированные сети.

Начиная с 2014 г., количество местных сетей ежегодно сокращается, не выдерживая конкуренции с федеральными игроками. В условиях постоянно снижающегося потребительского спроса небольшие компании не могут конкурировать по цене с федеральными, кроме того, эпидемия коронавируса стала дополнительным и крайне негативным фактором для небольших и средних по величине сети ритейлеров. В настоящее время среди локальных игроков региона можно отметить сети ГК «Азбука Вкуса» («Азбука Вкуса», «АВ Дейли», «АВ-Маркет»), у которой также есть точки в Санкт-Петербурге, «Магнолия», «ДА!» (ГК «О’КЕЙ») и «Авоська», а также онлайн-гипермаркет «Утконос». Остальные местные игроки – это сравнительно небольшие по объему выручки и количеству магазинов сети.

Если в 2018 – первом квартале 2019 гг. в Москве наблюдалась тенденция ухода средних и небольших игроков, то в течение марта 2019 – февраля 2020 гг. закрывались главным образом только небольшие сети (2-12 магазинов), самой крупной закрывшейся сетью стал «Перекресток-Экспресс». Однако эпидемия коронавируса оказала негативное влияние на FMCG-рынок, несмотря на то, что магазины не прерывали работу во время режима самоизоляции (апрель-июнь 2020 гг.). Некоторые ритейлеры по собственной инициативе временно приостановила работу ряда торговых точек, у других ритейлеров магазины работали в торговых центрах и закрылись вместе с ними на время режима самоизоляции. В магазинах, работающих в ТЦ, трафик, по данным компаний, сократился на 40-55% в течение апреля-июня 2020 года. Снизился и трафик в магазинах со стандартным графиком работы, что связано с ограничениями в рамках режима самоизоляции.

На фоне снижения трафика в оффлайн-магазинах начала расти доля онлайн-продаж FMCG-товаров. Активно развиваются сервисы доставки (iGoods, «Сбермаркет» и др.), онлайн-магазины (Perekrestok.ru, Utkonos.ru, онлайн-магазины сетей «О’Кей», «МЕТРО», «ВкусВилл» и других сетей), FMCG-ритейлеры активно сотрудничают с крупнейшими маркетплейсами (Ozon, WB и др.). Доставку запустили «Ашан» и «Лента». Пока онлайн-магазин «Ашана» работает в тестовом режиме в радиусе 5 км от гипермаркетов в Сокольниках и Марфино. «Лента» запустила 2 онлайн-магазина в партнерстве с iGooods и «Сбермаркетом». Крупные маркетплейсы, в свою очередь, начали увеличивать ассортимент продовольственных товаров с длительным сроком годности, расширяя сотрудничество с FMCG-сетями, дистрибьюторами и производителями.

В ближайшей перспективе продолжится рост онлайн-торговли FMCG-товарами, что приведет к росту доли онлайн-продаж в 2020-2021 гг., данный канал будет самым быстрорастущим. Однако говорить о том, что объемы онлайн-торговли будут сопоставимы с оффлайн-розницей, преждевременно. На рынке Московского региона продолжится консолидация, доля федеральных и международных сетей может вырасти до 63-65% по итогам 2020 г. с тенденцией к дальнейшему росту в 2021-2022 годах.

Анна Синявская, партнер M.A. Research, руководитель направления «Ритейл»

Поделиться публикацией:
Источник: M.A.Research
Подписывайтесь на наши новостные рассылки, а также на каналы  Telegram , Vkontakte , Дзен чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.
Добавьте "Retail.ru" в свои источники в Яндекс.Новости
Загрузка
FMCG-ритейл Москвы и Московской области продолжает консолидироваться

Московский регион (Москва и Московская область) – один из ключевых на рынке FMCG-ритейла, по оценке M.A.Research, его доля в обороте сетевой продовольственной розницы РФ – около 23% в 2019 году. Начиная с 2012 г., начал расти оборот FMCG-сетей в Московской области, что обусловлено высокими темпами экономического развития региона, в том числе объемами жилищного строительства и промышленности. Сетевой продовольственный ритейл Московского региона развивается главным образом за счет федеральных и международных сетей, доля которых – около 60% оборота сетевого FMCG-ритейла в 2019 г., по данным исследования M.A.Research «FMCG-сети Центрального федерального округа в 2019 – 1П2020 гг.». Крупнейшие игроки – X5 Retail Group и АО «Тандер», всего на рынке Московского региона работает 42 федеральных и международных сети, включая фирменные и специализированные сети.

Начиная с 2014 г., количество местных сетей ежегодно сокращается, не выдерживая конкуренции с федеральными игроками. В условиях постоянно снижающегося потребительского спроса небольшие компании не могут конкурировать по цене с федеральными, кроме того, эпидемия коронавируса стала дополнительным и крайне негативным фактором для небольших и средних по величине сети ритейлеров. В настоящее время среди локальных игроков региона можно отметить сети ГК «Азбука Вкуса» («Азбука Вкуса», «АВ Дейли», «АВ-Маркет»), у которой также есть точки в Санкт-Петербурге, «Магнолия», «ДА!» (ГК «О’КЕЙ») и «Авоська», а также онлайн-гипермаркет «Утконос». Остальные местные игроки – это сравнительно небольшие по объему выручки и количеству магазинов сети.

Если в 2018 – первом квартале 2019 гг. в Москве наблюдалась тенденция ухода средних и небольших игроков, то в течение марта 2019 – февраля 2020 гг. закрывались главным образом только небольшие сети (2-12 магазинов), самой крупной закрывшейся сетью стал «Перекресток-Экспресс». Однако эпидемия коронавируса оказала негативное влияние на FMCG-рынок, несмотря на то, что магазины не прерывали работу во время режима самоизоляции (апрель-июнь 2020 гг.). Некоторые ритейлеры по собственной инициативе временно приостановила работу ряда торговых точек, у других ритейлеров магазины работали в торговых центрах и закрылись вместе с ними на время режима самоизоляции. В магазинах, работающих в ТЦ, трафик, по данным компаний, сократился на 40-55% в течение апреля-июня 2020 года. Снизился и трафик в магазинах со стандартным графиком работы, что связано с ограничениями в рамках режима самоизоляции.

На фоне снижения трафика в оффлайн-магазинах начала расти доля онлайн-продаж FMCG-товаров. Активно развиваются сервисы доставки (iGoods, «Сбермаркет» и др.), онлайн-магазины (Perekrestok.ru, Utkonos.ru, онлайн-магазины сетей «О’Кей», «МЕТРО», «ВкусВилл» и других сетей), FMCG-ритейлеры активно сотрудничают с крупнейшими маркетплейсами (Ozon, WB и др.). Доставку запустили «Ашан» и «Лента». Пока онлайн-магазин «Ашана» работает в тестовом режиме в радиусе 5 км от гипермаркетов в Сокольниках и Марфино. «Лента» запустила 2 онлайн-магазина в партнерстве с iGooods и «Сбермаркетом». Крупные маркетплейсы, в свою очередь, начали увеличивать ассортимент продовольственных товаров с длительным сроком годности, расширяя сотрудничество с FMCG-сетями, дистрибьюторами и производителями.

В ближайшей перспективе продолжится рост онлайн-торговли FMCG-товарами, что приведет к росту доли онлайн-продаж в 2020-2021 гг., данный канал будет самым быстрорастущим. Однако говорить о том, что объемы онлайн-торговли будут сопоставимы с оффлайн-розницей, преждевременно. На рынке Московского региона продолжится консолидация, доля федеральных и международных сетей может вырасти до 63-65% по итогам 2020 г. с тенденцией к дальнейшему росту в 2021-2022 годах.

Анна Синявская, партнер M.A. Research, руководитель направления «Ритейл»

исследование, fmcg, торговые сетиFMCG-ритейл Москвы и Московской области продолжает консолидироваться
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
Retail.ru https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/rbc/pressreleases/m-a-research-fmcg-riteyl-moskvy-i-moskovskoy-oblasti-prodolzhaet-konsolidirovatsya/2020-08-28


public-4028a98f6b2d809a016b646957040052