Согласно данным официальной статистики, на долю Центрального федерального округа приходится около трети розничных продаж ювелирных изделий, что обусловлено наличием большого количества производителей и наиболее высокой концентрацией ювелирных магазинов, как сетевых, так и одиночных. В 10 из 18 регионов ЦФО динамика розничной торговли ювелирными изделиями в 2017 г. была отрицательной, что негативно отразилось на показаниях округа в целом. По данным ФСГС, оборот розничной торговли ювелирными изделиями в 2017 г. снизился на 3,3% по сравнению с аналогичным показателем 2016 года. По данным исследования M.A. Research «Ювелирный ритейл РФ в 2017-2018 гг., прогноз до 2020 г.», около 76% розничных продаж ювелирных изделий и часов в ЦФО в 2017 г. обеспечили ювелирные сети (см. рис).
По данным M.A. Research, на ювелирном рынке Центрального федерального округа на май 2018 г. работало более 330 ювелирных сетей (включающих 2 и более магазина, «острова» или секции), которым принадлежит около 1500 салонов международных и федеральных ювелирных сетей и свыше 1300 торговых точек региональных и локальных сетей.
По оценке аналитиков M.A. Research, в стоимостном выражении на рынке ЦФО доминируют федеральные и международные сети, формирующие более 50% оборота сетевого ювелирного ритейла ЦФО. Доля сетевой ювелирной торговли на рынке ЦФО составляет 76%, по оценке M.A. Research. Большая часть продаж ювелирных изделий в ЦФО обеспечивается Московским регионом, на долю которого в 2017 г. приходилось 45,2%, где динамика розничных продаж хотя и была отрицательной, но темпы снижения по сравнению с 2016 г.: минус 4,1% в 2017 г. против минус 7,1% годом ранее. При этом показатель чистых открытий сетевых ювелирных магазинов в Московской области составил 43 торговых точки, а в Москве был отрицательным, составив минус 65 торговых точек, что говорит о замедлении экспансии ювелирных сетей в столице.
Значительную часть розничного оборота ювелирной продукции в ЦФО обеспечила Белгородская область, доля которой составила около 11% или 7 млрд руб. в 2017 году, что ниже показателя 2016 г. на 9,3 процента.
Причину сокращения продаж ювелирных изделий в ЦФО в 2017 г. аналитики M.A. Research видят в продолжающемся снижении уровня жизни населения на фоне опережающего роста цен на товары первой необходимости и услуги, высоком уровне кредитной нагрузки и продолжающемся снижении реальных располагаемых доходов населения. Покупатели, принадлежащие к среднему классу, пострадали в наибольшей степени, а именно они формируют основную целевую аудиторию ювелирного рынка.