Реклама на retail.ru
Здесь может быть
Ваша реклама
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Здесь может быть Ваша реклама
ПодробнееПоделиться
По данным исследовательского агентства M.A. Research, российский рынок DIY, Household & Garden сократился за последний год – суммарный оборот розничного рынка строительных материалов, товаров для дома и сада в 2016 году составил около 1242 млрд руб, что на 3,5% ниже показателей 2015 года. Рынок строительных и отделочных материалов, наиболее крупный сегмент, который занимает долю в 60-65%, достиг 723-725 млрд рублей в 2016 году, что на 5% ниже результатов 2015 года. Сегмент сетевого DIY-ритейла показал более высокие результаты, однако темпы прироста выручки замедлились и здесь (1,9-3%), реальные темпы прироста были отрицательными.
Среди участников DIY-рынка всегда довольно много небольших компаний и индивидуальных предпринимателей, которые всегда первыми ощущают на себе усиление негативных трендов, поэтому данную группу можно назвать наиболее уязвимой. Однако и крупные компании испытывают затруднения, судя по результатам этого года: об уходе с рынка заявили компании «Домоцентр» и «Метрика», в процессе банкротства находится оператор сетей "СтройАрсенал" и "Суперстрой", а количество небольших DIY-сетей, исчезнувших с рынка или сокративших число торговых точек более чем на 70%, составило примерно 25-30 компаний. Исчезновение игроков приводит к росту доли крупнейших операторов ("Леруа Мерлен", "ОБИ", "СТД Петрович") и консолидации рынка DIY, Household&Garden.
В 2017 г. ситуация на рынке стабилизируется, возможно незначительное улучшение динамики финансовых показателей, по итогам года стоимостной объем рынка вырастет на 1-2%, при этом выручка сетей вырастет не более чем на 5%. Продолжающееся падение реальных располагаемых доходов уменьшает покупательную способность, а рост розничных цен не позволяет покупателям вкладывать значительные суммы в покупку строительных и отделочных материалов. За счет снижения потребительской инфляции реальные темпы прироста будут существенно выше показателей 2016 года, однако останутся отрицательными. Аналитики M.A. Research предполагают, что спрос на товары для сада и дачи, начавший расти в 2016 году, продолжится в 2017-2018 годах, данная тенденция часто наблюдается в условиях неблагоприятной экономической ситуации, а учитывая популярность дачных, садовых и огородных участков в РФ, спрос на товары для сада и дачи в ближайшие два года стабильно будет расти.
В 2018-2019 гг. аналитики M.A. Research ожидают улучшения показателей рынка в целом и сетевого сегмента – на фоне снижающейся инфляции и плавного роста доходов реальные темпы прироста достигнут 2-2,5% и 4-4,5% по итогам 2019 года.
Основной проблемой всех розничных рынков, включая и DIY, Household & Garden, в среднесрочной и долгосрочной перспективе будет постоянное сокращение экономически активного населения на фоне увеличения числа пенсионеров, доходы которых в России чрезвычайно малы. За счет этого ежегодно будет уменьшаться размер целевой аудитории и, что более важно, будут меняться потребительские предпочтения в сторону недорогих товаров и сокращения ассортимента. Модель DIY за прошедшие 5-7 лет трансформировалась в DIFM (Do It For Me), однако в настоящее время можно наблюдать смещение в сторону DIY, что обусловлено стремлением покупателей сэкономить за счет самостоятельного проведения ремонта.
Несмотря на обилие негативных трендов, DIY-розница продолжает развиваться, растет количество современных магазинов, как сетевых, так и одиночных, что положительно отражается на показателях современной торговли строительными материалами и товарами для сада и дома. Доля современных форматов в суммарном обороте розничной торговли товарами DIY, Household&Garden с каждым годом увеличивается и к 2019 году может достигнуть, по оценке M.A. Research, порядка 82-85 процентов (без учета стихийных строительных рынков).
Интервью
![Декоративное изображение](https://www.retail.ru/upload/iblock/4e3/dlev0455kgnsgk9mgc81dyhsic3oktm5/anonsAndrei_-Gerasimchuk-_1_.jpg)
Андрей Герасимчук, ProSpace: «Спрос на решения для управления торговыми инвестициями будет расти»
Зачем «Смарт-Ком» сменила позиционирование на ProSpace, каких решений для сферы FMCG не хватает на отечественном ИТ-рынке и какие инновации наиболее перспективны?