Реклама на retail.ru
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Некоторое время назад все больше производителей продуктов питания стали заниматься вопросом организации партионного учета на своих складах готовой продукции + смены этикеток под новый формат GS-1. А поскольку вопрос выделения и учета партий готовой продукции и перехода на новый ШК на своих складах решен далеко не у всех, то поговорим об этом поподробнее.
ПРЕДПОСЫЛКИ
Откуда «ноги растут» у такой активности? Во-первых, это внутренняя потребность руководства компаний – видеть находящуюся на складе продукцию в разрезе партий и сроков годности. Как минимум – для обеспечения метода FEFO где это возможно по условиям договора с клиентами (товары с минимально возможным остаточным сроком годности должны отгружаться в первую очередь).
А во-вторых – внешняя необходимость соответствовать требованиям со стороны сетевых клиентов (надо эти данные указывать в этикетках и потом отправлять по EDI данные по отгрузкам в разрезе партий) и требованиям ГИС «Меркурий» (касается мясопереработчиков и части молочников).
И тот и другой фактор – реальность для пищевиков, поэтому многие и вынуждены самостоятельно или с чьей-то помощью вести учет по партиям. Часто под партией понимается SKU, произведенный в течение 1 дня (1 день = 1 партия). Но есть процедуры проверки прослеживаемости для внешних проверяющих (да и для «Меркурия» в будущем потребуется), поэтому надо бы под партией понимать продукцию, выпущенную за 1 производственный цикл (напр. 1 замес = 1 партия, 1 варка = 1 партия).
ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ
По нашей практике реализации подобных проектов самым критичным для ведения партионного учета на складе готовой продукции является процедура маркировки (транспортное место + паллета). Ведь именно в этикетке и должна содержаться необходимая покупателям и проверяющим органам информация.
Сложности возникли тогда, когда сети ввели требования о переходе в этикетках на штрихкод формата GS-1. Производители знали и умели пользоваться типографскими этикетками, привыкли к теперь уже старому ШК формата EAN-13, а тут надо разбираться – как корректно формировать этот новый ШК.
Одним из самых неудобных моментов было требование фиксировать в ШК партию готовой продукции + порядковый номер коробки. Особенно неудобно для NN-го количества предприятий является именно генерация и маркировка индивидуальным номером коробок.
А КАК НУЖНО?
Вариантов фиксации выпуска готовой продукции вообще не так много, поэтому попробуем разобраться – какие есть варианты маркировки коробов на разных типах производств и как в разных случаях можно обеспечить требования сетей по штрикоду нового формата:
1. Типографская этикетка на короба с продукцией с фиксированным весом.
// Чаще всего используется в производстве масла, яйца, консервов и др. Маркировка продукции производится заранее напечатанными типографскими этикетками после выхода продукции с производства с указанием всех необходимых потребительских данных. Всех кроме даты производства, номера партии и коробки. Чаще всего эти данные наносятся вручную (отштампованная или вписанная от руки дата).
// Выход из ситуации – поставить киоск с принтером этикеток, настроить свою «1С» так, чтобы вся нужная информация автоматически попадала в ШК.
2. Ручная маркировка весовой продукции.
// Чаще всего используется в производстве сыра, колбасы и др.
// Очень распространены весы «Масса-К» и им подобные, т.к. это надежно и недорого. Только такие весы не позволяют фиксировать номер партии и номера коробок, поэтому мы на практике реализуем сочетание промышленного киоска с весами и принтером этикеток.
Это позволяет получать в электронном виде данные с весов, дополнять их необходимыми данными (в т.ч. партия и номер коробки) и направлять задание на принтер для формирования правильной этикетки. Это сильно экономит время работы сотрудников и повышает точность данных в этикетке.
3. Поточная линия для маркировки весовой продукции.
// Обычно это такая весовая продукция как сливочное масло, колбасная продукция, сыр и т.д. Данную маркировку обеспечивают комплексы динамического взвешивания и этикетирования продукции. Чаще всего используются комплексы производства Bizerba и Espera.
// На таких комплексах есть возможность настроить (самим или с помощью обслуживающей компании) новый формат ШК и внесения в него номера партии и коробки.
4. Поточная маркировка продукции с фиксированным весом.
// Используется при производстве молока, конфет, майонеза и т.д.
Хорошо, когда принтер на линии позволяет печатать ШК формата GS-1. Тогда нужно просто настроить его интеграцию с вашей учетной системой и создать правила фиксации партий готовой продукции + индивидуальной нумерации коробок.
Плохо, когда такой принтер не может работать с ШК формата GS-1. Тогда либо надо покупать новый принтер (а их цена может быть весьма недружелюбной), либо ставить промышленный киоск, интегрированный с «1С» и принтером этикеток. В данном случае в «1С» можно настроить формирование этикетки с нужным набором данных в виде картинки и передать задание на печать этой картинки на принтер.
После нанесения на коробку ШК нужного формата с нужной информацией остается решить организационные вопросы – как разместить отмаркированную продукцию на складе так, чтобы при поступлении заказа от клиента мы смогли быстро набрать и отгрузить продукцию с соответствующими условиям заказа параметрами.
В данном случае это вопрос отчасти организационный (выделить зоны для хранения разных видов продукции + организовать контроль соответствия заказу отгружаемой продукции), а отчасти технический (настроить в своей учетной системе формирование заказа на наборку по правилам FEFO + обеспечить автоматизированную проверку продукции с помощью подключенных к 1С терминалов сбора данных).
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
Все описанные выше действия для настройки ШК под формат GS-1 можно сделать самостоятельно, многие так и поступают. А можно и обратиться к специалистам. Например к нам )) Мы уже не раз реализовали такие проекты, по итогам которых у нас остались и знания – как это сделать, и готовые программные решения, которые существенно ускоряют процесс организации партионного учета на складе и отгрузки готовой продукции в разрезе партий. Поэтому если вдруг так случится, что у вас есть какие-то ограничения по ресурсам (временные или человеческие), или нет понимания как можно по-другому организовать работу своего склада – обращайтесь, будем рады помочь.

Ольга Абрамова, «Лемана ПРО»: «В ребрендинге СТМ мы решили начать с чистого листа»
Как изменились собственные марки ритейлера и как воспринимают проект покупатели и поставщики.