Крупные мировые ритейлеры
Бизнес мнения
Магазиностроение. Строительство ТРЦ, расширение сетей
2 сентября 2019, 12:06 1519 просмотров

Энергетика у дома и децентрализация в ритейле.

АЭА – Агентство энергетического анализа

Наблюдающаяся в последние годы децентрализация в ритейле, приводящая к фундаментальным изменениям в организации торговли, как известно, связана и одновременно основана на еще одном Д – стремительной диджитализации всего и вся в современном мире. Именно технологическая революция в IT дает покупателям невиданные ранее возможности выбора, кардинально снижает роль традиционного шоппинга в стремительно устаревающих моллах и продуктовых гипермаркетах, меняет поведенческую модель покупателей, гораздо более информированных посредством тех самых «информационных технологий». Ритейлеры вынуждены перестраиваться в буквальном смысле на ходу – и прямо на наших глазах, те, кто делает это быстрее и качественнее, кто «поймал» этот тренд, выигрывает конкурентную гонку у казалось бы непобедимых столпов ритейла с историей, с огромными торговыми площадями и ресурсами и всем остальным, но без понимания, что децентрализация как базовая тенденция всерьез и надолго.

И это происходит не только в торговле. В мировой энергетике наблюдается не менее (а скорее более) масштабный переход, который так и называется Energy Transition, в основе которого лежат тоже D, но не две, а три – DDD. Первая из них – декарбонизация – в отличие от большинства развитых стран все еще не овладела умами широких масс у нас в России, хотя и стала вполне заметной темой для дискуссий. Но две других Д – децентрализация, основанная на достижениях диджитализации, часто называемой у нас по-русски цифровизацией, уже шагают в нашей энергетике вполне широким, хотя и несколько боковым шагом. В отсутствие значимого влияния первой составляющей, являющейся приводным механизмом Energy Transition в мире, где множественные возобновляемые источники энергии у потребителей (в первую очередь солнечные панели) запускают основные механизмы децентрализации, которые обеспечиваются в свою очередь достижениями диджитализации, в России, как водится, основным механизмом запуска децентрализации становятся неустранимые противоречия между жестким регулированием отрасли в парадигме устаревших морально и материально принципов и появившимися совершенно новыми возможностями у потребителей в части обеспечения энергией.

 Действительно, единая энергосистема – ЕЭС, создававшаяся в свое время, в 40х – 60х годах прошлого века, несмотря на все ее бесспорные достижения, все-таки была скроена в совсем другой стране и в другой экономике – и с организационной и с технологической точек зрения. Основной принцип традиционной ЕЭС , лежащий в основе энергоснабжения потребителей, состоит в том, что ее мощности должны обеспечивать всех потребителей электроэнергией в любой момент времени с заданной (и очень высокой) надежностью. Это означает, что априори объем мощностей в системе должен быть больше, чем величина спроса на них со стороны потребителей с определенным запасом, обеспечивающим надежность в случае непредвиденных отказов в энергосистеме или иных причин. Проблема в том, что и величину прогнозного спроса, и величину резервов в такой модели определяют не потребители своим фактическим спросом, а регуляторы – то есть субъективные факторы, а, как известно, регуляторам всегда кажется, что лучше пусть будет побольше, но зато спокойнее. На то они и регуляторы, в отношении таких всеобщих ресурсов как электроэнергия, отвечающие в первую очередь за надежность и как говорили раньше «бесперебойность» энергоснабжения. Вышесказанное относится, в принципе, к всем странам в той или иной степени, но в странах с более рыночной энергетикой в меньшей степени, а менее рыночных, среди которых и Россия – в большей. В результате потребители оплачивают в значительных объемах то, что им не очень нужно, чем они никогда не пользуются, поддерживают своими платежами содержание устаревших и плохо управляемых активов чужих собственников в ущерб собственному развитию и процветанию. При этом собственники энергоактивов, часто государственные или квазигосударственные естественным образом стоят во всех смыслах гораздо ближе к государственным регуляторам, чем потребители, их интересы в поддержании существующего статус-кво в пользу энергокомпаний во многом совпадают, а потому, особенно там, где рыночные принципы не являются абсолютной доминантой в экономике и общественном сознании, потребители платят все больше и больше, становятся в этом смысле все беднее и беднее, а энергетики богаче и богаче. Время от времени эти процессы регулируются вручную, подкручиваются назад на политическом уровне, но тенденция на рост затрат на энергию, причем опережающая инфляционные процессы много лет остается неизменной в России. 

Однако технологические достижения последнего времени позволяют массовым потребителям, наконец, начать самим определять, сколько электроэнергии и когда им нужно, по какой стоимости. Это становится возможным за счет децентрализации энергетики – процесса во многом похожего на децентрализацию в ритейле. Появляются небольшие, полностью автоматизированные и в недалеком будущем работающие в режиме IoT гибкие электростанции « у дома» – непосредственно у потребителей или «на районе» – в зоне обслуживания данной энергосбытовой компании – у которых электроэнергия в определенные моменты времени дешевле и качественнее, чем в традиционной энергосистеме. И тогда потребителю становятся не нужны все эти «накрутки» за надежность, за прогнозный спрос, которого никогда не будет и т.п. У нас, в нашей специфике, где настоящего рынка в электроэнергетике почти нет, а все «накрутки» сосредоточены в платежах за мощность – решением, по крайней мере для тех кто может себе это позволить, является собственная энергетика «на районе», а не источники принадлежащие третьим лицам, как в большинстве других, более рыночных стран. Почему так – мы рассказывали в серии наших публикаций «Распределенная энергетика и сетевой ритейл». Немного об этом и на рисунке внизу. 

 Собственная энергетика на данном технологическом этапе – это в основном газопоршневые двигатели: очень «гибкие» на рынке (могут включаться и выключаться «по щелчку» в необходимый момент времени, сохраняют эффективные и экономичные характеристики в разных режимах, имеют высокую наработку до капитальных ремонтов и общий ресурс, просты в эксплуатации и т.д.) Но очень скоро, а в отдельных случаях уже сегодня, в дополнение к таким двигателям, а может где-то и отдельно от них, будут использоваться системы хранения электроэнергии – накопители, например на основе литиевых – ионных аккумуляторов. Их применение в энергоустановках потребителей полностью перевернет энергетический мир, и не только энергетический. Сетевые ритейлеры «у дома» смогут ставить их рядом с небольшими магазинами – ведь они по габаритам не больше стандартных контейнеров, а склады и распределительные центры будут снабжаться от газовой распределенной генерации по умным графикам. Это приведет к экономии затрат на энергию на 70-80% по сравнению с текущими платежами. Понятно, что все процессы на энергорынке, в том числе в массовом ритейле будут переконфигурированы. Традиционная электроэнергетика станет сервисом, а не поставщиком товаров – электроэнергии и мощности. Это будет достаточно длительный и, надеемся, эволюционный процесс трансформации энергорынков и появления на них новых участников – просъюмеров. Выиграют, как всегда, те, кто будет первыми.

 Научить вас стать таковыми – в этом суть нашего бизнеса. 

 Обращайтесь.

Поделиться публикацией:
Подписывайтесь на наши новостные рассылки, а также на каналы  Telegram , Vkontakte , Дзен чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.
Добавьте "Retail.ru" в свои источники в Яндекс.Новости
Загрузка
Энергетика у дома и децентрализация в ритейле.

Наблюдающаяся в последние годы децентрализация в ритейле, приводящая к фундаментальным изменениям в организации торговли, как известно, связана и одновременно основана на еще одном Д – стремительной диджитализации всего и вся в современном мире. Именно технологическая революция в IT дает покупателям невиданные ранее возможности выбора, кардинально снижает роль традиционного шоппинга в стремительно устаревающих моллах и продуктовых гипермаркетах, меняет поведенческую модель покупателей, гораздо более информированных посредством тех самых «информационных технологий». Ритейлеры вынуждены перестраиваться в буквальном смысле на ходу – и прямо на наших глазах, те, кто делает это быстрее и качественнее, кто «поймал» этот тренд, выигрывает конкурентную гонку у казалось бы непобедимых столпов ритейла с историей, с огромными торговыми площадями и ресурсами и всем остальным, но без понимания, что децентрализация как базовая тенденция всерьез и надолго.

И это происходит не только в торговле. В мировой энергетике наблюдается не менее (а скорее более) масштабный переход, который так и называется Energy Transition, в основе которого лежат тоже D, но не две, а три – DDD. Первая из них – декарбонизация – в отличие от большинства развитых стран все еще не овладела умами широких масс у нас в России, хотя и стала вполне заметной темой для дискуссий. Но две других Д – децентрализация, основанная на достижениях диджитализации, часто называемой у нас по-русски цифровизацией, уже шагают в нашей энергетике вполне широким, хотя и несколько боковым шагом. В отсутствие значимого влияния первой составляющей, являющейся приводным механизмом Energy Transition в мире, где множественные возобновляемые источники энергии у потребителей (в первую очередь солнечные панели) запускают основные механизмы децентрализации, которые обеспечиваются в свою очередь достижениями диджитализации, в России, как водится, основным механизмом запуска децентрализации становятся неустранимые противоречия между жестким регулированием отрасли в парадигме устаревших морально и материально принципов и появившимися совершенно новыми возможностями у потребителей в части обеспечения энергией.

 Действительно, единая энергосистема – ЕЭС, создававшаяся в свое время, в 40х – 60х годах прошлого века, несмотря на все ее бесспорные достижения, все-таки была скроена в совсем другой стране и в другой экономике – и с организационной и с технологической точек зрения. Основной принцип традиционной ЕЭС , лежащий в основе энергоснабжения потребителей, состоит в том, что ее мощности должны обеспечивать всех потребителей электроэнергией в любой момент времени с заданной (и очень высокой) надежностью. Это означает, что априори объем мощностей в системе должен быть больше, чем величина спроса на них со стороны потребителей с определенным запасом, обеспечивающим надежность в случае непредвиденных отказов в энергосистеме или иных причин. Проблема в том, что и величину прогнозного спроса, и величину резервов в такой модели определяют не потребители своим фактическим спросом, а регуляторы – то есть субъективные факторы, а, как известно, регуляторам всегда кажется, что лучше пусть будет побольше, но зато спокойнее. На то они и регуляторы, в отношении таких всеобщих ресурсов как электроэнергия, отвечающие в первую очередь за надежность и как говорили раньше «бесперебойность» энергоснабжения. Вышесказанное относится, в принципе, к всем странам в той или иной степени, но в странах с более рыночной энергетикой в меньшей степени, а менее рыночных, среди которых и Россия – в большей. В результате потребители оплачивают в значительных объемах то, что им не очень нужно, чем они никогда не пользуются, поддерживают своими платежами содержание устаревших и плохо управляемых активов чужих собственников в ущерб собственному развитию и процветанию. При этом собственники энергоактивов, часто государственные или квазигосударственные естественным образом стоят во всех смыслах гораздо ближе к государственным регуляторам, чем потребители, их интересы в поддержании существующего статус-кво в пользу энергокомпаний во многом совпадают, а потому, особенно там, где рыночные принципы не являются абсолютной доминантой в экономике и общественном сознании, потребители платят все больше и больше, становятся в этом смысле все беднее и беднее, а энергетики богаче и богаче. Время от времени эти процессы регулируются вручную, подкручиваются назад на политическом уровне, но тенденция на рост затрат на энергию, причем опережающая инфляционные процессы много лет остается неизменной в России. 

Однако технологические достижения последнего времени позволяют массовым потребителям, наконец, начать самим определять, сколько электроэнергии и когда им нужно, по какой стоимости. Это становится возможным за счет децентрализации энергетики – процесса во многом похожего на децентрализацию в ритейле. Появляются небольшие, полностью автоматизированные и в недалеком будущем работающие в режиме IoT гибкие электростанции « у дома» – непосредственно у потребителей или «на районе» – в зоне обслуживания данной энергосбытовой компании – у которых электроэнергия в определенные моменты времени дешевле и качественнее, чем в традиционной энергосистеме. И тогда потребителю становятся не нужны все эти «накрутки» за надежность, за прогнозный спрос, которого никогда не будет и т.п. У нас, в нашей специфике, где настоящего рынка в электроэнергетике почти нет, а все «накрутки» сосредоточены в платежах за мощность – решением, по крайней мере для тех кто может себе это позволить, является собственная энергетика «на районе», а не источники принадлежащие третьим лицам, как в большинстве других, более рыночных стран. Почему так – мы рассказывали в серии наших публикаций «Распределенная энергетика и сетевой ритейл». Немного об этом и на рисунке внизу. 

 Собственная энергетика на данном технологическом этапе – это в основном газопоршневые двигатели: очень «гибкие» на рынке (могут включаться и выключаться «по щелчку» в необходимый момент времени, сохраняют эффективные и экономичные характеристики в разных режимах, имеют высокую наработку до капитальных ремонтов и общий ресурс, просты в эксплуатации и т.д.) Но очень скоро, а в отдельных случаях уже сегодня, в дополнение к таким двигателям, а может где-то и отдельно от них, будут использоваться системы хранения электроэнергии – накопители, например на основе литиевых – ионных аккумуляторов. Их применение в энергоустановках потребителей полностью перевернет энергетический мир, и не только энергетический. Сетевые ритейлеры «у дома» смогут ставить их рядом с небольшими магазинами – ведь они по габаритам не больше стандартных контейнеров, а склады и распределительные центры будут снабжаться от газовой распределенной генерации по умным графикам. Это приведет к экономии затрат на энергию на 70-80% по сравнению с текущими платежами. Понятно, что все процессы на энергорынке, в том числе в массовом ритейле будут переконфигурированы. Традиционная электроэнергетика станет сервисом, а не поставщиком товаров – электроэнергии и мощности. Это будет достаточно длительный и, надеемся, эволюционный процесс трансформации энергорынков и появления на них новых участников – просъюмеров. Выиграют, как всегда, те, кто будет первыми.

 Научить вас стать таковыми – в этом суть нашего бизнеса. 

 Обращайтесь.

ритейл, энергоэффективностьЭнергетика у дома и децентрализация в ритейле.
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
Retail.ru https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/rbc/pressreleases/energetika-u-doma-i-detsentralizatsiya-v-riteyle/2019-10-31


public-4028a98f6b2d809a016b646957040052