Конференцию открыл
Алексей Ковылов, Президент АКАР, генеральный директор Grey Moscow, генеральный директор Geometry Global: «
Первый и наиболее значимый вывод по итогам 2016 года – положительная динамика развития рынка рекламы. Это сигнализирует брендам, что рынок возвращается к докризисному уровню конкуренции, стимулирует их к активному использованию рекламных коммуникаций, открывает новые возможности для рекламных и креативных агентств. Как показывает исследование наших коллег из Европы, 1 евро, инвестированный в рекламу в ЕС, конвертируется в 7 евро в экономику. Это тот результат, к которому нам стоит стремиться и в России. Следует отметить, что на фоне консолидации ТВ медиа продаж и выбора единого национального телеизмерителя, игроки рекламного рынка проявляли определенную осторожность. Однако то, как аккуратно и профессионально были реализованы эти глубокие структурные изменения, позволяет надеяться на позитивные результаты в текущем году». Данные по каждому сегменту рекламного рынка представили члены Комиссии экспертов АКАР, а также лидеры профильных ассоциаций – РАМУ, IAB Russia, IN+OUT, НАРСИ. В качестве модератора пресс-конференции выступил директор по маркетингу РБК -
Андрей Сикорский. Данные о телерекламном рынке представил
Сергей Веселов, координатор Комиссии экспертов, директор по маркетинговым исследованиям НРА. По оценке АКАР в 2016 году ТВ-реклама показала уверенный рост (+10%), который тесно связан с учреждением и деятельностью Национального рекламного альянса (НРА) и возвращением права размещать рекламу целому ряду крупнейших нишевых телеканалов.
Сергей Веселов, координатор Комиссии экспертов: «
Несмотря на то, что показатели очень заметно выросли, они не пока что не достигли пика 2014 года. Создание и работа НРА несколько изменили приоритеты рекламодателей, благодаря чему в последнем квартале 2016 года телевидение получило дополнительно порядка 5 млрд. рублей». Наибольший рост продемонстрировала интернет-реклама, увеличив показатели на 21%.
Алексей Беляев, председатель Комитета по исследованиям IAB Russia, отметил, что в этом году АКАР и IAB Russia представили совместную оценку объемов согласно новой сегментации: АКАР основывается на международной практике, исследование IAB Russia опирается на модель ценообразования.
Алексей Беляев: «
В этом году Комитет по исследованиям IAB Russia оценил сегмент Classified, который во многих странах входит в оценку рекламного рынка. Его объемы составили в 2016 году 25 млрд. рублей, но поскольку такая оценка дается впервые, эта сумма не была учтена в общих объемах рекламного рынка. Так что стоит понимать, что объем интернета по факту несколько больше, чем отражено в цифрах».
Андрей Березкин, ген. директор «Эспар Аналитик»,
Алексей Нестеренко, Президент IN+OUT, и
Павел Шиловский, директор по стратегии «Синема 360», представили обновленную структуру сегмента Out-of-Home: с этого года в нем учитываются outdoor, транзитная реклама, indoor и реклама в кинотеатрах. Совокупный объем рынка ООН составил 38,3 млрд. руб., что на 6% больше, чем в 2015 году. При этом отрицательную динамику показала только транзитная реклама (-11%), что объясняется отсутствием рекламы в московском метрополитене. Остальные сегменты на протяжении всего года уверенно наращивали объемы: +8% в outdoor, +5 в indoor, и +11% показала реклама в кинотеатрах.
Андрей Березкин: «
Наружная реклама в 2016 году начала демонстрировать признаки восстановления. Наиболее существенными они были в Москве, в регионах скорее можно говорить о стагнации. Самым заметным процессом стал значительный рост числа цифровых носителей, на долю которых пришлось более 20% размещений». «
2016 год отметился долгожданным увеличением объема рынка Out-Of-Home. Хочется надеяться, что это стабильный тренд, который продолжится и в 2017 году. Увеличение объема рынка в сегменте «реклама вне дома», говорит о том, что ситуация в экономике страны налаживается и потребительская активность россиян возрастает, что приводит к активизации производителей товаров и услуг», - отметил
Алексей Нестеренко. Значительный рост объемов рекламы в кинотеатрах
Павел Шиловский объяснил увеличением зрительской активности: «
Порядка 190 миллионов зрителей посетили кинотеатры в 2016 году. Это очень качественная, платежеспособная и лояльная аудитория, которая обеспечивает востребованность нашего сегмента». Радио-реклама в 2016 году увеличила бюджеты на 6%, при этом на московский сегмент вырос на 4%, а региональный на 7%. В основном рост шел за счет локальных рынков: Москвы и мультилокального канала, в котором отражена рекламная выручка по сети из Москвы в города России. «
Основными рекламодателями остаются автомобильная промышленность, фармацевтика, недвижимость и финансы, на долю которых приходится порядка 70% рекламных сообщений», - отметил
Алексей Зятицкий, директор по продажам ГПМ Радио. Сегмент печатных СМИ по итогам года потерял 16%. Как отметили эксперты, в 2016 году рынок прессы продолжил процесс консолидации, при этом издательские дома активно перестраиваются в крупные мультимедийные холдинги.
Алексей Овчинников, директор по маркетинговым исследованиям «Херст Шкулев Медиа»: «
Стоит отметить, что показатели заметно улучшились по сравнению с предыдущим периодом – год назад падение прессы достигало 30%. Наиболее уязвимые сегменты – это рекламные издания и новостные газеты, что связано с их спецификой и переходом потребителей в digital. В более выгодном положении находятся журналы – они еще не восстановились до докризисного уровня, но заметно улучшили свои позиции».
Денис Максимов, управляющий директор Media Direction Group: «
Важно отметить, что журнально-газетный рынок становится все более сконцентрированным: 75% рынка контролирует ТОП-10 крупнейших издательских домов, доходы которых стабилизировались в 2016 году, несмотря на общее падение рынка. Если взять ТОП-10 крупнейших издательств, падение их совокупных доходов, согласно данным Mediascope, составило менее 3%, то же касается ТОП-10 журналов или газет. Это говорит о том, что ключевые игроки рынка прессы нашли себя в новом мире, им удалось стабилизировать ситуацию и вполне можно ожидать, что в 2017 году при общем росте рекламного рынка, объемы рекламы у ключевых игроков из сегмента прессы даже слегка вырастут». Также в рамках пресс-конференции РАМУ представила данные по объему рынка маркетинговых услуг.
Согласно оценке экспертов он составил 94.5 млрд.руб., что на 7% больше, чем в 2015 году. Андрей Соколов, сопредседатель Комитета по исследованиям РАМУ: «
Рынок маркетинговых услуг восстанавливается, хотя сегменты растут неравномерно. Компании вернулись к активному использованию промо как эффективного инструмента для взаимодействия с потребителем. В то же время они снова готовы инвестировать в проведение крупных мероприятий, особенно в сфере спортивного маркетинга. Увеличиваются бюджеты на Trade marketing, в частности, на программы лояльности для торгового персонала, на мерчандайзинг и shopper marketing. Сегмент digital продолжает расти, и по-прежнему увеличивается доля этого инструмента в маркетинге». Впервые с общими цифрами эксперты Комитета по исследованиям Национальной ассоциации рекламно-сувенирной индустрии (НАРСИ) огласили итоги развития промоиндустрии.
Суммарный объем сегмента промо составил 21 млрд.руб., показав прирост в 21%. Алексей Вязовцев, председатель комитета промоиндустрии АКАР: «
Мы проводим это исследование уже 4 года, и можем смело сказать, что темпы роста сопоставимы с динамикой интернета – +21% в 2016 году. Рынок промо уверенно рос последние несколько лет, не смотря на кризисные времена. Позитивная динамика 2016 года связана с желанием рекламодателей быть ближе к клиентам и потребителям, что хорошо осуществляется с помощью промоиндустрии». Интерес гостей вызвали данные Mediascope о крупнейших рекламодателях 2016 года.
ОБЪЕМ РЕКЛАМЫ В СРЕДСТВАХ ЕЕ РАСПРОСТРАНЕНИЯ В 2016 ГОДУ
Сегменты | Январь-Декабрь 2016 года, млрд.руб. | Динамика, % |
Телевидение | 150,8 | 10% |
в т.ч. основные каналы | 146,9 | 9% |
нишевые каналы | 3,9 | 52% |
Радио | 15,1 | 6% |
Пресса | 19,7 | -16% |
в т.ч. газеты | 5,4 | -16% |
Журналы | 10,7 | -8% |
рекламные издания | 3,6 | -32% |
Out of Home | 38,3 | 6% |
в т.ч. наружная реклама | 31,4 | 8% |
транзитная реклама | 3,6 | -11% |
indoor-реклама | 2,3 | 5% |
реклама в кинотеатрах | 1,0 | 11% |
Интернет | 136,0 | 21% |
ИТОГО по сегменту рекламы в медиа | 360 | 11% |
ИТОГО по сегменту маркетинговых услуг | 94,5 | 7% |
Региональная рабочая группа провела оценку рекламных бюджетов в регионах.
ОБЪЕМ РЕГИОНАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ В СРЕДСТВАХ ЕЕ РАСПРОСТРАНЕНИЯ В 2016 ГОДУ
Сегменты | Январь-Декабрь 2016 года, млрд.руб. | Динамика, % |
Телевидение | 21.8 | 4% |
Радио | 7.3 | 7% |
Пресса | 6.0 | -21% |
Наружная реклама* | 9.9 | -1% |
Итого по 4 медиа сегментам | 45.0 | -1% |
Кроме того, рабочая группа провела оценку объемов рекламы в 13-ти крупнейших городах-миллионниках, за исключением Москвы. Экспертиза проводилась в четырех сегментах рынка - телевидении, радио, прессе и наружной рекламе. Суммарный объем бюджетов региональной рекламы без учета московского регионального рекламного рынка составил 45 млрд.руб., что на 1% меньше, чем в 2015 году. Доля региональной рекламы в общем объеме рекламных бюджетов суммарно по этим сегментам снизилась с 22% в 2015 году до 21% в 2016 году. В целом эксперты ассоциаций объединенной исполнительной дирекции (АКАР, РАМУ, IAB Russia, IN+OUT, НАРСИ) оценивают год как удачный, индустрия уверенно возвращается к докризисным показателям. Цифры пока носят компенсационный характер, но есть все предпосылки для закрепления и наращивания темпов роста в 2017 году. Полная информация по объемам рекламного рынка на сайте АКАР:
http://www.akarussia.ru/knowledge/market_size/id7363