Retail
Автоматизация торговли: ПО, кассы, сканеры, весы
FMCG, продуктовый ритейл, алкоголь
12 августа 2019, 15:13 133 просмотра

Сложности IT платформ B2B сектора продуктов питания и ближайшее будущее

АГРО24

ЧТО В B2C?

Цифровизация всех областей человеческой жизни, в том числе и такой консервативной, как продукты питания, в наши дни достигла высочайших темпов. Вся доступная аналитика говорит о том, что потребители стали покупать продукты питания через цифровые каналы продаж больше, при чём значительно больше.

Этот факт подтверждают и данные аналитической компании Nielsen: рост розничных онлайн- продаж продуктов питания 2018 года по сравнению с 2017 годом по некоторым категориям:

Да и в целом, темпы роста FMCG в E-COM сегменте в 5 раз опережают среднегодовые темы роста в Offline каналах.

Прогноз по темпам роста 2016-2020 год (Offline: +4,2 % Online: +22,2 %):

Даже если не прибегать к аналитике, прогулявшись по улицам города, можно невооруженным взглядом увидеть огромное количество курьеров из сервисов по доставке еды: Яндекс.Еда, Delivery Club, Domino’s Pizza.

Ритейл-сети (Перекрёсток, Утконос, ВкусВилл и др.) тоже активно продвигают онлайн каналы продаж, всё больше людей предпочитает не тратить время на походы в магазины, а заказывать еду на дом. Сетям это выгодно, так как средний чек покупок выше, а бренды, покупаемые через интернет, т.н. best-sellers, совсем другие:

Видно, что через интернет люди охотнее покупают более дорогие бренды, так как аудитория, умеющая пользоваться интернетом, теоретически более «продвинутая» и имеет более высокий уровень дохода.

Мировой тренд показывает то же самое, сервисы по доставке еды UberEats, Doordash и GrubHub растут и развиваются, акции дорожают.

ЧТО В B2B?

В B2B сегменте не всё так очевидно, так как компаний, которые вкладывают деньги в развитие своих сервисов значительно меньше и данные значительно более закрытые.

Вот несколько цифр аналитической Торговой платформы АГРО24, одной из первых «ласточек» в оптовых онлайн-продажах, по вышеуказанным розничным продуктам питания и категориям, для сравнения. Данные получены из анализа реальных сделок, проведенных на платформе за период с января 2019 года по июль 2019.

Рост оптовых онлайн-продаж по категориям:

Даже учитывая, что такой бурный рост отчасти вызван тем, что рынок пока в процессе формирования и статистика в будущем перестанет показывать такие высокие значения, тем не менее, на текущий момент видно, что несмотря на очень быстрый рост онлайн-продаж в B2C, продажи в B2B растут ещё быстрее.
Согласно данным нового исследования компании Frost & Sullivan «Будущее онлайн-торговли в сегменте B2B» (Future of B2B Online Retailing) [Frost & Sullivan, 2015], объем B2B E-commerce в мире (во всех сегментах) достигнет 6,7 трлн долл. в 2020 г., что в два раза больше рынка онлайн-торговли B2C. При этом электронная торговля в сегменте «бизнес для бизнеса» составит почти 27% от общего объема мировой торговли промышленной продукцией.
Касательно продуктов питания в общей доле мировой B2B торговли, то тут можно назвать несколько «сдерживающих факторов», которые на данный момент «тормозят» рост IT платформ:
1) Сложность оценки качества продаваемого продукта и его параметризации.
Простой пример: когда пользователь заказывает, скажем, телевизор в интернет-магазине, он точно знает, что именно придёт в коробке, какая у телевизора фирма, диагональ, имеет ли он подключение к интернету и так далее. Все эти параметры чётко структурированы, и по ним можно сравнивать разные телевизоры, не вставая с дивана.
А теперь представим человека, который заказывает фуру картошки из одного города в другой. Как ему понять какая именно картошка придёт? Сейчас рынком предлагается огромное количество параметров, позволяющих определить, какая именно будет картошка, не «пощупав» её руками: сорт, калибр, параметры качества. По сути стоит глобальная задача: оцифровать картошку, чтобы её можно было купить через интернет так же просто, как телевизор или телефон.
Проще дела обстоят с продуктами, параметры которого предельно ясны, например, банка кофе или бутылка колы. Понятен их объём, понятно, что будет внутри. Такие продукты проще продавать.
2) Рынок пока не привык работать по-новому.
Многим представителям офлайн-торговли, с которыми приходится взаимодействовать (представители производителей, торговых организаций и сетей), сложно перестраиваться под новый формат.
Есть такое мнение, что новый продукт на рынке пробуют сначала «экспериментаторы», люди, которые любят тестировать новинки, и только после этого, в случае если продукт успешен, подключаются все остальные. Такую же аналогию можно провести и с электронной торговлей в В2В.
Так как B2B сегмент, в целом, более узкий по количеству аудитории, то находить и взаимодействовать с такими «экспериментаторами» гораздо сложнее. Позже, когда ниша будет сформирована, всё это будет восприниматься гораздо легче, и B2B сервисы, которые формировали новую среду взаимодействия, выйдут в безусловные лидеры. Все остальные будут в позиции догоняющих.
3) Многие представители продуктовой отрасли предпочитают работать за наличный расчёт.
До сих пор, значительная часть рынка предпочитает работать за наличный расчёт, это осложняет цифровизацию отрасли. Проводить деньги через платформы, это значит иметь счета, платить налоги, НДС. Не весь бизнес пока к этому готов. Но политика банков по контролю таких операций ежегодно ужесточается, всё больше платежей «выходит из сумрака» ситуация, по всей видимости, будет только продолжать развиваться в этом направлении.
4) Юридический аспект торговых отношений.
Это касается, в основном, международной торговли: существует огромное количество законов, которые надо учитывать. В торговле внутри страны, стороны, в основном, соглашаются работать по типовому агентскому договору, но у некоторых пользователей (чаще это торговые сети), существуют свои правила, которые тоже обязательно прописывать и согласовывать.
5) Технические сложности в формировании B2B платформы.
IT платформы, которые должны быть одновременно мини-поисковыми машинами, иметь интеграцию с внешними банковскими сервисами, личный кабинет и счёт клиента на платформе, учитывать проведение документооборота внутри сервиса, иметь параметризированные каталоги и ещё множество различных блоков, настолько сложны, что написать подобный сервис- задача не тривиальная. Требуется понимание принципов работы продуктовой сферы, бизнес-процессов и иметь в опыт в IT сфере в целом.
Таким набором компетенций обладают единичные команды, поэтому с постоянной периодичностью мы наблюдаем множество появляющихся и, в короткие сроки после своего существования, закрывающихся стартапов в продуктовой сфере. Люди начинают создавать продукт, потом понимают, что работы и вложений требуется гораздо больше, чем предполагалось изначально, и проект закрывается.
К причинам закрытия компаний также можно отнести и отсутствие типовых решений на рынке: параметризированные и адаптированные для работы в онлайне каталоги продуктов питания приходится придумывать заново, а это велосипед, который ещё не изобретён.

БЛИЖАЙШЕЕ БУДУЩЕЕ

Совсем недавно, буквально год назад, у создателей B2B решений для продуктового рынка, наконец сформировалось понимание того, каким пользователь хочет видеть конечный продукт, ведь для того, чтобы сделать что-то полезное нужно выявить потребность, увидеть готовое решение глазами потребителя. А потом дать это решение ему в руки и посмотреть, что из этого выйдет.
Пользователь, в свою очередь, когда речь заходит о таком комплексном решении, как торговая IT платформа, в первую очередь задаёт себе вопрос «А оно мне нужно?», затем второй «Сколько для меня это будет стоить?».
Обмен опытом между конечными пользователями и разработчиками и есть тот процесс, который в итоге приводит или, наоборот, не приводит к появлению на рынке любых продуктов, в том числе цифровых.
Сейчас с уверенностью можно сказать, что в ближайшем будущем рынок продуктов питания будет оцифрован, это всего лишь вопрос времени. Пользователи сообщили о своём желании пользоваться цифровыми каналами продаж десятками тысяч регистраций (по данным информационно-аналитической Торговой платформы АГРО24), и теперь только остаётся дождаться, когда сами каналы станут качественно предоставлять пользователям необходимые данные.
Важным моментом станет возможность компаний-разработчиков предоставлять комплексную услугу, способную закрыть сразу несколько потребностей игроков продуктового рынка, а именно уметь:
• Как продавать продукты питания, так и покупать в едином пространстве
• Предоставлять актуальную информацию по заявкам и предложениям в любой момент времени
• Сравнивать цены и продукты по нескольким параметрам
• Подбирать под каждого пользователя уникальное предложение
• Безопасно проводить финансовые операции внутри платформы
• Закрывать весь документооборот по сделкам между участниками
• Создавать электронные торги между участниками с возможностями торгов в прямом эфире
• Ранжировать поставщиков и покупателей по рейтингу, создавая конкуренцию внутри системы
Далее ожидаема сегментация рынка: крупные цифровые платформы поделят ритейл-сети и крупных поставщиков, после чего образуется сегмент IT-платформ с ориентированием на более мелкий около розничный рынок.
Некоторые ритейл-сети создадут собственные сервисы, ориентированные на внутренние процессы, и вполне могут преуспеть в этом деле, учитывая ресурсы, которые у них имеются, опыт в офлайн и розничной онлайн-торговле и отличное понимание всех бизнес-процессов.
Отдельным эшелоном последуют узконаправленные платформы, которые делают что-то одно, например, проводят аукционы, но хорошо. Они получат своих пользователей и смогут развивать остальные виды сервисов для своей, привычной аудитории. Также возможны коллаборации, когда несколько разнопрофильных компаний будут объединяться в цельные цифровые системы, но в конечном итоге все подобные «союзы» перейдут под крыло одной компании-лидера.
Сложность создания подобных многофункциональных IT-платформ и применение современных технологий машинного обучения будут являться решающим фактором для тех, кто в ближайшие 3-4 года останется «в рынке», а кто будет вынужден свои проекты завершить.
В любом случае, цифровизация, при наличии конкуренции на рынке, является положительным фактором для конечного потребителя в плане цены и удобства. Поэтому тем, кто заинтересован в развитии бизнеса в продуктах питания, следует не затягивать с освоением цифровых каналов продаж и разобраться в них как можно быстрее.

Поделиться публикацией:
Источник: АГРО24
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и Яндекс.Дзен , чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.
Как делать прогнозы и правильно работать с эластич...
604
Технология позволяет доработать любую торговую точ...
4293
Интервью с автором концепции сети и ее бессменной ...
2002
Рынок гастромаркетов не насыщен, операторы из...
2203
Неудачный опыт eBay, Tesco и Home Depot, который м...
1615
Помогла разобраться автоматизация
1374

ЧТО В B2C?

Цифровизация всех областей человеческой жизни, в том числе и такой консервативной, как продукты питания, в наши дни достигла высочайших темпов. Вся доступная аналитика говорит о том, что потребители стали покупать продукты питания через цифровые каналы продаж больше, при чём значительно больше.

Этот факт подтверждают и данные аналитической компании Nielsen: рост розничных онлайн- продаж продуктов питания 2018 года по сравнению с 2017 годом по некоторым категориям:

Да и в целом, темпы роста FMCG в E-COM сегменте в 5 раз опережают среднегодовые темы роста в Offline каналах.

Прогноз по темпам роста 2016-2020 год (Offline: +4,2 % Online: +22,2 %):