Ситуация с распространением коронавируса на территории России внесла свои коррективы в работу пищевой индустрии и отрасли общественного питания. Но если посмотреть на общую картину, то пострадали в этом случае только рестораны и кафе, которые не смогли предложить услугу по доставке еды на дом. Остальные отрасли преуспели и даже нашли интересные выходы из сложившейся обстановки.
Доставка продуктов питания. Интернет-магазины продуктов питания сейчас переживают пик своей популярности и востребованности среди населения. Онлайн-платформы работают в усиленном режиме, чтобы обеспечить достойный уровень сервиса в связи с повышенным спросом.
Магазины, предоставляющие доставку продуктов питания до дома, сейчас концентрируются на нескольких областях своей деятельности:
- координирование работы курьеров, набор достаточного количества сотрудников, обучение их новым правилам работы с клиентами в связи с предотвращением распространения коронавирусной инфекции;
- поддержание эффективной работы цепочек поставок, поиск новых производителей при необходимости, контроль за необходимым количеством товара на складах, избегание дефицита любых продуктов;
- обеспечение бесперебойной работы сайта, координирование работы аккаунт-менеджеров и сотрудников колл-центров;
- контроль ценообразования как у поставщиков, так и в магазине.
Агрегаторы доставки готовой еды. Сервисы доставки блюд переживают небывалый ажиотаж по спросу на услугу. Показатели агрегаторов увеличились по всем пунктам:
- количество заказов и пользователей;
- количество новых ресторанов, подключаемых к платформам;
- количество скачиваний приложений.
Рестораны быстрого питания. Здесь речь идет именно о представителях общепита, которые предоставляют функцию доставки еды. К ним относятся, например, Burger King, Domino’s, Papa John’s, Додо Пицца. Безусловно в связи с закрытием всех заведений общественного питания они теряют огромный поток клиентов, но количество заказов из ресторанов быстрого питания и пиццерий сейчас значительно увеличилось.
Domino’s даже ввела бесконтактную доставку, при которой курьер оставляет пиццу на специальной подставке, отходит на два метра, клиент забирает ее и оставляет наличные на подставке, если был выбран такой способ оплаты.
Сетевые магазины продуктов питания. Еще с начала марта продуктовые магазины по всей стране начали ощущать сильный наплыв потребителей. Чтобы предотвратить распространение коронавируса, ритейлеры приняли несколько мер:
- Изменили часы работы. Однако здесь наблюдается двоякий взгляд на вещи: некоторые магазины сократили часы работы, чтобы делать дополнительную уборку, обработку и дезинфекцию поверхностей, тележек; некоторые, наоборот, увеличили часы работы, чтобы удовлетворить возросший поток клиентов.
- Выделили приоритетные часы для обслуживания пенсионеров. Так как граждане пожилого возраста находятся в группе риска заражения коронавирусом, ритейлеры решили обслуживать их утром в специально отведенные для этого часы. Остальных клиентов просят воздержаться от посещения магазинов в эти часы.
- Ввели разметку для соблюдения социальной дистанции в очереди. Продуктовые магазины принимают разные меры в отношении профилактики заболевания: вешают санитайзеры для бесплатного пользования как для сотрудников, так и для посетителей, устанавливают защитные панели на кассах, информируют печатными объявлениями о правилах поведения в чрезвычайной ситуации.
- Сотрудников магазина теперь обязали мерить температуру перед началом рабочего дня, постоянно носить медицинскую маску, работать в перчатках, иметь при себе антисептик для частой дезинфекции рук.
- Стали усиленно контролировать цепочки поставок и раскладку товаров на полках, так как в магазинах возникали случаи пустых полок, что приводило к панике и необоснованной скупке неограниченного количества долго хранящихся товаров.
Производители алкоголя. Потребление алкогольной продукции, в частности водки, выросло на 30% в марте по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Перед началом нерабочей недели и самоизоляции 30 марта был замечен резкий скачок объемов продаж алкогольных напитков. На такой спрос повлиял факт необходимой дезинфекции, прекрасным ресурсом которой является водка.
Производители продуктов питания. Фабрики и заводы по производству пищевых продуктов не ушли на карантин и продолжают обеспечивать граждан страны необходимыми товарами. Некоторые предприятия помогают незащищенным слоям населения в это непростое время: например, Coca-Cola предоставит свои товары для формирования продуктовых наборов, а тепличные хозяйства обещали обеспечить пенсионеров бесплатными овощами, если они строго соблюдают самоизоляцию.
Такси. Агрегаторы такси нашли выход из создавшегося положения – они запустили доставку продуктов питания. Помимо того, что количество поездок на такси увеличилось в разы во время коронавируса, сервисы придумали тариф «Доставка». Например, агрегатор «Яндекс.Такси» ввел функцию доставки любых товаров и запустила сервис «Яндекс.Еда» внутри приложения; «Ситимобил» запустил передачу посылок с помощью такси.
Все эти отрасли сейчас предоставляют дополнительные рабочие места для сотрудников, пострадавших от вынужденного сокращения из-за коронавируса, так как нуждаются в большем количестве рабочей силы.
Максимум потерь у ресторанов и кафе. Пострадали больше всего в ситуации пандемии коронавируса заведения общественного питания, которые были вынуждены закрыться и не смогли предоставить услугу по доставке готовой еды до двери. Ресторанный сектор просит Правительство содействовать и помогать в сложившихся обстоятельствах: при отсутствии потока клиентов платить арендную плату, налоги, коммунальные услуги, зарплату сотрудникам, задолженности по кредитам практически нереально. Эксперты предполагают невозврат 90% московских ресторанов на рынок. Вынужденное увольнение работников общепита происходит повсеместно. К сожалению, такую ситуацию можно только с помощью государственного финансирования.