Союзы между крупными сетями по розничной продаже пищевых продуктов не оказывают вредного влияния на цены на сельскохозяйственную продукцию и не приводят к более высоким ценам для потребителей. Такой вывод сделан в новом исследовательском докладе Европейской комиссии.
Нет общих выводов
Разве розничные альянсы, такие как Coopernic (с Ahold Delhaize), AgeCore (с Colruyt, Intermarché и Edeka) или Eurelec (E. Leclerc и Rewe) наносят ущерб конкурентным условиям в цепочке поставок продуктов питания? Не в соответствии с новым отчетом, опубликованным на прошлой неделе объединенным исследовательским центром Европейской комиссии: исследование не нашло доказательств систематической нечестной торговой практики в пищевой цепи.
Доклад был подготовлен по просьбе Европейского парламента: в результате некоторых открытых торговых конфликтов в последние годы была выражена обеспокоенность по поводу возможных негативных последствий альянсов между основными представителями розничными торговли пищевыми продуктами в Европе. Закупочные группы и другие альянсы могут нарушить баланс сил в этом секторе, не позволяя фермерам задавать справедливые цены на свою продукцию, в то время как производители пострадают от сильного переговорного давления. Снижение конкуренции также приведет к росту потребительских цен.
Но, похоже, это не так. В отчете видны основные различия между розничными альянсами, и выражено настороженное отношение к общим выводам. Альянсы усиливают конкурентоспособность ритейлеров, которые передают, по крайней мере, часть выгод, полученных потребителям. Консолидация может при определенных обстоятельствах нанести ущерб поставщикам, но действующие нормативные акты о недобросовестной коммерческой практике достаточны для решения таких проблем.
Противовес транснациональным корпорациям
EuroCommerce, голос европейского розничного и оптового сектора, приветствует выводы. Реагируя на журнал European Supermarket Magazine, управляющий директор Кристиан Вершурен говорит, что ритейлерам нужны такие альянсы, чтобы оставаться конкурентоспособными: «Ритейлеры работают с низкой маржой. Крупные многонациональные поставщики работают по всему миру, получают значительную прибыль и имеют право устанавливать условия в цепочке поставок. Большинство ритейлеров присутствуют только в ограниченном числе стран Европы и вступают в альянсы, чтобы помочь создать разумную основу для переговоров с этими крупными производителями и передать выгоду потребителю». Вершурен отмечает, что розничные альянсы способствуют созданию единого европейского рынка.