В рамках Недели Российского Ритейла 8 июня прошла масштабная конференция «Новые тенденции е-commerce в ритейле», которая, кроме пленарного заседания с участием представителей Минпромторга и ведущих российских и международных онлайн ритейлеров, включила специальную технологическую сессию и экспертную дискуссию.
Первая часть конференции - пленарное заседание «E-commerce в России и мире. Актуальные вопросы международного сотрудничества» - собрала для открытого диалога представителей государства и топ-менеджеров крупнейших e-commerce компаний России и мира.
По словам Виктора Евтухова, замминистра промышленности и торговли Российской Федерации, существует ряд «болевых точек», которые замедляют рост e-commerce в России – это отсутствие консолидации в отрасли, сопутствующие трансграничной торговле проблемы контроля за финансовыми операциями, высокая стоимость эквайринга для небольших ритейлеров, а также ограничения на дистанционную продажу для ряда категорий товаров, в том числе на алкоголь.
Известно, что онлайн ритейл развивается опережающими – по сравнению с традиционной торговлей – темпами. При этом, как отметил Виктор Евтухов, «в рамках этой динамично развивающейся отрасли мы не можем принимать нормативные решения и осуществлять государственную политику без взаимодействия с бизнесом». И эта политика специально не выносится на рассмотрение правительства, пока не будет учтена позиция тех, кто занимается этой деятельностью.
В свою очередь, эксперты конференции отметили, что универсального решения для успешного ведения бизнеса в e-commerce нет. По мнению генерального директора «Утконоса» Максима Бахтина, применительно к позиции его компании, нужен инвестор. «Мы находимся 17 лет в этом бизнесе, и все эти годы мы операционно убыточны. Это говорит о том, что инвестор верит в то, что когда-нибудь этот бизнес станет по-настоящему большим», – отметил он.
По словам директора по работе с розничными сетями Nielsen Россия Дмитрия Шевцова, экономика ритейла в целом и e-commerce, в том числе, строится на масштабе. Однако консолидации в отечественном онлайн ритейле пока нет.
Кроме того, участники дискуссии отметили, что на развитии рынка e-commerce в России положительно сказывается взаимодействие и конкуренция производителей с продавцами. «По сути мы работаем с производителями над одним и тем же – мы продаем товары. Задачи производителей: вывести нужный людям продукт, быть первым на рынке, вторая – организовать производство. Но с точки зрения реализации самому бренду тяжело конкурировать с широкоформатными решениями крупного ритейлера», – отметил коммерческий директор OZON Константин Баяндин. При этом он добавил, что без конкуренции на рынке, в том числе между продавцами и производителями, «не будет оптимальной цены. По мнению директора по электронной коммерции «Л`Этуаль» Мирослава Зубачевского, производители и ритейлеры, конкурируя, в первую очередь, развивают отечественный e-commerce. «Например, мы заметили, что, когда Clarins запускает кампанию у себя, рост идет и у нас. Конкуренция – это скорее хорошо. Мы вместе растим российский e-commerce. Трафик растет у всех», – отметил Зубачевский
В свою очередь, Adidas не стремится конкурировать с онлайн-ритейлерами в России и ставит главной задачей – обеспечить доступ покупателям к товарам, заявил руководитель направления омниканальных продаж компании Антон Дергилев. «Хотим ли мы конкурировать? Наверное, нет. Мы не ведем себя таким образом, чтобы клиентам было удобно покупать только у нас. Клиенту просто должно быть удобно покупать наши товары», – сказал Дергилев. «Вопрос конкуренции с ecom-ритейлерами не стоит для нас остро. Сейчас мы ставим себе две главных цели: первая – это удовлетворенность покупателей, вторая – это прибыль», – пояснил он.
Конференция завершилась дискуссией участников о том, в каком направлении будет развиваться отрасль, и их общением между собой.