Баннер ФЗ-54
24 июля 2017, 12:27 87 просмотров

Долгий путь домой: в 2017-2019 гг. рынок DIY будет преодолевать последствия отраслевого кризиса

M.A.Research

По данным исследовательского агентства M.A. Research, российский рынок DIY, Household & Garden сократился за последний год – суммарный оборот розничного рынка строительных материалов, товаров для дома и сада в 2016 году составил около 1242 млрд руб, что на 3,5% ниже показателей 2015 года. Рынок строительных и отделочных материалов, наиболее крупный сегмент, который занимает долю в 60-65%, достиг 723-725 млрд рублей в 2016 году, что на 5% ниже результатов 2015 года. Сегмент сетевого DIY-ритейла показал более высокие результаты, однако темпы прироста выручки замедлились и здесь (1,9-3%), реальные темпы прироста были отрицательными.

Среди участников DIY-рынка всегда довольно много небольших компаний и индивидуальных предпринимателей, которые всегда первыми ощущают на себе усиление негативных трендов, поэтому данную группу можно назвать наиболее уязвимой. Однако и крупные компании испытывают затруднения, судя по результатам этого года: об уходе с рынка заявили компании «Домоцентр» и «Метрика», в процессе банкротства находится оператор сетей "СтройАрсенал" и "Суперстрой", а количество небольших DIY-сетей, исчезнувших с рынка или сокративших число торговых точек более чем на 70%, составило примерно 25-30 компаний. Исчезновение игроков приводит к росту доли крупнейших операторов ("Леруа Мерлен", "ОБИ", "СТД Петрович") и консолидации рынка DIY, Household&Garden. 

В 2017 г. ситуация на рынке стабилизируется, возможно незначительное улучшение динамики финансовых показателей, по итогам года стоимостной объем рынка вырастет на 1-2%, при этом выручка сетей вырастет не более чем на 5%. Продолжающееся падение реальных располагаемых доходов уменьшает покупательную способность, а рост розничных цен не позволяет покупателям вкладывать значительные суммы в покупку строительных и отделочных материалов. За счет снижения потребительской инфляции реальные темпы прироста будут существенно выше показателей 2016 года, однако останутся отрицательными. Аналитики M.A. Research предполагают, что спрос на товары для сада и дачи, начавший расти в 2016 году, продолжится в 2017-2018 годах, данная тенденция часто наблюдается в условиях неблагоприятной экономической ситуации, а учитывая популярность дачных, садовых и огородных участков в РФ, спрос на товары для сада и дачи в ближайшие два года стабильно будет расти.

В 2018-2019 гг. аналитики M.A. Research ожидают улучшения показателей рынка в целом и сетевого сегмента – на фоне снижающейся инфляции и плавного роста доходов реальные темпы прироста достигнут 2-2,5% и 4-4,5% по итогам 2019 года.

Основной проблемой всех розничных рынков, включая и DIY, Household & Garden, в среднесрочной и долгосрочной перспективе будет постоянное сокращение экономически активного населения на фоне увеличения числа пенсионеров, доходы которых в России чрезвычайно малы. За счет этого ежегодно будет уменьшаться размер целевой аудитории и, что более важно, будут меняться потребительские предпочтения в сторону недорогих товаров и сокращения ассортимента. Модель DIY за прошедшие 5-7 лет трансформировалась в DIFM (Do It For Me), однако в настоящее время можно наблюдать смещение в сторону DIY, что обусловлено стремлением покупателей сэкономить за счет самостоятельного проведения ремонта.

Несмотря на обилие негативных трендов, DIY-розница продолжает развиваться, растет количество современных магазинов, как сетевых, так и одиночных, что положительно отражается на показателях современной торговли строительными материалами и товарами для сада и дома. Доля современных форматов в суммарном обороте розничной торговли товарами DIY, Household&Garden с каждым годом увеличивается и к 2019 году может достигнуть, по оценке M.A. Research, порядка 82-85 процентов (без учета стихийных строительных рынков).

Поделиться публикацией:
Эмоциональное здоровье розницы
55
Ритейлеры паникуют или сопротивляются
89
Михаил Иванцов, генеральный директор сети «Читай-г...
1073
Сергей Вилков, директор сети «Бегемот», рассказал,...
1537
Торговый зал — лишь небольшая часть бизнеса. Наш м...
1603
Идея важнее денег, а покупатель - Бог
4651
Детализация плана продаж внутри магазина на планы ...
2491
Развитие обязательного канала продаж для современн...
938

По данным исследовательского агентства M.A. Research, российский рынок DIY, Household & Garden сократился за последний год – суммарный оборот розничного рынка строительных материалов, товаров для дома и сада в 2016 году составил около 1242 млрд руб, что на 3,5% ниже показателей 2015 года. Рынок строительных и отделочных материалов, наиболее крупный сегмент, который занимает долю в 60-65%, достиг 723-725 млрд рублей в 2016 году, что на 5% ниже результатов 2015 года. Сегмент сетевого DIY-ритейла показал более высокие результаты, однако темпы прироста выручки замедлились и здесь (1,9-3%), реальные темпы прироста были отрицательными.

Среди участников DIY-рынка всегда довольно много небольших компаний и индивидуальных предпринимателей, которые всегда первыми ощущают на себе усиление негативных трендов, поэтому данную группу можно назвать наиболее уязвимой. Однако и крупные компании испытывают затруднения, судя по результатам этого года: об уходе с рынка заявили компании «Домоцентр» и «Метрика», в процессе банкротства находится оператор сетей "СтройАрсенал" и "Суперстрой", а количество небольших DIY-сетей, исчезнувших с рынка или сокративших число торговых точек более чем на 70%, составило примерно 25-30 компаний. Исчезновение игроков приводит к росту доли крупнейших операторов ("Леруа Мерлен", "ОБИ", "СТД Петрович") и консолидации рынка DIY, Household&Garden. 

В 2017 г. ситуация на рынке стабилизируется, возможно незначительное улучшение динамики финансовых показателей, по итогам года стоимостной объем рынка вырастет на 1-2%, при этом выручка сетей вырастет не более чем на 5%. Продолжающееся падение реальных располагаемых доходов уменьшает покупательную способность, а рост розничных цен не позволяет покупателям вкладывать значительные суммы в покупку строительных и отделочных материалов. За счет снижения потребительской инфляции реальные темпы прироста будут существенно выше показателей 2016 года, однако останутся отрицательными. Аналитики M.A. Research предполагают, что спрос на товары для сада и дачи, начавший расти в 2016 году, продолжится в 2017-2018 годах, данная тенденция часто наблюдается в условиях неблагоприятной экономической ситуации, а учитывая популярность дачных, садовых и огородных участков в РФ, спрос на товары для сада и дачи в ближайшие два года стабильно будет расти.

В 2018-2019 гг. аналитики M.A. Research ожидают улучшения показателей рынка в целом и сетевого сегмента – на фоне снижающейся инфляции и плавного роста доходов реальные темпы прироста достигнут 2-2,5% и 4-4,5% по итогам 2019 года.

Основной проблемой всех розничных рынков, включая и DIY, Household & Garden, в среднесрочной и долгосрочной перспективе будет постоянное сокращение экономически активного населения на фоне увеличения числа пенсионеров, доходы которых в России чрезвычайно малы. За счет этого ежегодно будет уменьшаться размер целевой аудитории и, что более важно, будут меняться потребительские предпочтения в сторону недорогих товаров и сокращения ассортимента. Модель DIY за прошедшие 5-7 лет трансформировалась в DIFM (Do It For Me), однако в настоящее время можно наблюдать смещение в сторону DIY, что обусловлено стремлением покупателей сэкономить за счет самостоятельного проведения ремонта.

Несмотря на обилие негативных трендов, DIY-розница продолжает развиваться, растет количество современных магазинов, как сетевых, так и одиночных, что положительно отражается на показателях современной торговли строительными материалами и товарами для сада и дома. Доля современных форматов в суммарном обороте розничной торговли товарами DIY, Household&Garden с каждым годом увеличивается и к 2019 году может достигнуть, по оценке M.A. Research, порядка 82-85 процентов (без учета стихийных строительных рынков).

Долгий путь домой: в 2017-2019 гг. рынок DIY будет преодолевать последствия отраслевого кризисаИсследования, исследование рынка, DIY
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
Долгий путь домой: в 2017-2019 гг. рынок DIY будет преодолевать последствия отраслевого кризиса
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
SITE_NAME https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/rbc/pressreleases/143918/2017-08-24