
Идея о создании компании появилась у первого генерального директора Алексеева Сергея Николаевича еще в 1995 году, когда он, археолог по образованию, исследовал площадку на Бутовском полигоне под строительство храма Новомучеников и исповедников российских. Два с половиной года он работал помощником ктитора и получал полезный опыт, который потом был использован в бизнесе. Впервые выставочная компания «Узорочье» заявила о себе в 2001 году, тогда были проведены первые православные выставки-ярмарки «Рождественская сказка» и «Пасхальный дар» на ВВЦ (ВДНХ) в Москве. Эти проекты не принесли ожидаемых результатов и тогда стало понятно, что количество православных ярмарок в столице большое, поэтому их нужно проводить в регионах России. Так, в 2003 году, на родине генерального директора в Нижнем Новгороде была проведена первая православная ярмарка, которая оказалось убыточной. После необходимого перестроения рекламной и организационной политики, в 2004 году интерес у жителей Нижнего Новгорода к православной выставке стал расти, а в 2005 году количество посетителей достигло пика и стало понятно, что нужно проводить еще одну выставку. С 2006 года компания стала работать на расширение зоны деятельности и выходить в другие регионы. Так в географии «Узорочье» появились Ярославль, Калуга, Звенигород и другие города.
С 2007 года стали появляться специализированные ярмарки, первой из которых стала выставка «Медовый пир» во Владимире, потом она прошла в Кирове я в Ярославле. К 2008 году православные выставки обрели известность и популярность у горожан. Социологические исследования показали, что ярмарки в Нижнем Новгороде посещают не только нижегородцы, но и жители области. Видя эту заинтересованность, руководство компании «Узорочье» приняло решение о проведении выездных православных выставок в городах Нижегородской области. В том же году впервые были проведены выставки в Дзержинске, Арзамасе и Городце. В 2010 – 2011 годах впервые прошла казачья ярмарка «Слава Богу, мы казаки!» в Москве и книжные выставки «Радость слова» в Калуге, в Ульяновске, в Нижнем Новгороде, в Тюмени, в Воронеже и в Ярославле. Как было отмечено выше, «Узорочье» занимается не только организацией выставок-ярмарок, но еще и других мероприятий. Так, в 2012 году был проведен форум «Воротынский район: Диалог культур», который направлен на активизацию работы по поликультурному воспитанию, знакомству с культурным наследием народов, проживающих в крае, воспитанию добрососедских отношений посредством организации и проведения в поселке Воротынец. В 2013 году прошел первый фестиваль «Масленичная седмица» в Нижегородской области, направленный на популяризацию народного творчества. Список семинаров, конференций, форумов, фестивалей с каждым годом пополнялся, количество выставок и городов только увеличивалось. Проводились ярмарки, посвященные старшему поколению, школьной поре, краеведению, а в 2015 году впервые прошел фестиваль «Семья Нижегородская», организованный совместно с АНО «Межрегиональный центр социально-культурного наследия «Доверие». Этот фестиваль проводится до сих пор и пользуется популярностью у нижегородцев.
В 2017 году в Рыбинске состоялась межрегиональная конференция «Духовные пастыри малой Родины: святые новомученики и исповедники Церкви Русской», которая положила начало становлению известного в определенных кругах форума «Встреча с личностью», существующего до сих пор. В 2019 году у компании «Узорочье» случился переломный момент, в результате которого генеральным директором была назначена Буланова Дарья Сергеевна, дочь Алексеева Сергея Николаевича.
Полное название компании – «Узорочье», которое в Древней Руси означало украшения и уборы. Этимология этого слова трактуется двояко. С одной стороны, в основу его происхождения легло итальянское «uso», что означает обычай – традиционно установившиеся правила какого-либо действия, совершаемого человеком или социально-этнической общностью людей. Традиция же – это все то, что унаследовано от предшествующих поколений (например, идеи, взгляды, вкусы, образ действий, технологии и способы производства). С другой стороны, основу слова составляет славянский корень «зор» (взор, зоркий) – входящий, пристальный, проницательный. Суффикс «очь» придает слову некоторую витиеватость и сложность.
Исходя из сказанного, под словом «Узорочье» компания предполагает следующее: вглядывающийся, изучающий, сохраняющий и распространяющий самое дорогое и сложное – взаимосвязь поколений, их духовный и нравственный опыт, традиции и обычаи. Подтверждают эти слова и логотипы компании, каждый из трех, которые появлялись у «Узорочье» в результате ребрендинга. Графическая эмблема – окно, символизирующее познание истины через материальный мир, передачу и распространение позитивных знаний и информации, готовность к открытости и диалогу на благо общества и границу между внешним и внутренним, видимым и невидимым.
Компания видит свою миссию в формировании и развитии конструктивной модели взаимодействия Русской Православной Церкви, иных конфессий, органов государственной власти и общественных организаций в области духовного воспитания, просвещения, социального служения и экономического сотрудничества.
Каждый год сотрудники компании «Узорочье» придумывают новые мероприятия и выставки, некоторые теряют актуальность и не проводятся.