Реклама на retail.ru
Здесь может быть
Ваша реклама
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Здесь может быть Ваша реклама
ПодробнееПоделиться
Урожайный кризис
Небывало высокие мировые цены на зерно помогли крестьянам. За шесть месяцев этого года экспорт российской пшеницы удвоился в денежном выражении, физически увеличившись всего на четверть. На каждой отправленной на экспорт тонне сельхозпроизводители могли заработать дополнительных 2000 руб., подсчитывают аналитики.
Минсельхоз РФ прогнозирует валовой сбор зерновых в 2007 г. в пределах 76 млн т. В 2006 г., по данным Минсельхоза, собрано 78,2 млн т. |
По данным Федеральной таможенной службы, за первые шесть месяцев 2007 г. российской пшеницы было экспортировано 3,92 млн т на $730 млн. В прошлом году за это же время трейдеры успели экспортировать 3,145 млн т на $385,6 млн.
“Конъюнктура мирового рынка кардинально отличается от прошлогодней”, — говорит аналитик W. J. Interagro Владимир Петриченко. Мировые запасы рекордно низки (к концу июня, по данным Reuters, они находились на тридцатилетнем минимуме), потребность в зерне на мировом рынке высока, да еще и Украина — один из основных поставщиков зерна в Черноморском бассейне — фактически не продает зерно с ноября 2006 г. В результате к концу июня ближайший фьючерс на пшеницу в Чикаго стоил дороже, чем годом раньше, на 55,6% ($5,82 за бушель против $3,74 29 июня 2006 г.), а в Париже — на 55,7% (184,5 евро за 1 т против 118,5 евро 29 июня 2006 г.).
Уже в начале календарного года появились сигналы, что во многих странах, традиционно производящих зерновые, будут проблемы с урожаем, вспоминает Кирилл Болматов из Bunge. Российское зерно в такой ситуации оказалось “очень востребовано” на мировом рынке, и к началу нового зернового года (1 июля) внутренние запасы пшеницы снизились на 2 млн т. “Экспортеры постарались не упустить прибыль”, — говорит он.
Внутренние цены взлетели вслед за мировыми. “Если год назад мы покупали пшеницу по 3000 руб. за 1 т, то в этом — по 6000”, — говорит гендиректор зерновой компании “Разгуляй” Алексей Иванов. Экспортеры активно конкурируют между собой за зерно — в результате закупочные цены в экспортирующих регионах в этом году выросли вдвое, подтверждает директор по маркетингу Международной зерновой компании (русская “дочка” Glencore) Николай Демьянов. По данным “Совэкона”, к началу июля в этом году тонна пшеницы 4-го класса на юге стоила 5600 руб., а в прошлом — около 3000 руб.
На взлете цен заработали российские сельхозпроизводители, в один голос утверждают участники зернового рынка. Уже в сезоне 2005/06 цен на зерновые хватило, чтобы у крестьян появились деньги и они перестали массированно продавать зерно перекупщикам осенью, говорит Иванов. Сейчас компании закупают зерно максимум на три месяца вперед и производители дожидаются выгодных цен, придерживая урожай. Трейдеры закупают зерно равномерно в течение года под запланированные отгрузки, соглашается Демьянов. По его словам, маржа трейдеров повысилась незначительно. “Издержки немного выросли из-за повышения стоимости денег, но основной доход получили крестьяне и те внутренние торговцы, кто успел создать запасы осенью”, — соглашается Болматов. “Доходы крестьян близки к рекордным, и большая часть [денежного] пирога досталась именно им”, — говорит Андрей Сизов из “Совэкона”. К началу июля крестьянин получал от продажи 1 т продовольственной пшеницы дополнительных 2600 руб. по сравнению с 2006 г. Себестоимость выросла максимум на 500 руб. “Получается, что чистый дополнительный доход крестьян составляет около 2000 руб.”, — подсчитывает аналитик.
Интервью
Дмитрий Пачин, «О’Кей»: «Гипермаркеты готовятся к масштабному перезапуску»
«О’Кей» возвращает сервисы, чтобы снова привлечь покупателей.
Здесь может быть
Ваша реклама