Региональный ритейлер пытался доказать, что бренд «Советский» стал общеупотребительным обозначением определенной категории сыров, поэтому необходимо досрочно прекратить правовую защиту товарного знака. Роспатент решил, что достаточных оснований для этого нет. В торговой сети не смогли пояснить ИТАР-ТАСС причину интереса к сырному бренду.
Сыр «Советский» относится к категории натуральных сыров. Роспатент зарегистрировал наименование в 2012 году на имя Союза сыроделов Алтайского края. Все предприятия союза производят 2-3 тыс тонн сыра «Советский» в год.
«Ранее российские сыроделы пытались отстоять права на сыры «Российский», «Пошехонский», «Костромской», чтобы защититься от иностранных производителей, которые очень часто нарушают рецептуру», – пояснил ИТАР-ТАСС председатель правления ГК «Аланталь» Александр Никитин. Однако данные товарные знаки не были зарегистрированы, поэтому право на их использование получил неограниченный круг производителей. Названия «Советский», «Адыгейский» и «Вологодское масло» – единственные известные молочные бренды, защищенные патентами в настоящее время.
Вопрос защиты сырных брендов остро встал в конце 2013 года, когда российское сыроделие оказалось в критической ситуации из-за роста стоимости молочного сырья с 15 рублей (апрель 2013 года) до 20 рублей (декабрь 2013 года) за литр. Таким образом, себестоимость российского сыра достигла уровня в 400 рублей за кг (для производства 1 кг сыра требуется примерно 10 литров молока), что сделало его неконкурентоспособным по сравнению с белорусским или украинским.
Отраслевые эксперты предлагали два пути выхода из кризисной ситуации: брендировать свою продукцию и переводить ее в класс «премиум» или снижать себестоимость производства за счет частичного замещения молочных жиров более дешевыми растительными и выпускать сырные продукты. Итоги 2013 года показали, что производство натуральных сыров в 2013 году в России упало на 28 проц до 187 тыс тонн по данным Всероссийского научно-исследовательского института маслоделия и сыроделия (ВНИИМС). При этом производство сырных продуктов за этот период удвоилось по сравнению с 2012 годом и достигло 7,7 тыс тонн, добавил Никитин.
Всего в России в 2013 году было произведено примерно 429 тыс тонн всех видов сыро по данным Росстата. Аналитики Национального Союза производителей молока (Союзмолоко) оценивают реальный объем рынка российского сыра ниже – примерно в 215 тыс тонн или 80 млрд рублей в денежном эквиваленте, исходя из отпускных цен.
DairyNews
dairynews.ru/processing/rospatent-ostavil-za-altaem-isklyuchitelnoe-pravo-.html