Самая эффективная стратегия для развития розничного бизнеса в России – ставка на мультиформатность, которая позволяет розничным сетям обеспечивать динамичный рост продаж за счёт охвата различных социальных ниш.
Так считают эксперты, принявшие участие в конференции "Перспективы развития торговых сетей в России", прошедшей на сайте ИК "Финам".
Эксперты считают, что будущее – за гипермаркетами, дискаунтерами и новыми для нашей страны форматами, в частности, "дрогери", сочетающим в себе черты из хозяйственного магазина, товаров для красоты и здоровья и даже аптеки.
Одними из наиболее перспективных регионов для развития торговых сетей, по мнению экспертов, выступают Западная Сибирь и Урал, где потребительское поведение жителей крупных городов не отличается от предпочтений жителей Москвы и Петербурга. "Темпы роста регионального ритейла в ближайшие 7 лет могут быть около 13-15%, в зависимости от насыщения рынков. Для Москвы и Московской области - 11% в этот же период, это самый насыщенный рынок, для Санкт-Петербурга и Ленинградской области - 12%", - прогнозирует начальник отдела фундаментального анализа ФК "Открытие" Наталия Мильчакова.
При этом наиболее востребованным на ближайшие несколько лет останется формат гипермаркета. Аналитики прогнозируют темпы роста этого сегмента на уровне 25% в год. В этот сегмент, где пока преобладают иностранцы (Metro и Auchan), уже стремятся крупнейшие игроки российской розницы ("Седьмой континент", "Магнит" и Х5), но им будет не так просто реализовать свои планы: в Россию ожидается приход новых зарубежных ритейлеров. По словам аналитика ИК "Финам" Сергея Фильченкова, "наиболее вероятными иностранными игроками являются Carrefour и Wal-Mart. Для этих сетей наиболее оптимальным был бы выход в Россию посредством покупки одного из крупных российских розничных игроков. В этой связи, слухи о возможной скорой продаже "Рамстора" увеличивают вероятность этого события в ближайшее время".
В целом, в ритейле будут продолжаться слияния и поглощения, как за счет высокой активности иностранных компаний, так и благодаря активной экспансии российских торговых сетей в регионы. Участники конференции сошлись во мнении, что рынок российской розницы недостаточно консолидирован. По оценке г-на Фильченкова, в крупных европейских странах доля ТОП-5 операторов розничной торговли может составлять 70-80%, тогда как у нас эта цифра не превышает 10%. Среди потенциальных объектов для поглощения г-жа Мильчакова выделила челябинскую торговую сеть "Незабудка", которая контролирует 25% уральского рынка ритейла. "Мы полагаем, что в ближайшее время мы можем услышать о ее покупке. Скорее всего, покупателем станет одна из крупных сетей федерального масштаба", - считает аналитик.
В заключении речь зашла о компаниях, которые в ближайшие месяцы могут провести IPO. Среди прочих аналитики назвали "М.Видео", "Евросеть" и "Ленту", однако были настроены скептически. По мнению аналитика по потребительскому сектору "Антанта-капитал" Андрея Верхоланцева, текущая рыночная конъюнктура - не самая подходящая для проведения размещения. С ним согласна и г-жа Мильчакова: "В краткосрочном плане именно из-за нехорошей конъюнктуры на мировых рынках и некоторой политической нестабильности в России перед выборами, возможно, ряд компаний отложат IPO".