на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Российский алкоголь хлынул в Индию: экспорт вырос в четыре раза
Российские производители крепкого алкоголя демонстрируют взрывной рост поставок на индийский рынок. За первые десять месяцев 2025 года экспорт водки, джина, виски и настоек в Индию составил около 520 тонн на сумму $900 тыс. Эти данные приводит Федеральный центр развития экспорта продукции АПК («Агроэкспорт»). По сравнению с аналогичным периодом 2024 года отгрузки выросли в три раза по объёму и в четыре раза по стоимости, пишут «Ведомости».
iter/Shutterstock/Fotodom
Основной движущей силой экспорта стала водка, поставки которой принесли $760 тыс. выручки. Хотя доля Индии в общем объёме российского экспорта крепкого алкоголя пока невелика (около 1,5%), темпы роста поставок в эту страну оказались самыми высокими. Для сравнения, отгрузки в Казахстан, ключевого импортёра, выросли лишь на 5% в тоннах и на 30% в деньгах.
Индия сейчас в приоритете у российских компаний, хотя её доля в экспорте пока небольшая. Перспективных рынков дальнего зарубежья для отечественных производителей не так много, отмечает президент гильдии «Алкопро» Андрей Московский.
Рост объясняется как эффектом низкой базы, так и активностью отдельных игроков. Например, ГК «Руст», производитель водки «Русский стандарт», вышел на индийский рынок в 2025 году и за первый год продал более 300 тыс. бутылок в восьми штатах, заняв третье место среди импортных водочных брендов. Компания планирует удвоить объёмы к марту 2026 года.
Однако российским производителям предстоит преодолеть серьёзные барьеры. Доля России в общем импорте алкоголя в Индию составляет лишь около 0,17%, а рынок занимают сильные игроки из Великобритании, Сингапура и ОАЭ. Ключевыми препятствиями остаются высокие ввозные пошлины (могут достигать 150%) и сложное регулирование, которое различается в каждом из штатов.
Несмотря на это, эксперты видят значительный потенциал для роста, подпитываемый увеличением доходов молодёжи и меняющимися социальными нормами. Для успеха компаниям необходимо адаптироваться к местным предпочтениям. Так, Ladoga, экспортирующая джин и водку, осенью 2025 года выпустила водку Shelter 6 в коллаборации с индийским рэпером Badshah, ориентируясь на молодёжную аудиторию и сегмент HoReCa.
Дополнительным стимулом для экспорта могут стать переговоры о создании зоны свободной торговли между Индией и ЕАЭС, стартовавшие в ноябре 2025 года. В случае успеха соглашение может значительно снизить тарифные барьеры в течение следующих двух лет.
Минимальные цены на водку и коньяк вырастут с 1 января 2026 года

Как меняются магазины ритейлера, про СТМ, персонал и технологии.