Реклама на retail.ru
Здесь может быть
Ваша реклама
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Здесь может быть Ваша реклама
ПодробнееПоделиться
Российские девелоперы не успевают обеспечивать масштабные экспансии сетевой розницы
Международные и российские ритейлеры продвинулись далеко за границы Центрального региона России. Некоторые из них даже принялись работать без франчайзинговых схем в Казахстане и Сибири, где уровень доходов потребителей порой превышает заработки жителей центра страны. Однако участь ритейлеров-первопроходцев — жить в собственных повозках. Так как девелопер всегда приходит позже.
Пути движения отечественных и зарубежных торговых операторов по России и СНГ — с запада на восток — напоминают уже пройденные когда-то торговцами дороги далекого прошлого. 19 веков просуществовал Великий шелковый путь, по которому караваны купцов тянулись из Стамбула в Китай через территории нынешних Узбекистана, Киргизии, Азербайджана, Казахстана. А одна из дорог проходила вдоль границы Западной Сибири. В наше время некоторые из этих районов вновь входят в пору расцвета торговли. Эксперты называют крупные города Казахстана и Сибири, такие как Новосибирск, Красноярск, Иркутск, Омск, Томск, Алма-Ата, Астана, Актау, Атырау, наиболее развитыми на восточной стороне бывшего СССР. За Алма-Атой даже закрепилась слава колыбели розничного ритейла начала XXI в.
Стиль работы
Известно, что ритейлеры идут прежде всего туда, где есть платежеспособный спрос на товар. Например, средняя зарплата в Новосибирске в 2006 г. составляла 8195 руб. В Красноярске она доходила до 8700 руб., в Иркутске — до 10 000 руб. В крупных городах Казахстана зарплата в прошлом году в среднем достигла 8000 руб. Для сравнения: в таком городе, как Калуга, средняя зарплата по итогам прошлого года равнялась 9900 руб. В Свердловской области этот показатель составил 10 500 руб., в Ярославле — 7970 руб.
И российские, и зарубежные ритейлеры привыкли работать в России и СНГ через своих франчайзи. С начала становления рынка они именно таким образом продвигались в отдаленные регионы. Например, датская сеть магазинов одежды Companys начинала с Москвы, с витрин ул. Тверской. Но в 2005 г. она осела уже в торговом центре “А'стор Плаза” в Ростове-на-Дону, возведенном местным девелопером ADM Group. В прошлом же году компания дошла до Алма-Аты и арендовала там площади в одном из современных сетевых ТЦ “Мега Молл”, который тоже построила местная девелоперская компания “Астана Моторс”.
Завоевание Востока
Однако в последнее время растет тенденция открытия в городах Сибири и Казахстана представительств без посредников, причем зарубежными операторами. Если прорывом наблюдатели считали шаг испанской одежной компании Inditex Group, которая год назад выкупила у российского партнера магазины Zara и самостоятельно привела в Москву марку Massimo Dutti, то американская Esprit пошла еще дальше — открыла без франчайзи свой магазин в алма-атинском “Мега Молле”.
Первый такого рода супермаркет одежды — и без помощи посредника — у Esprit появился в Москве в 2003 г. Торговая марка Esprit пришла в Россию из штата Калифорния, будучи к тому времени уже всемирно известной. В России ее магазины теперь открыты в Екатеринбурге, Краснодаре, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Самаре, Санкт-Петербурге и Казани.
Без франчайзи обходится и турецкая “Рамэнка”, оператор сети гипермаркетов “Рамстор”. Начинал он тоже со столицы России, потом строил собственные ТЦ в Алма-Ате и Астане и в 2007 г. открылся в Красноярске. Впрочем, так же поступает шведская IKEA. Она повсеместно выступает в роли девелопера без каких-либо посредников. Недавно компания начала сооружать “Мегу” в Новосибирске и планирует к 2010 г. открыть торгкомплекс в Алма-Ате.
Глядя на коллег, германская Metro Cash & Carry основала представительство в Тюмени и до конца 2007 г. планирует вложить около 66 млн евро в строительство трех торговых центров в Омске, Новосибирске и Красноярске.
За иностранными операторами, желающими работать в отдаленных регионах самостоятельно, по Великому шелковому пути подтягиваются и некоторые отечественные торговцы. Петербургская сеть
гипермаркетов “Лента” стала первым федеральным игроком на рынке мелкооптовой торговли в Сибири. За ней питерский дистрибутор товаров для дома — компания “Лавента”, развивающая сеть гипермаркетов под маркой “Санта-Хаус”, объявила о намерении открыть как минимум шесть магазинов в Красноярске, Новосибирске, Омске, Томске, Кемерове, Новокузнецке, Барнауле в течение 2008-2009 гг. Инвестиции в каждый гипермаркет площадью 2500-4000 кв. м составят $3-4 млн.
Купец всегда первый
Как видно, ритейлеры в отдаленных регионах либо сами строят помещения для торговли, либо находят площади благодаря местным девелоперам, если у тех есть современные ТЦ. Впрочем, некоторые девелоперские компании федерального уровня тоже присматривают или даже успели арендовать участки в Сибири и Казахстане. Например, московские “РосЕвроДевелопмент” и Leon Building. Та же “Лавента” нашла первую площадку под свой гипермаркет именно в ТЦ “Планета”, который возводит “РосЕвроДевелопмент” в Красноярске. В этом году стало широко известно и о масштабных планах отечественной группы компаний “Регионы”. Существует мнение, что международным торговым операторам — девелоперам удобнее осваивать одновременно и центральные, и отдаленные края какой-либо страны, так как, будучи транснациональными гигантами, они выработали подходящий для этого стиль работы.
В России о таком подходе к работе можно судить по развитию сети ТЦ “Мега”. Компания IKEA в 2006 г. открывала свои гиперцентры параллельно в Подмосковье и Нижегородской области. Если же говорить о профессиональных девелоперах торговых центров, то зарубежные компании в страну еще не пришли, а отечественные пока больше заняты освоением ближайших к центру городов. Когда они убедятся, что каждый клочок земли обработан, то пойдут дальше. И лишь единицы из них заглядывают на 20 лет вперед.
Приход ритейлеров в регионы раньше других игроков рынка кажется почти закономерностью. Испокон веков в авангарде освоения новых земель шли купцы. Стоит вспомнить хотя бы легендарные имена русских купцов-первопроходцев Афанасия Никитина, Григория Шелехова, семью Строгановых, которые ходили аж за три моря по Великому шелковому пути. Участью купцов всегда была полукочевая жизнь в собственных повозках, прежде чем по их следам в неизведанные края отправлялись земледельцы и строители городов.
Интервью
Евгений Фоменко, операционный директор ПАО «МГКЛ»: «Ломбард – это безрисковая бизнес-модель»
О рынке ломбардов, их клиентах и новых технологиях.