Реклама на retail.ru
Здесь может быть
Ваша реклама
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Здесь может быть Ваша реклама
ПодробнееПоделиться
Россия одолела США в конкурентной борьбе по производству курятины
Россия будет защищать свой рынок мяса птицы, невзирая на возможные макроэкономические последствия. Эти и другие сенсационные откровения прозвучали вчера в Москве на III Международном ветеринарном конгрессе по птицеводству. Эксперты связывают политическое звучание, которое неожиданно приобрел сугубо "отраслевой" конгресс, с отказом другого конгресса, американского, отменить пресловутую поправку Джексона-Вэника, что ставит под вопрос присоединение России к ВТО.
Примерно 600 ветеринаров и птицеводов из 11 стран собрались вчера в московском отеле "Космос", чтобы, как им казалось, обменяться опытом. Но после первых же выступлений российских чиновников публика была шокирована. Шли на деловое мероприятие - попали на политическое. При том, что главные ВИПы - министр сельского хозяйства России и руководитель Россельхознадзора - так и не появились. Впрочем, их заместители сказали то, что, может быть, не столь удобно было бы говорить им самим.
Фраза о "победе над самой развитой экономикой мира, США" принадлежит заместителю министра сельского хозяйства Сергею Митину. Победа заключается в том, что "мы их вытеснили с рынка". По его словам, в этом году в птицеводстве России будет наблюдаться взрывной рост - на 250 тысяч тонн. Это станет возможным благодаря нацпроекту "Развитие АПК": в прошлом году в рамках оного производители взяли кредитов на 23 миллиарда рублей, что в 12 раз больше, чем годом ранее. С нацпроектом, правда, вышла заминка: руководитель департамента ветеринарии минсельхоза Иван Рождественский нечаянно раскрыл секрет Полишинеля, сообщив, что нацпроект "АПК" заканчивает свою работу.
"Нацпроект не закончился, - сказал он, - закон о развитии АПК предполагает, что при формальном окончании реализации нацпроекта в этом году мы приступаем к системе постоянной господдержки". Таким образом, представитель минсельхоза впервые признал, что закон об АПК поглощает механизмы нацпроекта. Что, впрочем, не отменяет наших планов.
Заместитель главы Россельхознадзора Евгений Непоклонов пошел еще дальше: Россия в скором будущем начнет экспортировать курятину, сказал он. И дал понять, что никаких послаблений тем, кто, вопреки всему, зачем-то ее в Россию завозит, не будет: "Мы будем контролировать качество, невзирая ни на какие показатели рынка". В последней фразе слышится скрытая полемика с минфином, который видит одну из причин инфляции в пищевых запретах, обрекающих потребителя на дорогой отечественный товар.
Общий шок иностранных делегатов передала первый заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Белоруссии Надежда Котковец, которую к тому же представили как замминистра АПК Украины. От волнения она говорила почти по-белорусски, хотя, когда успокоилась, оказалось, что с русским у нее все в порядке. По ее словам, Белоруссия производит свою курятину в расчете на экспорт, товар сертифицирован по самым жестким нормам и бояться его нечего. Конечно, г-жа Котковец держала в голове постоянные обвинения белорусской стороны в транзитном экспорте европейской курятины под видом своей. Но доминантой ее речи была все-таки угроза потери рынка России.
Но сможет ли Россия, в самом деле, обеспечить курицей себя и даже начать ее вывозить? Рост производства впечатляющий - 16-18 процентов в год. Но эксперты советуют не торопиться с выводами. Так, сельхозатташе посольства США Алан Мастард напомнил корреспонденту "РГ", что в прогнозах часто игнорируется фактор спроса. Растет производство - но растет и внутренний спрос, в этом году, как ожидается, на 13 процентов. Цифра "13" сопоставима с цифрами "16-18", и получается, что прирост производства будет съеден ростом потребностей почти вчистую и нынешнее соотношение между отечественным и импортным товаром может сохраниться на неопределенный срок. А оно примерно на уровне 50/50: в этом году, по прогнозам минсельхоза США, Россия произведет 1,3 миллиона тонн и ввезет 1,15 миллиона тонн. К тому же в минсельхозе США прогнозируют, что темп роста отрасли упадет из-за программ по производству биотоплива. Эти программы уже вызывают рост цен на зерно, в том числе в России, а в себестоимости курицы 70 процентов - это цена зерна.
С американским экспертом согласны отчасти и российские. Правда, представитель Института конъюнктуры аграрного рынка Константин Кугучин назвал корреспонденту "РГ" другую причину замедления роста производства - насыщение рынка. Из его слов выходит, что российскому товару скоро станет тесно в России: куриные грудки, наш конек, слишком дороги для бедняков, и производители попытаются их вывезти. Подчеркнем еще раз - отнюдь не от абсолютного насыщения рынка. Ведь в США и Бразилии себестоимость тех же грудок пока намного ниже, чем у нас. Единственная надежда, говорит эксперт, что опять же из-за биотопливных программ цена курятины "у них" возрастет. От себя добавим - но она же возрастет и у нас. Так или иначе, г-н Кугучин отказался назвать точную дату начала экспортных программ и дал понять, что речь в любом случае пойдет о мизерных объемах.
Что же заставило уважаемых чиновников "бряцать курицей"? Наши источники в минсельхозе дают понять: это ответ на отказ конгресса США отменить поправку Джексона-Вэника. Сама по себе она не имеет к курятине никакого отношения (она запрещает ввозить в Россию высокотехнологичные товары). Но поправка увязана с нашим членством в ВТО, и ее сохранение - прелюдия того, что конгресс также откажется ратифицировать российско-американский протокол о присоединении. Осенью прошлого года Россия уже грозила закрыть поставки "ножек Буша", если протокол не будет подписан. Похоже, история повторяется: США опять показали курицу в момент, когда подписанный-таки осенью протокол на глазах превращается в пустую бумагу. Остается напомнить, что представитель президента США Сюзан Шваб объявила о решении конгресса за полдня до начала ветеринарного совещания. Так что россиянам не пришлось долго искать трибуну.
Интервью
Евгений Фоменко, операционный директор ПАО «МГКЛ»: «Ломбард – это безрисковая бизнес-модель»
О рынке ломбардов, их клиентах и новых технологиях.