Реклама на retail.ru

Декоративное изображение
Мы в соцсетях
Декоративное изображение
1 181

Регионы России показали рекордный ввод ТЦ

По итогам трех кварталов 2025 года более половины объема введенных торговых центров пришлось на регионы России — 25 из 40 или 53% от общего объема.

hxdbzxy/Shutterstock/Fotodom

hxdbzxy/Shutterstock/Fotodom

Аналитики консалтинговой компании IBC Real Estate подсчитали, что за 9 месяцев 2025 года в России введено в эксплуатацию 40 качественных торговых объектов совокупной арендопригодной площадью 356 тыс. кв. м. Этот результат является рекордным с 2021 года, когда за сопоставимый период было введено 23 качественных объекта совокупной арендопригодной площадью 546 тыс. кв. м, что было обусловлено отложенным строительством, связанным с пандемией. Увеличенные объемы ввода в 2025 году связаны с завершением строительства объектов, открытие которых неоднократно откладывалось. К концу 2025 года прогнозируемый ввод качественной торговой недвижимости по России составит 618 тыс. кв. м.

Основной объем ввода новых объектов (53%) пришелся на регионы (не включая Москву и Санкт-Петербург) — 25 объектов (187 тыс. кв. м), такой показатель является рекордным с 2021 года, когда объем ввода составлял 449 тыс. кв. м. Из них в III квартале введено 68 тыс. кв м, а самыми крупными объектами стали ТЦ «Солнечный» (GLA: 13,2 тыс. кв. м) в Ставрополе и ТЦ «Мегастиль» (GLA: 12,8 тыс. кв. м) в Казани. 

Наиболее крупные объекты, открытые за 9 месяцев этого года в регионах — «Гранд Сити» в Кемерово (GLA: 30,0 тыс. кв. м) и «СолнцеМолл» в Иркутске (GLA: 13,6 тыс. кв. м). Объем ввода новых ТЦ в IV квартале текущего года в регионах может составить 93 тыс. кв. м. против аналогичного перида прошлого года — 134 тыс.кв. м. Таким образом, ожидается, что по итогам 2025 года объем нового ввода в регионах России (без учета Москвы и Санкт-Петербурга) составит 280 тыс.кв.м, что на 11% ниже результатов прошлого года (313 тыс.кв.м).

В Москва по итогам 9 месяцев 2025 года в Москве было открыто 13 ТЦ (111 тыс. кв. м) или 31% от нового объема ввода. До конца года ожидается ввод еще 4 торговых центров совокупной арендопригодной площадью 89 тыс. кв. м. Таким образом, по итогам 2025 года уровень нового строительства в столице достигнет показателя 200 тыс. кв. м, что станет рекордом с 2021 года. Крупнейшим объектом, заявленным к открытию в текущем году, является Avenue Sever в составе ТПУ Селигерская (GLA: 60 тыс. кв. м).

В Санкт-Петербурге с начала 2025 года открылось 2 торговых центра совокупной арендопригодной площадью 58 тыс. кв. м — «Лондон Парк» (GLA: 32,0 тыс. кв. м) в I квартале и Nebo (GLA: 25,7 тыс. кв. м) во II квартале. Доля Северной столицы в общем объеме ввода по России в 2025 составила 16%. До конца года, в IV квартале, ожидается открытие — ТЦ Hollywood (GLA: 60 тыс. кв. м) и по итогам уровень нового строительства в Санкт-Петербурге составит 138 тыс. кв. м, что станет новым рекордом с 2013 года, когда показатель достиг 205 тыс. кв. м.

Аналитики IBC Real Estate также отметили, что средняя площадь новых объектов продолжает уменьшаться. Так, средняя арендопригодная площадь объектов сократилась в 3 раза с 23 тыс. кв. м в 2021 году до 9 тыс. кв. м в 2025 году, такое снижение индикатора обусловлено активным вводом районных торговых центров.

«В 2025 году зафиксирован рост объемов ввода торговой недвижимости, однако вместе с этим мы видим замедление экспансии ритейлеров, в том числе международных. Компании нацелены сфокусироваться на оптимизации процессов и торговых площадей. В ближайшие 2–3 года собственники торговых объектов будут активно работать над привлечением посетителей и корректировкой концепций, в т. ч. состава арендаторов, привлекая самых востребованных игроков. Важно отметить, что в объектах, несоответствующих современным тенденциям потребления, будет повышаться уровень вакансии, а в ТЦ с профессиональной командой управления посещаемость будет, напротив, увеличится — такие объекты станут ключевыми в сегменте офлайн-розницы», — отметила Екатерина Ногай, руководитель департамента исследований и аналитики IBC Real Estate.

37 брендов вышли на российский рынок с начала 2025 года

Торговые центры делают ставку на детский досуг для борьбы с падением трафика

Организация дистанционной торговли и поддержка в «1С»

Как «1С» помогает ритейлерам принимать оплату через систему быстрых платежей

Декоративное изображение
Декоративное изображение