1 апреля 2008, 09:33 2051 просмотр

Принятие закона о торговле затормозит развитие продуктовых сетей в регионах

Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ) наконец-то завершило работу над текстом законопроекта о торговле. В конце прошлой недели окончательный вариант документа был отправлен на согласование с профильными ведомствами. Законопроект устанавливает уведомительный порядок регистрации торговой точки, разрешает регулировать цены на товары первой необходимости, а также устанавливает порог доминирования для сетей на уровне 15%. Эксперты уверены, что принятие закона затормозит развитие продуктовых сетей в регионах.

Законопроект о торговле МЭРТ готовило более двух лет. Только обсуждение концепции документа с представителями экспертного сообщества и бизнеса заняло почти полгода. Как отмечает директор департамента госрегулирования внутренней торговли министерства Павел Волков, по сравнению с первоначальной версией документ стал боле либеральным. «Закон направлен уже не на регулирование торговли в России, а на предоставление максимальной свободы предпринимательства при обеспечении добросовестной конкуренции», — говорит чиновник.

Чиновники отказались от введения разрешений на открытие торговой точки и согласились на уведомительный порядок. «На сегодняшний день местные власти устанавливают свой порядок организации торговли, сетует вице-президент «ОПОРА России» Владислав Корочкин. — И прежде чем начать торговать, предпринимателям приходится собрать большое количество разрешительных документов». Согласно предложенным МЭРТ правилам, чтобы войти на рынок, предпринимателю достаточно подать в органы местного самоуправления декларацию с указанием в ней сведений о себе и торговом объекте. Места для открытия уличной торговли после принятия данного законопроекта будут распределяться на открытых конкурсах. Сейчас на это требуется разрешение местных чиновников.

Несколько урезаны полномочия российского правительства. Ему разрешается регулировать наценки на продовольственные товары лишь в исключительных случаях — «при возникновении совокупности социальных, экономических и иных факторов, повлекших резкое повышение цен на товары первой необходимости». Список подконтрольных товаров согласовывали до последнего: в итоге он был максимально сокращен за счет исключения из него мяса говядины, свинины, птицы, а также чая. В перечне остались хлеб пшеничный и ржаной, молоко коровье, кефир, масло растительное, яйцо куриное, соль, сахар. Устанавливать предельные цены и наценки разрешается на срок не более 180 дней и в отношении далеко не всех ритейлеров, а только тех, кто занимает доминирующее положение.

Порог индивидуального доминирования остался неизменным — на уровне 15% в общей доле розничной торговли (общий порог доминирования установлен законом о защите конкуренции на уровне 35%). Причем доминанты на рынке продовольственных и медицинских товаров будут определяться в границах муниципального района, а непродовольственных товаров — в границах региона. Норма о коллективном доминировании и вовсе была исключена, что делает положения антимонопольного регулирования более мягкими. Все доминанты будут учитываться в специальном реестре ФАС. В отношении их ФАС может вынести поведенческие предписания, если они создают на рынке дискриминационные условия для других участников рынка. Если же доля продавца на рынке превышает 35%, тогда все его сделки по приобретению в собственность земельных участков и объектов недвижимости для организации торговли подлежат согласованию с ФАС.

По мнению экспертов, порог доминирования в 15% существенно снизит развитие федеральных продуктовых торговых сетей в регионах, особенно в небольших городах. «Ведь чтобы занять долю свыше 15% в «муниципальном образовании» с населением 50—100 тыс. человек, достаточно открыть всего один-два крупных торговых объекта», — говорит руководитель отдела правительственных и внешних связей компании Metro Cash & Carry Оксана Токарева.

Представители малого бизнеса предлагают создать им преференции на рынке, чтобы они могли конкурировать с крупными сетями. «Необходимо, к примеру, перевести небольшие магазины, торгующие продукцией локальных производственных компаний, на патенты, — предлагает Вячеслав Корочкин.

У предпринимателей еще есть время для того, чтобы пролоббировать собственные интересы: законопроект планируется внести в правительство только в конце апреля.

RBC daily

Поделиться публикацией:
Актуально
Комплексное оснащение магазинов: новые проекты в Казахстане
609
Решения 4RM Systems под ключ для магазинов разных форматов.
Сергей Поляков, Holding Finance Broker: «Прежде чем начать торговать с Индией, нужно оценить возможные риски»
282
Как вести бизнес в Индии? С чего начать? И каковы перспективы этого направления?
Мобильное приложение сети «Виктория» показывает результаты: больше лояльности, вовлеченности и продаж
223
Приложение установили более 300 тысяч человек.
Постное меню: мода на здоровье
319
Спрос, продажи и предложение обсуждают рестораторы и поставщики.
Подписывайтесь на наши новостные рассылки, а также на каналы  Telegram , Vkontakte , Дзен чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.
Добавьте "Retail.ru" в свои источники в Яндекс.Новости
Загрузка
Принятие закона о торговле затормозит развитие продуктовых сетей в регионах

Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ) наконец-то завершило работу над текстом законопроекта о торговле. В конце прошлой недели окончательный вариант документа был отправлен на согласование с профильными ведомствами. Законопроект устанавливает уведомительный порядок регистрации торговой точки, разрешает регулировать цены на товары первой необходимости, а также устанавливает порог доминирования для сетей на уровне 15%. Эксперты уверены, что принятие закона затормозит развитие продуктовых сетей в регионах.

Законопроект о торговле МЭРТ готовило более двух лет. Только обсуждение концепции документа с представителями экспертного сообщества и бизнеса заняло почти полгода. Как отмечает директор департамента госрегулирования внутренней торговли министерства Павел Волков, по сравнению с первоначальной версией документ стал боле либеральным. «Закон направлен уже не на регулирование торговли в России, а на предоставление максимальной свободы предпринимательства при обеспечении добросовестной конкуренции», — говорит чиновник.

Чиновники отказались от введения разрешений на открытие торговой точки и согласились на уведомительный порядок. «На сегодняшний день местные власти устанавливают свой порядок организации торговли, сетует вице-президент «ОПОРА России» Владислав Корочкин. — И прежде чем начать торговать, предпринимателям приходится собрать большое количество разрешительных документов». Согласно предложенным МЭРТ правилам, чтобы войти на рынок, предпринимателю достаточно подать в органы местного самоуправления декларацию с указанием в ней сведений о себе и торговом объекте. Места для открытия уличной торговли после принятия данного законопроекта будут распределяться на открытых конкурсах. Сейчас на это требуется разрешение местных чиновников.

Несколько урезаны полномочия российского правительства. Ему разрешается регулировать наценки на продовольственные товары лишь в исключительных случаях — «при возникновении совокупности социальных, экономических и иных факторов, повлекших резкое повышение цен на товары первой необходимости». Список подконтрольных товаров согласовывали до последнего: в итоге он был максимально сокращен за счет исключения из него мяса говядины, свинины, птицы, а также чая. В перечне остались хлеб пшеничный и ржаной, молоко коровье, кефир, масло растительное, яйцо куриное, соль, сахар. Устанавливать предельные цены и наценки разрешается на срок не более 180 дней и в отношении далеко не всех ритейлеров, а только тех, кто занимает доминирующее положение.

Порог индивидуального доминирования остался неизменным — на уровне 15% в общей доле розничной торговли (общий порог доминирования установлен законом о защите конкуренции на уровне 35%). Причем доминанты на рынке продовольственных и медицинских товаров будут определяться в границах муниципального района, а непродовольственных товаров — в границах региона. Норма о коллективном доминировании и вовсе была исключена, что делает положения антимонопольного регулирования более мягкими. Все доминанты будут учитываться в специальном реестре ФАС. В отношении их ФАС может вынести поведенческие предписания, если они создают на рынке дискриминационные условия для других участников рынка. Если же доля продавца на рынке превышает 35%, тогда все его сделки по приобретению в собственность земельных участков и объектов недвижимости для организации торговли подлежат согласованию с ФАС.

По мнению экспертов, порог доминирования в 15% существенно снизит развитие федеральных продуктовых торговых сетей в регионах, особенно в небольших городах. «Ведь чтобы занять долю свыше 15% в «муниципальном образовании» с населением 50—100 тыс. человек, достаточно открыть всего один-два крупных торговых объекта», — говорит руководитель отдела правительственных и внешних связей компании Metro Cash & Carry Оксана Токарева.

Представители малого бизнеса предлагают создать им преференции на рынке, чтобы они могли конкурировать с крупными сетями. «Необходимо, к примеру, перевести небольшие магазины, торгующие продукцией локальных производственных компаний, на патенты, — предлагает Вячеслав Корочкин.

У предпринимателей еще есть время для того, чтобы пролоббировать собственные интересы: законопроект планируется внести в правительство только в конце апреля.

RBC daily

Принятие закона о торговле затормозит развитие продуктовых сетей в регионах
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
Retail.ru https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/news/prinyatie-zakona-o-torgovle-zatormozit-razvitie-produktovykh-setey-v-regionakh/2008-07-07


public-4028a98f6b2d809a016b646957040052