По предварительной оценке МЭРТ, суммарный объем денежных
доходов населения в первом полугодии 2007 года составил 9,1 трлн руб., это на
20,1% больше, чем за январь--июнь 2006 года. Расходы росли несколько меньшими
темпами (19%) и составили 8,9 трлн руб. Именно эти показатели и описывают идущий
в России потребительский бум -- структура расходов населения меняется
относительно медленно. Если в первом полугодии 2006 года потребительские расходы
составляли 70,6%, а расходы на покупку товаров -- 53,6% денежных доходов, то в
первом полугодии 2007-го соответствующие показатели составляют 71,9% и 54,6%.
По-прежнему высоки и темпы роста розничной торговли, в первом полугодии 2007
года ее оборот вырос (с поправкой на инфляцию) на 14,2% -- это даже несколько
выше, чем рост реальных располагаемых доходов населения (11,2%).
Рост доходов населения -- в июне средняя зарплата перешагнула
психологический порог в $500 -- обуславливает сближение потребительских
предпочтений с более развитыми странами. Там доля расходов на "еду дома"
значительно меньше, чем в России, а в кафе и ресторанах люди бывают значительно
чаще. Согласно данным Росстата, доля расходов на продукты питания в 2005 году в
России составляла 33,2%, в Японии -- 16,5%, в Германии -- 11,4%, а в США --
7,1%. Тенденция опережающих темпов роста оборота непродовольственных товаров и
общественного питания (см. диаграмму) закономерна и будет продолжаться. Тем
более что и рост доходов пока не замедляется и быстро растут продажи
автомобилей: их вес в общем объеме потребительского рынка уже составил 4,8%.
Впрочем, у потребительского бума есть и
негативная сторона -- очень медленно растут сбережения, важнейший источник
инвестиционных ресурсов экономики. За первое полугодие 2007 года они выросли на
1,1 трлн руб., на 1,7% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Гарантий
того, что уровень сбережений вырастет после завершения потребительского бума,
нет -- во многом это вопрос традиций.
![]() |
![]() |