Петербургский рынок ритейла стал насколько конкурентным, что сеть «Патэрсон» вынуждена сокращать бизнес. За последние три месяца сеть закрыла три из 16 магазинов в Северной столице, рассказал ее гендиректор Юрий Яковчик. Они располагались в ТК «Сенная», ТК «Румба» (ул. Васи Алексеева, 6-а) и на Индустриальном пр., 11. Это подтверждают и источник в петербургском филиале «Патэрсона», и управляющий партнер «Ай-би групп» (управляющая компания ТК «Румба») Юрий Борисов.
«Это были нерентабельные точки. Они не приносили прибыли, и мы их закрыли. Работой остальных 13 петербургских супермаркетов мы довольны. Сейчас многие сети задумываются об оптимизации. Время, когда все открывались везде, прошло», — объясняет причины закрытия Яковчик.
По его словам, «Патэрсон» вместо закрытых магазинов планирует открыть в Северной столице новые супермаркеты. Правда, Яковчик отмечает, что места под них пока не нашли. Появление новых торговых точек будет зависеть от строительства гарантированно привлекательных торговых центров.
С подобными проблемами сталкиваются многие сети — Петербург очень конкурентный рынок, говорит менеджер, близкий к сети «Рамстор». «Но на закрытие магазинов решаются немногие. “Рамстор”, например, в такой ситуации просто уменьшил в несколько раз площадь одного из своих гипермаркетов. Причем выручка почти не снизилась», — рассказывает он.
Закрытие супермаркетов из-за низкой рентабельности случается, говорит директор по маркетингу сети гипермаркетов Real Наталья Лоза. По ее словам, ничего необычного не произошло, тем более что Петербург — самый конкурентный в России рынок. Впрочем, она не может припомнить подобных случаев в Петербурге.
В городе начинает чувствоваться переизбыток магазинов, говорит гендиректор консалтинговой компании «Торговые решения» Алексей Крамарев. По его словам, за последние пять лет объем торговых площадей в Петербурге удвоился. Сейчас Петербург первый в стране по количеству квадратных метров торговых площадей на душу населения и во втором десятке по товарообороту, утверждает эксперт. Другие сети вскоре ощутят на себе всю тяжесть конкуренции, кто-то будет продаваться, кто-то просто уйдет с рынка, прогнозирует он.
По словам Крамарева, в закрытии петербургских супермаркетов «Патэрсон» есть и субъективные причины. Он полагает, что эта сеть в худшую сторону отличается от конкурентов в создании товарного запаса, улучшении уровня обслуживания и отсутствием событийности. «Проблемы с рентабельностью у “Патэрсона” не только в Петербурге. В Краснодаре, например, после полугода работы магазин этой сети был полупустой», — утверждает Крамарев. С ним согласен директор петербургского офиса Colliers International Борис Юшенков. По его словам, «Патэрсон» — единственная сеть, которая закрывает в Петербурге магазины. Сеть выходила на петербургский рынок с ошибками, прежде всего в ценовой политике, говорит руководитель отдела торговой недвижимости «Knight Frank — Санкт-Петербург» Арина Сендер.
Торговые центры не сильно пострадают от ухода «Патэрсона», уверены эксперты. Юшенков называет ТК «Сенная» одним из самых привлекательных в городе. Впрочем, он допускает, что там логичнее обосноваться ритейлеру из другого товарного сегмента — слишком высока конкуренция с расположенным неподалеку «Перекрестком».
«Мы не расстроились после ухода “Патэрсона”. Посещаемость у нас не упала. А на освободившееся место мы планируем привлечь магазины одежды, больше подходящие по формату комплексу, который позиционируется как центр дисконтных магазинов», — говорит Юрий Борисов из «Ай-би групп». «Патэрсон» занимал в «Румбе» 1900 кв. м. Стоимость аренды в ТК «Сенная» Юшенков оценивает в $30-35 за 1 кв. м в месяц, в ТК «Румба» — около $25 за 1 кв. м.
В Тольятти не вернется
«Патэрсон» недавно свернул свой бизнес в Тольятти. Сеть закрыла все три магазина в этом городе, сообщил источник, знакомый с деятельностью «Патэрсона». По его словам, рынок этого города перегружен сетями, а емкость его очень ограничена, показатели тольяттинских супермаркетов не устраивали компанию. «В обозримом будущем “Патэрсон” не вернется на рынок этого города», — заявляет собеседник.
«Патэрсон», продуктовая розничная сеть
Насчитывала 92 супермаркета в Москве, Петербурге, Самаре, городах ЮФО и Сибири (на конец 2006 г.). Собственники – братья Алексей и Константин Мауергаузы, каждому принадлежит по 50% в компании. Выручка в 2006 г. – около $320 млн. На петербургском рынке с 2003 г.