Реклама на retail.ru
Здесь может быть
Ваша реклама
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Здесь может быть Ваша реклама
ПодробнееПоделиться
МЭРТ предлагает разрешить регулировать цены на говядину, свинину и мясо птицы
Вчера МЭРТ впервые обнародовало перечень продуктов, цены на которые могут регулироваться государством в рамках разрабатываемого сейчас закона о торговле. К известному списку социально значимых продуктов, цены на которые уже замораживались в конце прошлого года, добавились, в частности, говядина, свинина и мясо птицы. В дальнейшем регулировать цены предполагается не только в рознице, но и у оптовиков и производителей. В МЭРТ, правда, подчеркивают, что регулирование будет применяться в "исключительных случаях" и не более чем полгода. Но производители верить в это отказываются.
Вчера директор департамента государственного регулирования внутренней торговли МЭРТ Павел Волков сообщил, что МЭРТ внесло в законопроект ФЗ "Об основах госрегулирования торговой деятельности в РФ..." список продуктов, подлежащих государственному регулированию. В него вошли пшеничный и ржаной хлеб, молоко коровье, кефир, растительное и сливочное масло, говядина, свинина, мясо птицы, яйцо куриное, соль, сахар и чай. Этот список полностью приведен в ст. 6 законопроекта, который вчера был разослан на согласование в Минсельхоз, Минфин и Минюст, ФАС и другие ведомства.
Метод госрегулирования цен на социально значимые продукты питания уже был опробован правительством в октябре 2007 года, когда представители крупных продовольственных и ритейловых компаний подписали соглашение о "замораживании" цен на ряд продовольственных товаров: хлеб, молоко и кефир с низким содержанием жиров, нерафинированное подсолнечное масло, яйца. В конце января 2008 года соглашение было пролонгировано еще на три месяца.
Регулирование цен может вводиться как на весь перечень продуктов, так и на отдельные виды товаров. Как пояснили в МЭРТ, оно будет осуществляться двумя способами — ограничением наценки в рознице или установлением уровня предельной отпускной цены. "Это может быть и 3, и 20%. Наценка может применяться как на оптовые цены, так и на цены производителей",— отметил господин Волков.
Согласно 6-й статье, под действие этой нормы попадут только доминирующие ритейлеры — те, кто занимает более 15% в границах городского округа или муниципального района. Но, как пояснили в МЭРТ, в дальнейшем государство оставляет за собой право распространить действие закона на оптовиков и производителей путем принятия отдельных постановлений правительства.
В министерстве подчеркивают, что согласно законопроекту введение госрегулирования является "исключительной мерой" и государство не намерено злоупотреблять ей. После принятия закона о торговле в "исключительных случаях" МЭРТ и другие заинтересованные ведомства, например Минсельхоз, должны будут получать одобрение правительства о регулировании цен. Согласно последней версии законопроекта государство не может удерживать цены и наценки на продукты больше 180 дней.
Гендиректор Х5 Retail Group Лев Хасис говорит, что такой вариант 6-й статьи более "либерален" по сравнению с предыдущими. В частности, Минсельхоз предлагал регулировать наценки ритейлеров на всю сельхозпродукцию. "Если нынешний вариант регулирования цен и наценок будет действительно применятся лишь в исключительных случаях и чрезвычайных ситуациях, то возмущения предложение МЭРТ не вызывает",— констатировал господин Хасис.
Но производители новой редакцией закона и перечнем продуктов недовольны. Например, глава "Росчайкофе" Рамаз Чантурия говорит, что только 0,17% всего продаваемого в России чая выращивается внутри страны, все остальное — импорт. По его словам, в случае ограничения отпускной цены оптовым предприятиям придется работать или с минимальной прибылью, или в убыток. А главу Национальной мясной ассоциации Сергея Юшина беспокоит появление в списке мяса. "Для начала надо разобраться, что такое социально значимое мясо? Говяжью вырезку тоже к ней относить?" — возмущается он.
Гендиректор Саратовского молкомбината Николай Арыко считает, что государство не может эффективно управлять ценами. "Все решения запаздывают минимум на два-три месяца. Когда государство начинает регулировать цены, замораживая их для собственных производителей, и при этом открывать рынок для импорта, надо четко понимать обратную сторону этого процесса",— говорит он. По его мнению, российские производители вынуждены сокращать производство своей продукции, а значит, сокращать закупки сырья у сельхозтоваропроизводителей, что в конечном итоге приведет к потере нами контроля над продовольственным рынком.
Производители намерены настаивать на полном исключении пункта о госрегулировании цен из закона, заявил исполнительный директор содружества "РусБренд" (лоббирует интересы большинства российских сельхозпроизводителей) Алексей Поповичев. По его мнению, "государственный контроль цен на отдельные виды продуктов приведет к сокращению их предложения в организованной торговле и возникновению черного рынка со спекулятивно высокими ценами".
Интервью
Евгений Фоменко, операционный директор ПАО «МГКЛ»: «Ломбард – это безрисковая бизнес-модель»
О рынке ломбардов, их клиентах и новых технологиях.