Декоративное изображение
1 412

Поделиться

ФНС раскрыла методологическую основу налоговых претензий к ритейлерам

ФНС раскрыла методологическую основу налоговых претензий, предъявляемых в последнее время к деятельности торговых сетей и риэлтеров (дела «Эльдорадо», МИАНа, «Арбат Престижа» и др.). В имеющемся в распоряжении “Ъ” докладе ФНС Минфину налоговики продемонстрировали, что соотношение между создаваемой валовой добавленной стоимостью (ВДС) и платежами в бюджет у ритейлеров и продавцов недвижимости заметно отличается от этого показателя в других отраслях. Это, по мнению ФНС, свидетельствует о значительной доле теневого оборота в названных секторах экономики.

Курс на усиление внимания к деятельности торговых сетей и риэлтеров ФНС подтверждает как теорией, так и практикой. На прошедшей в марте годовой коллегии службы ответственная за контрольную работу заместитель главы ФНС Татьяна Шевцова отметила, что именно компании, занимающиеся розничной и оптовой торговлей, а также операциями с недвижимым имуществом, чаще других скрывают реальную заработную плату и показывают в отчетности убытки, а не прибыль. Особое раздражение налоговиков тогда вызвала торговля. «Несмотря на рост импорта, повсеместный бум строительства гипермаркетов, крупных торговых центров, развитие сетевых магазинов, поступления налогов от торговли в 2007 году снизились. В связи с этим данная отрасль будет находиться в зоне повышенного контроля налоговых органов»,— пообещала Татьяна Шевцова. Впрочем, и без этих обещаний предъявленные в 2007-м и начале 2008 года налоговые претензии к компаниям «Арбат Престиж», «Эльдорадо», «Связной», МИАН, «Москва-Макдоналдс» явно свидетельствуют о новых приоритетах фискальной службы.

Отметим, впрочем, что обнародованный руководством ФНС на коллегии упрек в «повышенной убыточности» торговли статистикой не подтверждается. Согласно данным Росстата, в 2007 году среди предприятий розничной торговли убытки зафиксировали 18% организаций, оптовой — 18,6%. При этом в целом по экономике этот показатель был заметно выше — убыточными в 2007 году в России оказались 26,4% организаций.

Чтобы придать своим действиям более убедительное «макроэкономическое» обоснование, ФНС включила в представленный Минфину доклад об итогах деятельности службы в 2007 году (имеется у “Ъ”) раздел о соотношении структуры валовой добавленной стоимости и налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ по секторам экономики. Поясним, сумма ВДС всех отраслей образует валовой внутренний продукт страны, то есть фактически ВДС — это «отраслевой ВВП».

Согласно этим данным, промышленность дает львиную долю поступлений в консолидированный бюджет (51,7%), при том что ее доля в создании добавленной стоимости заметно ниже —32,1%. ФНС в докладе объясняет такую «переплату» прежде всего значительными объемами уплаты НДПИ нефтяными и газовыми компаниями. В таких отраслях, как финансы, транспорт и связь, строительство, ситуация выглядит более сбалансированной — их вклад в ВДС примерно соответствует платежам в бюджет, что свидетельствует об адекватности уровня налогообложения. Заметно иным выглядит это соотношение в секторе «торговля». При 18,4-процентном вкладе в ВДС налоги от отрасли составляют всего 7,5% всех поступлений. Доля таких секторов, как «операции с недвижимым имуществом», «аренда», в ВДС равна 9,4%, в налоговых поступлениях — в два раза меньше, 5%.

Отмечая, что, в частности, в торговле такое соотношение объясняется в том числе применением льготных режимов налогообложения (упрощенный и вмененный налог), ФНС в докладе Минфину тем не менее заявляет о «возможном теневом обороте в этой сфере деятельности», подводя под свои претензии научную базу. Это означает, что ритейлерам и риэлтерам стоит ждать новых налоговых проверок и происходившие вокруг них события в начале 2008 года — лишь начало новых кампаний ФНС.

Интервью
Декоративное изображение

Ольга Абрамова, «Лемана ПРО»: «В ребрендинге СТМ мы решили начать с чистого листа»

Как изменились собственные марки ритейлера и как воспринимают проект покупатели и поставщики.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных, производит сбор статистики с помощью сервиса Яндекс Метрика.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами