Баннер ФЗ-54
16 января 2014, 00:02 2848 просмотров

Авторынок наехал на старые грабли

Дилеры опять закупили больше, чем смогли продать

Российский авторынок вновь оказался в проблемной ситуации – аналогичной той, что сложилась в начале 2013 года. Ряд дилеров столкнулись с затовариванием складов, которое усугубляется падением спроса на автомобили после завершения новогодних скидок. Как и в прошлом году, для получения годовых бонусов многие дилеры сами выкупили машины, надеясь продать их в январе. Участники рынка считают декабрьский рост продаж на 4% завышенным, а прогнозы на 2014 год – преувеличенными в среднем на 10%.

По итогам 2013 года российский авторынок легковых автомобилей и LCV упал на 5,5% – до 2,78 млн шт., сообщила вчера Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ). При этом в минувшем декабре рынок, падавший девять месяцев подряд, неожиданно вырос: по итогам месяца было продано 264,2 тыс. машин, на 4% больше, чем в декабре 2012 года. В АЕБ отмечают, что декабрьские продажи увеличились в том числе из-за решения правительства досрочно свернуть программу льготного кредитования. Лидером продаж в 2013 году традиционно стал АвтоВАЗ, реализовавший 456,3 тыс. машин (на 15% меньше, чем в 2012 году), но доля компания на рынке сократилась на 1,9 п. п.– с 18,3% до 16,4%. Среди иномарок самыми популярными стали автомобили Renault (210 тыс. машин, рост продаж – 11%, доля на рынке выросла на 1,1 п. п.– до 7,6%).

Сильнее всего в 2013 году падали продажи автомобилей массового сегмента.

По данным АЕБ, спад продаж в этом секторе составил 4,7%, тогда как спрос на компактные кроссоверы вырос на 4,8%. По мнению руководителя отдела розничных продаж автомобилей Volkswagen ГК «Авилон» Сергея Белогрудова и гендиректора «Рольфа» Татьяны Луковецкой, кроссоверы более удобные и безопасные – притом что стоимость некоторых моделей находится на уровне топ-комплектации моделей класса С. В АЕБ признают, что в этом году ситуация кардинально не изменится. Даже оптимистичный сценарий ассоциации (2,8 млн автомобилей по итогам 2014 года) на 2,5% выше итогов 2013 года, но на 3,4% ниже продаж 2012 года. А средневзвешенный прогноз продаж – 2,73 млн машин. По мнению Татьяны Луковецкой, в 2014 году продолжится снижение продаж отечественных брендов и рост спроса на иномарки (в среднем 2–3%). В Kia Motors Rus ждут «некоторого падения рынка в начале года» и его оживления в середине года «в связи с улучшением макроэкономических показателей».

Но источники “Ъ” на рынке говорят, что оптимистичные результаты декабря обеспечили не только скидки, но и «бумажные продажи», которые были вынуждены показывать дилеры. Это подтверждает и Сергей Белогрудов, по мнению которого «рост продаж автомобилей в декабре, по данным АЕБ, не до конца отражает реальную ситуацию на рынке». «Многие дилеры выкупали машины у производителя и показывали продажи для годового бонуса, на самом же деле автомобили скапливались на складах, что привело к их затовариванию»,– говорит он. В итоге, по словам собеседников “Ъ”, у ряда дилеров накопились чрезмерные запасы, которые могут достигать «квартальных объемов, а порой приближаться и к полугодичным». Приемлемым считается запас автомобилей на один-два месяца.

Президент ГК «Фаворит Моторс» Владимир Попов подчеркивает, что нынешняя ситуация «почти полностью повторяет прошлогоднюю – и с точки зрения накопившихся стоков, и с точки зрения необъективных результатов продаж». Он считает, что автоконцерны, планируя объемы продаж на 2014 год, «могли переоценить емкость рынка в среднем на 10%». Господин Попов отмечает, что «в первую очередь сформировались большие стоки бюджетных и коммерческих автомобилей», спрос на которые наиболее чувствителен к замедлению экономики. Впрочем, официально участники рынка говорят, что ситуация под контролем. Например, в «Рольфе» отмечают, что «для регулирования стоков используют собственную систему, которая позволяет оперативно реагировать на затоваривание склада». Сергей Белогрудов уверяет, что «Авилон» «подошел к новому году с комфортными стоками». Владимир Попов тоже говорит, что у «Фаворита» «рабочие запасы автомобилей на месяц-полтора».

Старший менеджер PricewaterhouseCoopers Сергей Литвиненко напоминает, что завышенные продажи «всегда имеют место – в особенности к концу года». Но, по мнению аналитика, они не превышают 15–20% от реального объема, поскольку «завысить больше для дилеров физически сложно». Он считает, что в этом году ситуация «не будет столь сложной, как в прошлом», поскольку дилеры и автоконцерны более консервативно подходят к планированию объемов.

Егор Попов, Роман Кондратьев, ИД «Коммерсантъ»

Поделиться публикацией:
Что пришлось изменить в сети, чтобы она продолжала...
2426
Как обмен информацией принес выгоду ритейлеру и по...
1046
О запуске нового розничного проекта HomeMarket
704
Андрей Филимонов, ГК «Лето», о том, от чего зависи...
2116
Торговый зал — лишь небольшая часть бизнеса. Наш м...
2251
Идея важнее денег, а покупатель - Бог
5649
Как запускался новый офлайн-магазин и как тестиров...
377
Передовой опыт европейских компаний
977

Дилеры опять закупили больше, чем смогли продать

Российский авторынок вновь оказался в проблемной ситуации – аналогичной той, что сложилась в начале 2013 года. Ряд дилеров столкнулись с затовариванием складов, которое усугубляется падением спроса на автомобили после завершения новогодних скидок. Как и в прошлом году, для получения годовых бонусов многие дилеры сами выкупили машины, надеясь продать их в январе. Участники рынка считают декабрьский рост продаж на 4% завышенным, а прогнозы на 2014 год – преувеличенными в среднем на 10%.

По итогам 2013 года российский авторынок легковых автомобилей и LCV упал на 5,5% – до 2,78 млн шт., сообщила вчера Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ). При этом в минувшем декабре рынок, падавший девять месяцев подряд, неожиданно вырос: по итогам месяца было продано 264,2 тыс. машин, на 4% больше, чем в декабре 2012 года. В АЕБ отмечают, что декабрьские продажи увеличились в том числе из-за решения правительства досрочно свернуть программу льготного кредитования. Лидером продаж в 2013 году традиционно стал АвтоВАЗ, реализовавший 456,3 тыс. машин (на 15% меньше, чем в 2012 году), но доля компания на рынке сократилась на 1,9 п. п.– с 18,3% до 16,4%. Среди иномарок самыми популярными стали автомобили Renault (210 тыс. машин, рост продаж – 11%, доля на рынке выросла на 1,1 п. п.– до 7,6%).

Сильнее всего в 2013 году падали продажи автомобилей массового сегмента.

По данным АЕБ, спад продаж в этом секторе составил 4,7%, тогда как спрос на компактные кроссоверы вырос на 4,8%. По мнению руководителя отдела розничных продаж автомобилей Volkswagen ГК «Авилон» Сергея Белогрудова и гендиректора «Рольфа» Татьяны Луковецкой, кроссоверы более удобные и безопасные – притом что стоимость некоторых моделей находится на уровне топ-комплектации моделей класса С. В АЕБ признают, что в этом году ситуация кардинально не изменится. Даже оптимистичный сценарий ассоциации (2,8 млн автомобилей по итогам 2014 года) на 2,5% выше итогов 2013 года, но на 3,4% ниже продаж 2012 года. А средневзвешенный прогноз продаж – 2,73 млн машин. По мнению Татьяны Луковецкой, в 2014 году продолжится снижение продаж отечественных брендов и рост спроса на иномарки (в среднем 2–3%). В Kia Motors Rus ждут «некоторого падения рынка в начале года» и его оживления в середине года «в связи с улучшением макроэкономических показателей».

Но источники “Ъ” на рынке говорят, что оптимистичные результаты декабря обеспечили не только скидки, но и «бумажные продажи», которые были вынуждены показывать дилеры. Это подтверждает и Сергей Белогрудов, по мнению которого «рост продаж автомобилей в декабре, по данным АЕБ, не до конца отражает реальную ситуацию на рынке». «Многие дилеры выкупали машины у производителя и показывали продажи для годового бонуса, на самом же деле автомобили скапливались на складах, что привело к их затовариванию»,– говорит он. В итоге, по словам собеседников “Ъ”, у ряда дилеров накопились чрезмерные запасы, которые могут достигать «квартальных объемов, а порой приближаться и к полугодичным». Приемлемым считается запас автомобилей на один-два месяца.

Президент ГК «Фаворит Моторс» Владимир Попов подчеркивает, что нынешняя ситуация «почти полностью повторяет прошлогоднюю – и с точки зрения накопившихся стоков, и с точки зрения необъективных результатов продаж». Он считает, что автоконцерны, планируя объемы продаж на 2014 год, «могли переоценить емкость рынка в среднем на 10%». Господин Попов отмечает, что «в первую очередь сформировались большие стоки бюджетных и коммерческих автомобилей», спрос на которые наиболее чувствителен к замедлению экономики. Впрочем, официально участники рынка говорят, что ситуация под контролем. Например, в «Рольфе» отмечают, что «для регулирования стоков используют собственную систему, которая позволяет оперативно реагировать на затоваривание склада». Сергей Белогрудов уверяет, что «Авилон» «подошел к новому году с комфортными стоками». Владимир Попов тоже говорит, что у «Фаворита» «рабочие запасы автомобилей на месяц-полтора».

Старший менеджер PricewaterhouseCoopers Сергей Литвиненко напоминает, что завышенные продажи «всегда имеют место – в особенности к концу года». Но, по мнению аналитика, они не превышают 15–20% от реального объема, поскольку «завысить больше для дилеров физически сложно». Он считает, что в этом году ситуация «не будет столь сложной, как в прошлом», поскольку дилеры и автоконцерны более консервативно подходят к планированию объемов.

Егор Попов, Роман Кондратьев, ИД «Коммерсантъ»

Авторынок наехал на старые граблиАвторынок, автодилер, итоги 2013
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
Авторынок наехал на старые грабли
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
SITE_NAME https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/news/77717/2017-09-19