Баннер ФЗ-54
18 февраля 2009, 00:00 4191 просмотр

Ритейлеров накрывает пассивной волной

В первые недели нового года россияне, испугавшись девальвации, активно тратили накопленные сбережения, однако в последние недели января наметился спад потребительской активности. И ожидать ее роста на фоне падения доходов населения и сокращения импорта в 2009 году не стоит.

В целом статистика за январь свидетельствует о том, что активность потребителей в Москве была выше прошлогодней на 18%, — говорится в исследовании компании «Ватком» (проводит мониторинг посещаемости торговых центров и розничных сетей). Однако в течение января наметилась отрицательная динамика потребительской активности: в первую неделю января по сравнению с аналогичным периодом 2008 года ее спад составил 4%. Впрочем, незначительное падение сменилось резким — на 26% — всплеском на второй неделе по сравнению с первой.

По мнению экспертов «Ваткома», это может быть связано с ростом посещаемости развлечений на второй праздничной неделе, а также с новогодними скидками — люди острее обычного отреагировали на возможность более экономных покупок. Помимо этого, многие люди отложили поездки и остались в Москве, часть из них получила бонусы по итогам года и отправилась их тратить, — добавляет аналитик ФК «Уралсиб» Наталья Смирнова: «На фоне девальвации рубля люди побоялись потерять все свои сбережения».

Действительно, развившаяся на фоне девальвации рубля паника заставила россиян активно тратить свои сбережения. По данным Росстата, только в четвертом квартале прошлого года расходы россиян превысили доходы на 166 млрд рублей. При этом денежные накопления населения (рублевые вклады, наличные рубли и ценные бумаги) за последние пять месяцев сократились на 9,7% или 832,9 млрд рублей. Показательно, что еще в октябре расходы в целом по России были на 24,6% меньше доходов, однако, уже в ноябре они на 7,1% обогнали доходы. В общей сложности в 2008 году впервые расходы россиян превысили доходы на 4,1 млрд рублей (25, 5264 трлн рублей против 25,5223 трлн).

Впрочем, после всплеска потребительской активности наметилось замедления роста: на третьей неделе января он составил всего 8% (по сравнению со второй), а за последнюю неделю активность даже снизилась на 3,5%.

По мнению ведущего консультанта компании «Магазин магазинов в ассоциации с СB Richard Ellis» Оксаны Аверкиной, данные «Ваткома» показывают количество посетителей торговых центров, но не покупателей. «По нашим оценкам январские продажи не оправдали надежд ритейлеров, — отмечает она. — Был всплеск продаж в декабре и падение спроса в январе, что объясняется сезонностью. При этом нельзя однозначно сказать, что у всех ритейлеров снизились плановые показатели: кто-то отмечает общий спад спроса до 30%, кто-то говорит, что продажи остались на прежнем уровне».

«Традиционно в январе покупательская активность замедляется по сравнению с декабрем, но в этом году мы не заметили спада, — рассказывает представитель X5 Retail Group (управляет продуктовыми сетями «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») Анна Карева. — Продуктовый — наиболее защищенный (от падения спроса, — BFM.ru) сектор, ведь люди не перестанут есть. Но мы ожидаем, что люди будут больше обращать внимания на цену, будут менять свою потребительскую корзину в сторону более дешевых базовых продуктов».

Россияне уже начали экономить, соглашается Наталья Смирнова из «Уралсиба»: основные продажи сместились в сторону дискаунтеров и гипермаркетов в силу их агрессивной ценовой политики.

Так, наибольший темп роста выручки в четвертом квартале показали магазины формата дискаунтер (39%) и гипермаркет (37%), — говорится в отчете X5 по итогам 2008 года. В последние три месяца значительно вырос трафик (количество покупателей) в дискаунтерах — на 15%. В то время как торговая выручка «Седьмого континента» (управляет 140 магазинами форматов супермаркет и гипермаркет) в декабре 2008 года по сравнению с аналогичным периодом 2007 увеличилась всего на 10% — до 4,849 млрд рублей.

Наметившийся в январе спад по покупательской активности продолжится. «Снижение реальных располагаемых доходов и сокращение импорта скажется на спросе. Его снижение ритейлеры уже ощущают на себе», — отмечает аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин.

По данным Росстата, реальные располагаемые доходы населения снизились в ноябре 2008 года на 6%, в декабрь — на 11,6% (по сравнению с предыдущим месяцем). При этом, по данным Федеральной таможенной службы (ФТС), за первые четыре недели текущего года объем российского импорта из стран дальнего зарубежья сократился на 35,6% по сравнению с январем 2008 года. Так, импорт машиностроительной продукции уменьшился на 46,9% до 3,3 млрд долларов, продовольственных товаров и сырья для их производства — на 24,9% (1,3 млрд долларов), химической продукции — на 28,9% (1,1 млрд), текстильных изделий и обуви — на 2,7% (586,3 млн).

При этом падение спроса на ряд товаров уже достигло весьма серьезных масштабов. Так, в январе 2009 года, по данным комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса, в России было продано 116,9 тысячи новых автомобилей, что на 33% (или на 58,1 тысячи машин) меньше, чем за аналогичный период 2008 года.

«Повышения активности покупателей даже к лету ожидать не стоит, прежде всего, из-за роста цен, снижения реальных доходов населения. Изменения произойдут после улучшения общей экономической ситуации, но в этом году ожидать подобного не стоит», — заключает Оксана Аверкина.

Александра Ходонова, BFM.RU 

Обсуждения по теме:

Статья относится к тематикам: Общеотраслевое
Поделиться публикацией:
Подписывайтесь на наш канал в Telegram и Яндекс.Дзен , чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.
Как проинструктировать сотрудника, чтобы он действ...
452
Как начать производить товары под собственной торг...
404
Вадим Макаренко, директор по маркетингу дивизиона ...
3009
Хуан Хосе Фреихо (Juan José Freijo), директор по у...
497
О нестандартных решениях международной компании
1648
Магистр вина Франк Смулдерс: "Хорошее вино не обяз...
8216
«Ренессанс Косметик» оптимизировала ERP-систему
5867
Опыт сотрудничества испанского ритейлера и компани...
2393

В первые недели нового года россияне, испугавшись девальвации, активно тратили накопленные сбережения, однако в последние недели января наметился спад потребительской активности. И ожидать ее роста на фоне падения доходов населения и сокращения импорта в 2009 году не стоит.

В целом статистика за январь свидетельствует о том, что активность потребителей в Москве была выше прошлогодней на 18%, — говорится в исследовании компании «Ватком» (проводит мониторинг посещаемости торговых центров и розничных сетей). Однако в течение января наметилась отрицательная динамика потребительской активности: в первую неделю января по сравнению с аналогичным периодом 2008 года ее спад составил 4%. Впрочем, незначительное падение сменилось резким — на 26% — всплеском на второй неделе по сравнению с первой.

По мнению экспертов «Ваткома», это может быть связано с ростом посещаемости развлечений на второй праздничной неделе, а также с новогодними скидками — люди острее обычного отреагировали на возможность более экономных покупок. Помимо этого, многие люди отложили поездки и остались в Москве, часть из них получила бонусы по итогам года и отправилась их тратить, — добавляет аналитик ФК «Уралсиб» Наталья Смирнова: «На фоне девальвации рубля люди побоялись потерять все свои сбережения».

Действительно, развившаяся на фоне девальвации рубля паника заставила россиян активно тратить свои сбережения. По данным Росстата, только в четвертом квартале прошлого года расходы россиян превысили доходы на 166 млрд рублей. При этом денежные накопления населения (рублевые вклады, наличные рубли и ценные бумаги) за последние пять месяцев сократились на 9,7% или 832,9 млрд рублей. Показательно, что еще в октябре расходы в целом по России были на 24,6% меньше доходов, однако, уже в ноябре они на 7,1% обогнали доходы. В общей сложности в 2008 году впервые расходы россиян превысили доходы на 4,1 млрд рублей (25, 5264 трлн рублей против 25,5223 трлн).

Впрочем, после всплеска потребительской активности наметилось замедления роста: на третьей неделе января он составил всего 8% (по сравнению со второй), а за последнюю неделю активность даже снизилась на 3,5%.

По мнению ведущего консультанта компании «Магазин магазинов в ассоциации с СB Richard Ellis» Оксаны Аверкиной, данные «Ваткома» показывают количество посетителей торговых центров, но не покупателей. «По нашим оценкам январские продажи не оправдали надежд ритейлеров, — отмечает она. — Был всплеск продаж в декабре и падение спроса в январе, что объясняется сезонностью. При этом нельзя однозначно сказать, что у всех ритейлеров снизились плановые показатели: кто-то отмечает общий спад спроса до 30%, кто-то говорит, что продажи остались на прежнем уровне».

«Традиционно в январе покупательская активность замедляется по сравнению с декабрем, но в этом году мы не заметили спада, — рассказывает представитель X5 Retail Group (управляет продуктовыми сетями «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») Анна Карева. — Продуктовый — наиболее защищенный (от падения спроса, — BFM.ru) сектор, ведь люди не перестанут есть. Но мы ожидаем, что люди будут больше обращать внимания на цену, будут менять свою потребительскую корзину в сторону более дешевых базовых продуктов».

Россияне уже начали экономить, соглашается Наталья Смирнова из «Уралсиба»: основные продажи сместились в сторону дискаунтеров и гипермаркетов в силу их агрессивной ценовой политики.

Так, наибольший темп роста выручки в четвертом квартале показали магазины формата дискаунтер (39%) и гипермаркет (37%), — говорится в отчете X5 по итогам 2008 года. В последние три месяца значительно вырос трафик (количество покупателей) в дискаунтерах — на 15%. В то время как торговая выручка «Седьмого континента» (управляет 140 магазинами форматов супермаркет и гипермаркет) в декабре 2008 года по сравнению с аналогичным периодом 2007 увеличилась всего на 10% — до 4,849 млрд рублей.

Наметившийся в январе спад по покупательской активности продолжится. «Снижение реальных располагаемых доходов и сокращение импорта скажется на спросе. Его снижение ритейлеры уже ощущают на себе», — отмечает аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин.

По данным Росстата, реальные располагаемые доходы населения снизились в ноябре 2008 года на 6%, в декабрь — на 11,6% (по сравнению с предыдущим месяцем). При этом, по данным Федеральной таможенной службы (ФТС), за первые четыре недели текущего года объем российского импорта из стран дальнего зарубежья сократился на 35,6% по сравнению с январем 2008 года. Так, импорт машиностроительной продукции уменьшился на 46,9% до 3,3 млрд долларов, продовольственных товаров и сырья для их производства — на 24,9% (1,3 млрд долларов), химической продукции — на 28,9% (1,1 млрд), текстильных изделий и обуви — на 2,7% (586,3 млн).

При этом падение спроса на ряд товаров уже достигло весьма серьезных масштабов. Так, в январе 2009 года, по данным комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса, в России было продано 116,9 тысячи новых автомобилей, что на 33% (или на 58,1 тысячи машин) меньше, чем за аналогичный период 2008 года.

«Повышения активности покупателей даже к лету ожидать не стоит, прежде всего, из-за роста цен, снижения реальных доходов населения. Изменения произойдут после улучшения общей экономической ситуации, но в этом году ожидать подобного не стоит», — заключает Оксана Аверкина.

Александра Ходонова, BFM.RU 

Обсуждения по теме:

Ритейлеров накрывает пассивной волнойритейлер, ритейлеры, торговля, розничная торговля. ритейл, кризис, деньги, инфляция
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
Ритейлеров накрывает пассивной волной
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
SITE_NAME https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/news/35977/2018-07-22