Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Управление персоналом в «Леруа Мерлен»: упрощение и автоматизация
LEROY MERLIN (в России «Леруа Мерлен») — международная компания-ритейлер, специализирующаяся на продаже товаров для строительства, отделки и обустройства дома, дачи и сада. Компания была основана в 1923 году во Франции, и сегодня занимает первое место в Европе по товарообороту. Первый магазин «Леруа Мерлен» в России открыл свои двери для покупателей в 2004 году в г. Мытищи, МО.
— Елена, расскажите, по какому принципу вы выбирали систему автоматизации для огромной сети?
— Когда в 2005 году компания всерьез задумалась об автоматизации кадровых процессов, мы провели тендер, изучив разные предложения. Помимо функциональности и стоимостных характеристик, оценивали решения с точки зрения сопровождения и поддержки законодательных обновлений, потому что прекрасно знали, как часто у нас в стране меняется отчетность. Законодательство в меньшей степени, а отчетность и формы — это ежегодно. Настраивать каждый раз систему в ручном режиме с учетом постоянных изменений очень трудозатратно. Исходя из этих соображений, мы выбрали решение БОСС-Кадровик. Сейчас эта задача полностью решается для нас силами вендора: мы просто ставим присылаемые обновления, тестируем и продолжаем рассчитывать зарплату, подготавливать и сдавать отчетность.
До внедрения системы мы собирали данные из обычных офисных приложений Word и Excel. Всю эту разнородную информацию специалисты компании-разработчика собрали воедино, систематизировали и интегрировали в систему. На протяжении некоторого времени мы продолжали вручную подправлять данные, доделывали, смотрели, и у нас сформировалась маленькая база. А дальше, с 2006 года, магазины начали самостоятельно работать в системе, вводить в нее информацию о своих сотрудниках и формировать необходимые кадровые отчеты.
Вначале мы считали зарплату и в системе, и параллельно продолжали расчет силами аутсорсинга. А потом сравнивали два результата и анализировали ошибки. Результаты показали, что ошибки в основном были на стороне аутсорсера, БОСС-Кадровик считал правильно. И уже отчетность за 2006 год мы сдавали по данным, которые получали из системы.
Система кадрового учета персонала и управления кадровыми процессами «БОСС-Кадровик» эксплуатируется в российском представительстве компании «Леруа Мерлен» с 2005 года. Вначале были автоматизированы учет кадров и расчет зарплаты. Сейчас автоматизированный контур управления персоналом на базе этой системы обслуживает порядка 66 розничных магазинов компании со складами и центральным офисом в 28 регионах нашей страны. В системе ведется кадровый учет по 23 тыс. сотрудников компании силами всего 200 HR-специалистов.
— Сложно ли было интегрировать систему в процесcы компании?
— Достаточно легко. У нас бухгалтерский учёт идёт в сторонней программе, и данные в кадровую систему мы передаем в считанные секунды, для этого есть все настройки. То же самое по внутреннему порталу и другим нашим системам - всю информацию по сотрудникам мы также передаем из кадровой системы и забираем обратно с дополнениями.
— Сейчас многие крупные ритейлеры пытаются автоматизировать процесс рекрутинга. Что вы делаете в этом направлении?
— Мы доработали систему автоматизации, сделав модуль для рекрутинга на основе базового модуля «Управление кадровыми процессами», но тиражный функционал был доработан для собственных процессов найма персонала. Модуль для рекрутеров – это очень полезная доработка. Туда вводится информация о тех соискателях, которые пришли к нам на собеседование. По итогам интервью добавляются результаты собеседования, и они доступны на просмотр по всей России. К примеру, если кандидат проходил собеседование в одном магазине, а потом, несмотря на отказ, снова пришел попытать счастья в другой «Леруа Мерлен», даже в другом городе, то раньше его могли бы спокойно принять на работу, поскольку информация не передавалась. А сейчас в модуль вносятся комментарии, и рекрутер на новом месте видит результаты всех визитов наших кандидатов. Этим инструментом пользуются 80 рекрутеров по всей России, они видят отметки и комментарии друг друга. Это наша собственная разработка на базе БОСС-Кадровика, для которой мы писали ТЗ и принимали готовый продукт.
— Какие еще процессы вам нужно было автоматизировать?
— Не могу не упомянуть про автоматизацию централизованной обработки приказов и дополнительных соглашений. Если раньше мы заходили в запись по каждому сотруднику, формировали документ и отправляли его на печать, то сейчас по единой кнопке происходит распечатка на всех сотрудников магазина сразу в разбивке с возможностью выбора: в алфавитном порядке или по отделам.
Плюс ко всему, мы продвинулись еще дальше: для того, чтобы больничные листы не заполнять вручную, наши ИТ-специалисты нам настроили автозаполнение, подобрали все нужные параметры, чтобы информация попадала в нужные клеточки больничного листа. И для печати у нас настроен отдельный принтер под специальную плотность бумаги для автоматического заполнения больничных листов. Это позволило освободить HR-специалистов и специалистов по оплате труда от рутинной ручной работы. Сейчас они вставляют в принтер пачку больничных листов и на выходе получают заполненные бланки.
Точно так же у нас с командировками. Если раньше их вбивали вручную, а у нас огромное количество командировок, то сейчас сотрудник сам в своем «Личном кабинете» заводит командировку и информация сразу попадает в систему. БОСС-Кадровик автоматически рассылает расчетные листы и уведомления о начале отпуска на электронную почту сотрудников.
— «Леруа Мерлен» в разных рейтингах фигурирует как лучший работодатель, который умеет мотивировать сотрудников и достаточно гибко подходит к условиям работы. Это как-то отражено в системе автоматизации?
— Да. Например, у нас автоматизирован расчёт задолженности по выходным. В компании мы применяем суммированный учет рабочего времени с периодом в один год. Сотрудники наших магазинов работают по сменам, и нет цикличных графиков - они все больше индивидуальные и зависят от пожеланий работников. К тому же сотрудники часто меняются сменами. В производственном календаре есть своя норма выходных дней за текущий период. Но на практике у нас выходные накапливались, и мы сделали расчет задолженностей по выходным: в конце года всем сотрудникам мы выплачиваем эти деньги как за дополнительные рабочие смены. Так же в течение года мы можем мониторить долги по выходным и даже считать примерные суммы доплат, чтобы управлять бюджетом.
В конце каждого месяца система сама проверяет табели учета рабочего времени на соответствие требованиям законодательства, сверяет данные табеля с данными из модуля «Учет кадров», где ведутся неявки (отпуска, больничные) и выдает расхождения (если они имеются). Тем самым предотвращая ввод некорректной информации, что могло бы повлечь за собой неправильный расчет заработной платы. Автоматически проходит перевод всех этих данных в тот формат, который законодательно нужен, и на его основе идет правильный расчет зарплаты.
— А расчет зарплаты идет по единым стандартам для всех, независимо от региона?
— Не только, здесь есть ряд интересных деталей. Например, у нас есть районы, где существуют дополнительные дни отдыха, сокращенные смены, районные коэффициенты, северные надбавки и пр. Так же мы ведем производственный календарь не только федеральный, но и региональный, как, например, у нас в Казани, Пензе, Уфе и Саратове. И, соответственно, при расчете зарплаты БОСС-Кадровик это все учитывает.
—IT-системы сейчас фокусируются не только на сборе и обработке информации, но и на аналитике, используете ли вы эти возможности?
— Нынешняя версия модуля «АКП» с нашими доработками эксплуатируется уже года два. Мы ведем учет линейного персонала, руководящего состава и управленцев. Система позволяет выгружать данные по текучке, абсентеизму (он считается по нашей формуле), фонду оплаты труда и пр. У нас есть списки произвольных отчетов, которые наши ИТ-специалисты сами настраивали. Каждый HR-специалист может сам создать произвольный отчет, сделать форму и его коллеги во всех магазинах страны смогут ею пользоваться.
— Как вы организовали разграничение ролей доступа к такой масштабной системе?
— В модуле «Штатное расписание» работают только HR-специалисты центрального офиса. Они управляют всей кадровой политикой компании. У HR-специалистов в магазинах есть неполный доступ в режиме просмотра в модуль «Расчет заработной платы», данные они вносить не могут. Основная работа HR-специалистов происходит в модулях «Учет Кадров» и «Табельный Учет» - они видят только сотрудников своих магазинов.
— Фактически можно говорить, что у вас некий общий кадровый центр обслуживания (ОЦО), который находится непосредственно в центральном офисе компании?
— Администрированием персонала занимаются HR-специалисты в магазинах. В режиме онлайн эти данные видны всем и доступны любым другим модулям. Например, HR-специалист в магазине может провести отпуск или больничный лист, и он сразу будет доступен специалисту по оплате труда для расчета. А расчетом заработной платы всем двадцати двум тысячам сотрудников занимается часть моей команды из семи сотрудников в центральном офисе.
— Кстати, сколько по времени вы считаете зарплату?
— Действительно очень много зависит не только от серверов, но и от системы. Зарплату со всей подготовкой данных и проверкой мы считаем всего за полтора дня! Я считаю, что это уникальный результат сочетания оптимизации внутренних процессов и их автоматизации. В будущем, следуя нашим планам экспансии в регионы, в России будет открыто 150 магазинов «Леруа Мерлен», а считать зарплату, надеюсь, мы всё так же будем за полтора дня.
— Какими силами поддерживается платформа? Сколько сотрудников её обслуживают?
— У нас есть два сотрудника, которые сопровождают только БОСС-Кадровик, они и разработчики, и админы. Сейчас мы работаем над расширением штата. Важно понимать, что кроме разработки новых модулей есть еще и техническая поддержка, где тоже нужны специалисты.
— А как проходит обучение новых сотрудников работе в системе?
— У нас по каждому процессу есть описание. Новый сотрудник не получает доступ в реальную базу. У него появляется доступ только в учебную базу. Там он отрабатывает проведение различных процессов и процедур по кадрам. У него есть папка с заданиями, например, что необходимо сделать, чтобы принять сотрудника на работу. Заполнив первичные карточки по персоналу, он сразу по нажатию одной кнопки получит весь пакет заполненных документов: трудовой договор в двух экземплярах, приказ, должностную инструкцию, заявление на банковскую карточку и т. д. и все это сразу распечатывается на принтере. Новый сотрудник выполняет все эти операции на демоверсии в учебной базе под руководством своего наставника. Помимо инструкций, в компании есть эксперты по БОСС-Кадровику, к которым он тоже может обращаться с вопросами. Как такового экзамена в конце обучения нет, но наставник по итогам «испытательного срока» дает подтверждение готовности нового сотрудника работать в реальной базе данных. Сотруднику открывается доступ туда, и он приступает к работе.
— Расскажите, пожалуйста, о результатах автоматизации.
— С учетом трансформации нашей компании, в ближайшие 5 лет планируется, что в службе персонала каждого магазина остались руководитель и HR-специалист, поэтому очень много функций автоматизируется и упрощается. Мы будем давать доступ в БОСС-Кадровик всем руководителям в магазинах, чтобы они составляли графики с учетом требований законодательства и самостоятельно формировали табели. Это приведет к экономии 30 % времени HR-специалиста. Многие функции постепенно передадутся в центральный офис, а также нам предстоит интеграция БОСС-Кадровика в России с программой для управленческого учета в Казахстане.
Интервью
О супернатуральном питании для животных, гуманизации, заботе о здоровье и других тенденциях.