Fashion, одежда, обувь, аксессуары
16 сентября 2018, 23:00 4097 просмотров

Налоговый подход к покупательской лояльности

В налогообложении, как известно, множество спорных вопросов. Касаются они и программ покупательской лояльности. Как в бухгалтерии оптимально отразить скидки, бонусы, премии и прочие радости для клиентов? Об этом рассказывает Анастасия Смотрицкая, главный бухгалтер ООО «Артсана Рус» — российского подразделения мультинациональной Artsana S.p.A., основанной в 1946 году и ставшей одним из лидеров в производстве и сбыте товаров для детей от 0 до 1,5 лет.

Анастасия Смотрицкая, главный бухгалтер ООО «Артсана Рус» Расскажите, пожалуйста, об учете НДС и корректировке налога на прибыль в программах покупательской лояльности.

— Налоговики проявляют особое внимание ко всем операциям, в которых задействованы любые стимулирующие выплаты покупателям. А в нынешних условиях без таких выплат ритейл просто невозможен.

До 2013 года применение дополнительных выплат и компенсаций было очень рискованным, так как в налоговом законодательстве не был закреплен определенный порядок учета. Поэтому арбитражная практика по данному вопросу была очень активной и не всегда в пользу налогоплательщика. После 2013 года в Налоговый кодекс РФ были внесены поправки, упростившие учет стимулирующих выплат и значительно сократившие связанные с ним риски при формировании базы по налогу на прибыль. Что касается НДС, то с введением в 2013 году универсального передаточного документа пересчет налоговой базы прошлых периодов также не вызывает трудностей.

Все стимулирующие выплаты можно условно разделить на две категории: те, которые меняют сумму реализации и влияют на НДС (например, ретроскидки) и те, которые не изменяют цену товара (премии за объем закупок). В первом случае необходимо пересчитать базу по налогу на прибыль и учесть изменения в базе по НДС текущего периода. Во втором случае данные выплаты НДС не облагаются и учитываются в текущем периоде при расчете налога на прибыль как у сбытовой сети, так и у поставщика.

Без чего не обойтись бухгалтерии в учете результатов программы покупательской лояльности, что необходимо предусмотреть при ее формировании?  

— Основные моменты, которые надо учитывать при формировании программы лояльности, это корректные и понятные формулировки в договорах (дополнительных соглашениях), наличие закрывающих документов и, в случае необходимости, расчетных таблиц, обосновывающих размер премий.

На размер выплат также необходимо обращать особое внимание. Ведь с точки зрения налогового учета любая хозяйственная операция должна быть не только документально подтверждена, но и экономически обоснована. А если премия в несколько раз превышает объем закупок, то у контролирующих органов, естественно, возникнут сомнения в экономической целесообразности данной операции.

— Что вызывает основную сложность при выполнении договоров между поставщиками и торговыми сетями? 

Налоговый подход к покупательской лояльности —Основную сложность вызывает предоставление бесплатной партии товара покупателю при выполнении определенных условий договора. С точки зрения налогообложения данный тип выплат является одним из самых невыгодных и рискованных. Связано это с тем, что формально его можно отнести к дарению. Таким образом, поставщик не сможет учесть у себя себестоимость переданных товаров и доначислить НДС с безвозмездной передачи, а покупатель (ритейлер) будет обязан учесть данную партию по рыночной стоимости в качестве внереализационного дохода. Причем поставить НДС к вычету покупателю не удастся.

Поговорим о пересортице. В НК РФ нет понятия «пересортица», а в ритейле она всенепременно присутствует. Расскажите, пожалуйста, как ведется учет такого товара в «Артсана Рус».

— Учет пересортицы является давно наболевшей проблемой для ритейла. В налоговом учете такого понятия действительно нет, поэтому и отражение пересортицы спорно. Однако многие компании идут на риск и продолжают учитывать пересортицу в налоговом учете. Особенно после «дела Ашана», которое сформировало положительную арбитражную практику по данному вопросу (решение ВАС РФ от 04 декабря 2013 года по делу № ВАС-13048/2013).

Законопроект о внесении изменений в НК РФ с целью «узаконить» учет пересортицы был подготовлен Минфином еще в 2013 году, однако в 2017 году был снят с рассмотрения (Проект Федерального закона N 254686–6), и вопрос так и остался неурегулированным. Поэтому во избежание возможных последствий компания «Артсана РУС» занимает консервативную позицию и не учитывает пересортицу в налоговом учете: излишки признаются внереализационным доходом, а недостачи не учитываются в расходах при формировании налоговой базы по налогу на прибыль. Это связано прежде всего и с политикой головной компании, которая находится в Италии. Практика свидетельствует в пользу консервативной позиции в этой области.

— Приведите, пожалуйста, примеры из арбитражной практики.

— В настоящий момент арбитражная практика по вопросу стимулирующих выплат не очень большая. Упомяну лишь, что последнее дело по выплате премий решилось не в пользу налогоплательщика (постановление АС Волго-Вятского округа от 06.08.2018 по делу № А39-6479/2017, АО «Саранск-Лада»).

— Artsana S.p.A., как известно, мультинациональная корпорация. Можно ли сравнить бухгалтерскую практику и отчетность по детским товарам в Италии (ЕС) и России.

nalogovyi_podhod_k_pokupatelskoi_loyalnosti_2.png — Компания Artsana S.p.A. была создана более 60 лет назад как семейный бизнес. В настоящее время такие бренды, как Chicco, Boppy, PIC широко известны во всем мире. В отличие от России, во многих европейских странах категория детских товаров является льготной для целей налогообложения как прибыли, так и НДС. Однако в Европе существуют свои «бухгалтерские» проблемы.

Например, Италия занимает второе место по сложности системы налогообложения в ОЭСР — вслед за Францией. Также существуют свои сложности и в отношении налогообложения международных компаний.

Мультинациональная корпорация с итальянскими корнями Artsana S.p.A. насчитывает 23 подразделения (из них 16 в Европе), более 100 дистрибьюторов, 8 производственных подразделений (все в Европе) и более 600 точек продаж. Продукцию также закупают крупные торговые сети.

ООО «Артсана Рус»
С 2011 года в России действует ООО «Артсана Рус». На российском рынке представлены товары для грудного и искусственного вскармливания, для прогулок, для дома и обеспечения безопасности в автомобиле; игрушки; детская одежда и обувь.

Ерлан Журабаев, Retail.ru

Статья относится к тематикам: Fashion, одежда, обувь, аксессуары
Источник: Retail.ru
Подписывайтесь на наши новостные рассылки, а также на каналы  Telegram  и  Яндекс.Дзен , чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.
Загрузка

В налогообложении, как известно, множество спорных вопросов. Касаются они и программ покупательской лояльности. Как в бухгалтерии оптимально отразить скидки, бонусы, премии и прочие радости для клиентов? Об этом рассказывает Анастасия Смотрицкая, главный бухгалтер ООО «Артсана Рус» — российского подразделения мультинациональной Artsana S.p.A., основанной в 1946 году и ставшей одним из лидеров в производстве и сбыте товаров для детей от 0 до 1,5 лет.

Анастасия Смотрицкая, главный бухгалтер ООО «Артсана Рус» Расскажите, пожалуйста, об учете НДС и корректировке налога на прибыль в программах покупательской лояльности.

— Налоговики проявляют особое внимание ко всем операциям, в которых задействованы любые стимулирующие выплаты покупателям. А в нынешних условиях без таких выплат ритейл просто невозможен.

До 2013 года применение дополнительных выплат и компенсаций было очень рискованным, так как в налоговом законодательстве не был закреплен определенный порядок учета. Поэтому арбитражная практика по данному вопросу была очень активной и не всегда в пользу налогоплательщика. После 2013 года в Налоговый кодекс РФ были внесены поправки, упростившие учет стимулирующих выплат и значительно сократившие связанные с ним риски при формировании базы по налогу на прибыль. Что касается НДС, то с введением в 2013 году универсального передаточного документа пересчет налоговой базы прошлых периодов также не вызывает трудностей.

Все стимулирующие выплаты можно условно разделить на две категории: те, которые меняют сумму реализации и влияют на НДС (например, ретроскидки) и те, которые не изменяют цену товара (премии за объем закупок). В первом случае необходимо пересчитать базу по налогу на прибыль и учесть изменения в базе по НДС текущего периода. Во втором случае данные выплаты НДС не облагаются и учитываются в текущем периоде при расчете налога на прибыль как у сбытовой сети, так и у поставщика.

Без чего не обойтись бухгалтерии в учете результатов программы покупательской лояльности, что необходимо предусмотреть при ее формировании?  

— Основные моменты, которые надо учитывать при формировании программы лояльности, это корректные и понятные формулировки в договорах (дополнительных соглашениях), наличие закрывающих документов и, в случае необходимости, расчетных таблиц, обосновывающих размер премий.

На размер выплат также необходимо обращать особое внимание. Ведь с точки зрения налогового учета любая хозяйственная операция должна быть не только документально подтверждена, но и экономически обоснована. А если премия в несколько раз превышает объем закупок, то у контролирующих органов, естественно, возникнут сомнения в экономической целесообразности данной операции.

— Что вызывает основную сложность при выполнении договоров между поставщиками и торговыми сетями? 

Налоговый подход к покупательской лояльности —Основную сложность вызывает предоставление бесплатной партии товара покупателю при выполнении определенных условий договора. С точки зрения налогообложения данный тип выплат является одним из самых невыгодных и рискованных. Связано это с тем, что формально его можно отнести к дарению. Таким образом, поставщик не сможет учесть у себя себестоимость переданных товаров и доначислить НДС с безвозмездной передачи, а покупатель (ритейлер) будет обязан учесть данную партию по рыночной стоимости в качестве внереализационного дохода. Причем поставить НДС к вычету покупателю не удастся.

Поговорим о пересортице. В НК РФ нет понятия «пересортица», а в ритейле она всенепременно присутствует. Расскажите, пожалуйста, как ведется учет такого товара в «Артсана Рус».

— Учет пересортицы является давно наболевшей проблемой для ритейла. В налоговом учете такого понятия действительно нет, поэтому и отражение пересортицы спорно. Однако многие компании идут на риск и продолжают учитывать пересортицу в налоговом учете. Особенно после «дела Ашана», которое сформировало положительную арбитражную практику по данному вопросу (решение ВАС РФ от 04 декабря 2013 года по делу № ВАС-13048/2013).

Законопроект о внесении изменений в НК РФ с целью «узаконить» учет пересортицы был подготовлен Минфином еще в 2013 году, однако в 2017 году был снят с рассмотрения (Проект Федерального закона N 254686–6), и вопрос так и остался неурегулированным. Поэтому во избежание возможных последствий компания «Артсана РУС» занимает консервативную позицию и не учитывает пересортицу в налоговом учете: излишки признаются внереализационным доходом, а недостачи не учитываются в расходах при формировании налоговой базы по налогу на прибыль. Это связано прежде всего и с политикой головной компании, которая находится в Италии. Практика свидетельствует в пользу консервативной позиции в этой области.

— Приведите, пожалуйста, примеры из арбитражной практики.

— В настоящий момент арбитражная практика по вопросу стимулирующих выплат не очень большая. Упомяну лишь, что последнее дело по выплате премий решилось не в пользу налогоплательщика (постановление АС Волго-Вятского округа от 06.08.2018 по делу № А39-6479/2017, АО «Саранск-Лада»).

— Artsana S.p.A., как известно, мультинациональная корпорация. Можно ли сравнить бухгалтерскую практику и отчетность по детским товарам в Италии (ЕС) и России.

nalogovyi_podhod_k_pokupatelskoi_loyalnosti_2.png — Компания Artsana S.p.A. была создана более 60 лет назад как семейный бизнес. В настоящее время такие бренды, как Chicco, Boppy, PIC широко известны во всем мире. В отличие от России, во многих европейских странах категория детских товаров является льготной для целей налогообложения как прибыли, так и НДС. Однако в Европе существуют свои «бухгалтерские» проблемы.

Например, Италия занимает второе место по сложности системы налогообложения в ОЭСР — вслед за Францией. Также существуют свои сложности и в отношении налогообложения международных компаний.

Мультинациональная корпорация с итальянскими корнями Artsana S.p.A. насчитывает 23 подразделения (из них 16 в Европе), более 100 дистрибьюторов, 8 производственных подразделений (все в Европе) и более 600 точек продаж. Продукцию также закупают крупные торговые сети.

ООО «Артсана Рус»
С 2011 года в России действует ООО «Артсана Рус». На российском рынке представлены товары для грудного и искусственного вскармливания, для прогулок, для дома и обеспечения безопасности в автомобиле; игрушки; детская одежда и обувь.

Ерлан Журабаев, Retail.ru

Налоговый подход к покупательской лояльности
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
Налоговый подход к покупательской лояльности
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
SITE_NAME https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/interviews/nalogovyy-podkhod-k-pokupatelskoy-loyalnosti/2020-10-30


public-4028a98f6b2d809a016b646957040052