Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Made in China: как студентка из Поднебесной открыла магазин китайских продуктов в Москве
25 лет назад Россия и КНР подписали стратегический договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, после чего китайско-российские отношения стали развиваться и крепнуть по самым разным направлениям: образование, культура, торговля, туризм и др. Все больше жителей КНР приезжают в Россию работать и учиться: с 2012 года, число китайских студентов в российских ВУЗах увеличилось вдвое — до 30 тыс. человек. Вместе со своими соотечественниками 6 лет назад в Россию приехала китаянка Чжоу Вэй-вэй: девушка хотела поступить в московский ВУЗ, познакомиться с русской культурой и жизнью. На 2 курсе магистратуры в РУДН Чжоу Вэй-вэй открыла собственный магазин китайских продуктов в районе Юго-Запада Москвы. Как китайская студентка развивает бизнес на 10 кв. м. читайте в материале Retail.ru.
— Где располагается магазин, и какой ассортимент он предлагает?
— Магазин мы открыли в жилом доме возле метро Воробьевы горы, его площадь — чуть больше 10 кв. метров. Ассортимент у нас небольшой, всего около 30 наименований китайских продуктов: соусы, приправы, консервы, снеки, замороженные продукты, прохладительные напитки и т. д.
— Как родилась идея открыть магазин китайских продуктов питания в Москве?
— Найти вкусные и привычные для нашей кухни продукты питания — не самая простая задача для китайца в России. Обилие азиатских ресторанчиков, особенно в студенческих районах помогает нам не забывать ароматы китайской кухни, но отсутствие китайских продуктов в местных магазинах вынуждает привозить их лично из Китая, когда мы возвращаемся домой на каникулы и праздники.
Самая обычная ситуация — уехать на каникулы домой, в Китай, с одним рюкзаком, а возвратиться в Москву уже с двумя чемоданами, набитыми разными снеками, соусами и пр.
Именно по этой причине я и решила арендовать помещение и открыть свой небольшой магазинчик, где продаю китайские продукты и еду. С реализацией идеи мне помогла советами старшая сестра, которая уже имеет опыт ведения бизнеса в Москве и Санкт-Петербурге.
— Кто составляет целевую аудиторию магазина?
— Наша целевая аудитория — это, в основном, студенты, поэтому мы открыли торговую точку рядом с международными ВУЗами: РУДН, МПГУ, РАНХиГС и МГУ. Больше всего китайских студентов приходит из РУНД, но немало ребят даже готовы приехать из другого конца города, если у нас продается их любимая закуска.
В последнее время, в поисках магазинов шаговой доступности, к нам стали заходить местные жители, русские, и среди них даже появилось несколько постоянных покупателей. В целом, в магазин приходят порядка 50-60 человек в неделю и чаще в будние дни, в выходные покупателей мало.
— Какие товары пользуются наибольшим спросом у китайских и русских покупателей?
— Китайцы в России больше всего скучают по острой еде, поэтому спросом пользуются соусы и приправы, которые придают нашим блюдам тот неповторимый вкус и аромат. В Китае уровень остроты блюд зависит от региона: на севере страны предпочитают в меру острую еду, а на юге готовят самые острые блюда. Почти для каждого китайского блюда можно найти свой неповторимый соус: устричный, бобовый, чили соус и паста.
Также у нас часто покупают снеки, чипсы с непривычными для русских вкусами (например, с морепродуктами, лаймом, медом и пр.), сушенное мясо с приправами — очень популярная закуска в Китае. Популярностью у китайцев пользуются также замороженные продукты — креветки, кальмары, наборы китайских овощей, китайские пельмени.
Китайцы любят и русские пельмени, и вареники (за исключением сладких вареников с вишней и творогом — для нас это дикость), но китайские пельмени обычно более разнообразны в плане начинки — мясо с овощами, сыр тофу, креветки и пр. В начале осени мы начали продавать даже мороженых крабов — несмотря на высокую цену, они пользуются спросом у студентов.
Русские выбирают скорее понятные и привычные им продукты, например лапшу быстрого приготовления, только не «Доширак», конечно, — нашу, китайскую. Также местные жители по пути с работы заходят к нам за хлебом, крупами и прочими продуктами первой необходимости, которые мы покупаем в соседнем супермаркете.
— От каких продуктов вы отказались из-за непопулярности?
— Главный промах мы допустили в начале, когда стали продавать китайские продукты, аналоги которых можно купить в русских магазинах. Так через месяц после открытия мы убрали с прилавков орехи, фрукты и овощи, за исключением шпината, лука и пекинской капусты.
— Где вы закупаете товары? Есть ли конкуренция среди продавцов китайских продуктов питания в Москве?
— Все секреты, где мы закупаем продукты, раскрывать не буду, но скажу, что в Москве есть несколько китайских рынков, куда привозят китайские, японские и корейские продукты. Один из таких рынков расположен около района Люблино. Знающие китайцы ездят туда по выходным, но чаще всего добираться до таких рынков долго, да и продукты искать сложно.
Что касается конкуренции, то конечно она есть, вспомнить хотя бы тот же рынок в Люблино. В Москве точки продаж азиатских продуктов есть около метро Киевская — тоже на рынке. Кроме этого, подобные магазины часто открываются в одних зданиях с китайскими и корейскими ресторанами, чтобы после обеда в заведении китайцы могли купить необходимые продукты домой.
— Какой средний чек в магазине?
— Средний чек — 500-1000 руб. Есть две категории покупателей: одни заходят из любопытства посмотреть на магазин и ассортимент, поболтать и купить какой-нибудь снек, другие — продумывают покупку заранее и приходят со списком покупок. Зарабатываем мы, конечно, на второй категории покупателей.
— Как чаще всего оплачивают покупки?
— В основном вся оплата проходит через WeChat Payment, так как кредитные карты китайских студентов обычно привязаны к аккаунту социальной сети WeChat. Там же, в соцсети, мы консультируем покупателей о наличии тех или иных товаров. В магазине все цены на продуктах пишем в рублях, чтобы не возникало вопросов.
Подробнее о WeChat читайте в статье: WeChatPayment. Почему платежная система Китая начинает интересовать российских ритейлеров
— Что было самое сложное при открытии магазина?
— Мы не знали, как и где рекламировать магазин. Сначала мы пытались распространять новость о нашем открытии через знакомых и друзей в университете, но потом поняли, что нужно работать через WeChat с китайской общиной в Москве. Благодаря рекламе в этой соцсети число покупателей резко возросло.
— Осуществляете ли доставку продуктов питания на дом?
—Да, но доставляем мы только в районе Юго-Запада Москвы, недалеко от магазина. Время доставки обговариваем с каждым покупателем персонально. Заказы мы получаем через WeChat, там покупатели оплачивают доставку. В неделю мы обрабатываем порядка 20-30 таких заказов.
— Какие российские магазины пользуются популярностью у китайцев?
— Чаще всего китайцы посещают «Пятерочку» и «Дикси», где недавно заработал очень удобный для оплаты Alipay. На праздники мы часто закупаемся в «Ашане», где самые низкие цены в городе — почти как в китайских магазинах. Многие китайцы сначала не могут привыкнуть к вашим ценам на продукты, особенно на овощи и фрукты: в Китае все намного дешевле.
— Какие есть достоинства и недостатки у русских магазинов на ваш взгляд?
— Для нас не очень привычны длинные и долгие очереди на кассах. Хотя по вечерам магазины в Китае собирают не меньше покупателей, чем в России, у нас очередей почти нет.
Во-первых, в наших магазинах обычно работают все кассы, когда у вас — только часть.
Во-вторых, мы чаще оплачиваем покупки телефонами через Alipay или WeChat Pay, что занимает гораздо меньше времени, так как не требует ввода пин-кода или ожидания сдачи.
В целом, мне нравятся русские магазины — в них можно найти практически все необходимые продукты по неплохим ценам. Особенно хорошо в ваших магазинах, по сравнению с китайскими, обстоят дела с мясом — его можно купить практически в любом маркете.
— В чем особенность китайских магазинов?
— К праздникам в наших магазинах меняется интерьер и ассортимент товаров, к примеру мы вешаем на стены традиционные китайские украшения, выставляем на самое видное место праздничные продукты и готовим традиционные китайские блюда. В этом году на Праздник середины осени, 24 сентября, мы выставляли на прилавок традиционные лунные пряники и сладкие пирожки с бобами.
В начале лета, к празднику драконьих лодок мы готовили «цзунцзы» - рис с мясной, овощной или бобовой начинкой, завернутый в тростниковый лист. Кроме этого, на все праздники мы обычно готовим паровые булочки с разными начинками, закупаемся свежим крабом и морепродуктами, устраиваем распродажи и скидки.
— Поделитесь планами по развитию бизнеса в ближайшие несколько лет
— В моих планах — остаться в России и продолжать развивать свой бизнес. В ближайшее время хотим наладить приготовление китайских паровых булочек и других удобных для доставки блюд прямо в магазине, такие товары пользуются спросом. Также мы бы хотели расширить зону доставки в другие районы Москвы, для чего нужно нанять больше курьеров.
Наш самый смелый план — найти постоянных поставщиков в Китае и заказывать товары грузовыми авиаперевозками. Несмотря на высокую стоимость таких перевозок, прямая закупка товаров в Китае получается намного выгоднее, чем оптовая закупка продуктов на китайских рынках в Москве.
Сергей Рыбачук, Retail.ru
Интервью
Как альтфуд уживается в ритейле и на тарелке потребителя рядом с обычными продуктами? Что изменит ГОСТ? Каковы перспективы ниши?