Баннер ФЗ-54
15 апреля 2014, 00:00 2350 просмотров

Без хвоста и чешуи

Рынку нужна продукция глубокой степени переработки

Илья Шестаков, замминистра сельского хозяйства РФ, руководитель Федерального агентства по рыболовству

Повышение доли отечественной рыбной продукции на внутреннем рынке, ее разнообразия и доступности для потребителей является приоритетным направлением нашей работы. Так же как и стимулирование производства рыбопродукции с высокой степенью переработки.

Объем вылова водных биоресурсов российскими промысловиками в 2013 году составил 4,28 млн тонн – примерно на уровне предыдущего года. Производство рыбы и рыбных продуктов увеличилось на 1,5% – до 3,68 млн тонн. Потребление, по предварительным данным, увеличилось до 22 кг на душу населения с 21,7 кг годом ранее. Доля отечественной рыбной продукции на внутреннем рынке составила 78,2%.

Поставки рыбной продукции за пределы России в 2013 г. составили 1,88 млн тонн. Это на 12,6% больше предыдущего года. Правда, в экспорте по-прежнему преобладало сырье – основная доля поставок приходится на мороженую рыбу. То есть можно говорить, что экспортный потенциал отрасли высок, но требует мер, направленных на увеличение доли продукции глубокой степени переработки. Что касается импорта рыбы и рыбопродуктов, то в прошлом году он увеличился на 7,3% и составил около 1 млн тонн.

Основной объем экспортируется из Дальневосточного региона РФ в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, которые расположены географически близко и логистически более выгодно к районам промысла. Экспортируются преимущественно минтай, тихоокеанская сельдь, треска, пикша, ставрида и тихоокеанский лосось. Завозится же в основном атлантическая рыба – сельдь, скумбрия, сардина, мойва, которую легче доставлять в европейскую часть России, где сосредоточена основная часть населения. Ввозится, кроме того, продукция аквакультуры – семга и форель. На свежую и охлажденную аквакультурную рыбу приходится примерно пятая часть импорта, что указывает на значительный потенциал этого сектора в России. Поэтому сегодня одной из ключевых задач является реализация недавно принятого закона об аквакультуре и разработка мер поддержки отечественных аквакультурных хозяйств.

 – Что препятствует росту доли отечественной рыбы на рынке?

 – Поставки рыбной продукции на внутренний рынок сдерживаются разными факторами – от ценовой конъюнктуры до логистических проблем и административных барьеров. К сожалению, пока мы вынуждены констатировать неудовлетворительное состояние береговой инфраструктуры в большинстве прибрежных регионов. Нерешенность этих проблем негативно сказывается на деятельности морских рыбных терминалов, приводит к затовариванию рыбы на портовых холодильниках. В конечном итоге это отражается на стоимости и качестве продукции.

Решить вопрос возможно при создании на базе существующих рыбных терминалов логистических центров. Например, сейчас прорабатывается вопрос создания в Приморском крае подобного рыбопромышленного комплекса, включающего в себя холодильные мощности, современную портовую и транспортную инфраструктуру и перерабатывающие производства.

 – Какие еще задачи стоят перед отраслью?

 – Таких задач немало. Одна из них – это решение вопросов отраслевой науки. Мы поднимали эту тему на заседании коллегии. Разрабатываемые рыбохозяйственными институтами прогнозы обеспечивают устойчивые уловы водных биоресурсов в объеме более 4 млн тонн ежегодно. В то же время объемы бюджетного финансирования в последние годы нацелены скорее на поддержание, а не на развитие российского рыболовства. Мы надеемся, что в ближайшее время нам удастся принять федеральную целевую программу «Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2015-2020 годах и на период до 2023 года», которая позволит начать решать накопившиеся проблемы. Однако НИИ не стоит надеяться только на увеличение бюджетного финансирования. Мы говорили на заседании коллегии о том, что НИИ необходимо организовать анализ эффективности собственной деятельности, оптимизировать расходы.

Другой важной задачей для наших НИИ является проведение анализа используемых методов оценки запасов и определения общих допустимых уловов (ОДУ) водных биоресурсов. Необоснованное увеличение этого показателя может, с одной стороны, привести к вынужденному неосвоению компаниями своих квот и, соответственно, создать угрозу потери ими долей. А с другой – занижение этих объемов приводит к упущенной выгоде предприятий и снижает показатели отрасли. Иногда резкие изменения ОДУ бывают оправданными и вызванными естественными процессами, но зачастую они связаны с отсутствием исследований или с субъективными факторами.

Необходимо создание научной системы долгосрочного прогнозирования не только состояния запасов, но возможностей их изъятия.

 – Немалый вред ресурсам российских водоемов наносят браконьеры. Поднимался ли этот вопрос на недавнем заседании коллегии Росрыболовства?

 – Да, это острый вопрос. На заседании коллегии территориальным управлениям была поставлена задача усилить работу по борьбе с браконьерством. Сегодня значительная часть обращений граждан в Росрыболовство связана именно с негодованием по поводу массового нелегального лова на водоемах.

К сожалению, средств для того, чтобы обеспечить тотальный контроль, сегодня недостаточно, поэтому необходимо сосредоточиться на мерах, позволяющих предотвратить массовое браконьерство и обеспечить сохранность среды обитания водных биоресурсов. Мы ждем от наших территориальных управлений согласованные с региональными властями и органами внутренних дел планы таких мероприятий. Оценивать здесь работу будем не по количеству штрафов, а по сохранению водных биоресурсов.

Вместе с этим обсуждался вопрос повышения эффективности искусственного воспроизводства водных биоресурсов. Необходимо в том числе провести научный анализ деятельности воспроизводственных предприятий и выстроить четкую и понятную систему реализации компенсационных мероприятий.

 – Какие планы в отношении Республики Крым и Севастополя?

 – Сейчас мы занимаемся решением задач, связанных с интеграцией крымского рыбохозяйственного комплекса – чтобы судовладельцы Крыма и Севастополя могли вести промысел в соответствии с российским законодательством. Среди этих задач и гармонизация правил рыболовства, и переход судов под российский флаг, их подключение к нашей отраслевой системе мониторинга. Сейчас совместно с другими органами исполнительной власти, с отраслевым сообществом, наукой мы решаем эти вопросы. Например, подготавливается проект изменений в Правила рыболовства Азово-Черноморского рыбохозяйственного бассейна, которые позволят урегулировать вопросы промысла у берегов Крыма и избежать простоев рыбаков.

Кроме того, мы создали наше Крымское территориальное управление: оно будет единым на территории Республики Крым и Севастополя. Приказ о создании управления был подписан в конце марта.

Если говорить о «крымском» вкладе в общероссийский рыбный промысел, то речь идет примерно о 40-50 тыс. тонн в год. Такие объемы вылова пользователями Республики Крым и Севастополя в Азово-Черноморском бассейне, по оценкам наших специалистов, наблюдались последние 10 лет. Самый большой объем вылова был в 2013-м – свыше 53 тыс. тонн. Добываются в этом регионе довольно широкий ассортимент: шпрот, ставрида, хамса, барабуля, кефалевые, бычки, катран и некоторые другие виды рыб.

Алексей Чичкин, «Российская Бизнес-газета» №943 (14)

АПК, Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство)

Поделиться публикацией:
Что пришлось изменить в сети, чтобы она продолжала...
3713
Как обмен информацией принес выгоду ритейлеру и по...
1151
О запуске нового розничного проекта HomeMarket
1187
Андрей Филимонов, ГК «Лето», о том, от чего зависи...
2195
Торговый зал — лишь небольшая часть бизнеса. Наш м...
2320
Идея важнее денег, а покупатель - Бог
5730
Опыт использования системы Jungheinrich ISM Online...
297
Как запускался новый офлайн-магазин и как тестиров...
530

Илья Шестаков, замминистра сельского хозяйства РФ, руководитель Федерального агентства по рыболовству

Повышение доли отечественной рыбной продукции на внутреннем рынке, ее разнообразия и доступности для потребителей является приоритетным направлением нашей работы. Так же как и стимулирование производства рыбопродукции с высокой степенью переработки.

Объем вылова водных биоресурсов российскими промысловиками в 2013 году составил 4,28 млн тонн – примерно на уровне предыдущего года. Производство рыбы и рыбных продуктов увеличилось на 1,5% – до 3,68 млн тонн. Потребление, по предварительным данным, увеличилось до 22 кг на душу населения с 21,7 кг годом ранее. Доля отечественной рыбной продукции на внутреннем рынке составила 78,2%.

Поставки рыбной продукции за пределы России в 2013 г. составили 1,88 млн тонн. Это на 12,6% больше предыдущего года. Правда, в экспорте по-прежнему преобладало сырье – основная доля поставок приходится на мороженую рыбу. То есть можно говорить, что экспортный потенциал отрасли высок, но требует мер, направленных на увеличение доли продукции глубокой степени переработки. Что касается импорта рыбы и рыбопродуктов, то в прошлом году он увеличился на 7,3% и составил около 1 млн тонн.

Основной объем экспортируется из Дальневосточного региона РФ в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, которые расположены географически близко и логистически более выгодно к районам промысла. Экспортируются преимущественно минтай, тихоокеанская сельдь, треска, пикша, ставрида и тихоокеанский лосось. Завозится же в основном атлантическая рыба – сельдь, скумбрия, сардина, мойва, которую легче доставлять в европейскую часть России, где сосредоточена основная часть населения. Ввозится, кроме того, продукция аквакультуры – семга и форель. На свежую и охлажденную аквакультурную рыбу приходится примерно пятая часть импорта, что указывает на значительный потенциал этого сектора в России. Поэтому сегодня одной из ключевых задач является реализация недавно принятого закона об аквакультуре и разработка мер поддержки отечественных аквакультурных хозяйств.

 – Что препятствует росту доли отечественной рыбы на рынке?

 – Поставки рыбной продукции на внутренний рынок сдерживаются разными факторами – от ценовой конъюнктуры до логистических проблем и административных барьеров. К сожалению, пока мы вынуждены констатировать неудовлетворительное состояние береговой инфраструктуры в большинстве прибрежных регионов. Нерешенность этих проблем негативно сказывается на деятельности морских рыбных терминалов, приводит к затовариванию рыбы на портовых холодильниках. В конечном итоге это отражается на стоимости и качестве продукции.

Решить вопрос возможно при создании на базе существующих рыбных терминалов логистических центров. Например, сейчас прорабатывается вопрос создания в Приморском крае подобного рыбопромышленного комплекса, включающего в себя холодильные мощности, современную портовую и транспортную инфраструктуру и перерабатывающие производства.

 – Какие еще задачи стоят перед отраслью?

 – Таких задач немало. Одна из них – это решение вопросов отраслевой науки. Мы поднимали эту тему на заседании коллегии. Разрабатываемые рыбохозяйственными институтами прогнозы обеспечивают устойчивые уловы водных биоресурсов в объеме более 4 млн тонн ежегодно. В то же время объемы бюджетного финансирования в последние годы нацелены скорее на поддержание, а не на развитие российского рыболовства. Мы надеемся, что в ближайшее время нам удастся принять федеральную целевую программу «Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2015-2020 годах и на период до 2023 года», которая позволит начать решать накопившиеся проблемы. Однако НИИ не стоит надеяться только на увеличение бюджетного финансирования. Мы говорили на заседании коллегии о том, что НИИ необходимо организовать анализ эффективности собственной деятельности, оптимизировать расходы.

Другой важной задачей для наших НИИ является проведение анализа используемых методов оценки запасов и определения общих допустимых уловов (ОДУ) водных биоресурсов. Необоснованное увеличение этого показателя может, с одной стороны, привести к вынужденному неосвоению компаниями своих квот и, соответственно, создать угрозу потери ими долей. А с другой – занижение этих объемов приводит к упущенной выгоде предприятий и снижает показатели отрасли. Иногда резкие изменения ОДУ бывают оправданными и вызванными естественными процессами, но зачастую они связаны с отсутствием исследований или с субъективными факторами.

Необходимо создание научной системы долгосрочного прогнозирования не только состояния запасов, но возможностей их изъятия.

 – Немалый вред ресурсам российских водоемов наносят браконьеры. Поднимался ли этот вопрос на недавнем заседании коллегии Росрыболовства?

 – Да, это острый вопрос. На заседании коллегии территориальным управлениям была поставлена задача усилить работу по борьбе с браконьерством. Сегодня значительная часть обращений граждан в Росрыболовство связана именно с негодованием по поводу массового нелегального лова на водоемах.

К сожалению, средств для того, чтобы обеспечить тотальный контроль, сегодня недостаточно, поэтому необходимо сосредоточиться на мерах, позволяющих предотвратить массовое браконьерство и обеспечить сохранность среды обитания водных биоресурсов. Мы ждем от наших территориальных управлений согласованные с региональными властями и органами внутренних дел планы таких мероприятий. Оценивать здесь работу будем не по количеству штрафов, а по сохранению водных биоресурсов.

Вместе с этим обсуждался вопрос повышения эффективности искусственного воспроизводства водных биоресурсов. Необходимо в том числе провести научный анализ деятельности воспроизводственных предприятий и выстроить четкую и понятную систему реализации компенсационных мероприятий.

 – Какие планы в отношении Республики Крым и Севастополя?

 – Сейчас мы занимаемся решением задач, связанных с интеграцией крымского рыбохозяйственного комплекса – чтобы судовладельцы Крыма и Севастополя могли вести промысел в соответствии с российским законодательством. Среди этих задач и гармонизация правил рыболовства, и переход судов под российский флаг, их подключение к нашей отраслевой системе мониторинга. Сейчас совместно с другими органами исполнительной власти, с отраслевым сообществом, наукой мы решаем эти вопросы. Например, подготавливается проект изменений в Правила рыболовства Азово-Черноморского рыбохозяйственного бассейна, которые позволят урегулировать вопросы промысла у берегов Крыма и избежать простоев рыбаков.

Кроме того, мы создали наше Крымское территориальное управление: оно будет единым на территории Республики Крым и Севастополя. Приказ о создании управления был подписан в конце марта.

Если говорить о «крымском» вкладе в общероссийский рыбный промысел, то речь идет примерно о 40-50 тыс. тонн в год. Такие объемы вылова пользователями Республики Крым и Севастополя в Азово-Черноморском бассейне, по оценкам наших специалистов, наблюдались последние 10 лет. Самый большой объем вылова был в 2013-м – свыше 53 тыс. тонн. Добываются в этом регионе довольно широкий ассортимент: шпрот, ставрида, хамса, барабуля, кефалевые, бычки, катран и некоторые другие виды рыб.

Алексей Чичкин, «Российская Бизнес-газета» №943 (14)

АПК, Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство)

Без хвоста и чешуирыболовство, рыбный рынок, переработка рыбной продукции, глубокая переработка
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
Без хвоста и чешуи
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
SITE_NAME https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/interviews/79850/2017-09-20