Реклама на retail.ru
Здесь может быть
Ваша реклама
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Здесь может быть Ваша реклама
ПодробнееПоделиться
Жить сегодняшним днем
По данным социологов, сбережения чаще имеют люди в возрасте (35%), с высшим образованием (36%), а также москвичи и петербуржцы (47%). При этом у 67% опрошенных никаких накоплений нет вообще. Среди жителей сел и деревень доля живущих одним днем еще выше — 77%.
Чаще всего, по данным ВЦИОМ, россияне откладывают деньги для покупки квартиры или дома. На них копят 29% тех, у кого какие-то сбережения все-таки есть. По 24% владельцев «заначек» откладывают деньги «на всякий случай» или на «черный день». Еще 23% копят на лечение.
Несколько меньше тех, кто откладывает деньги на образование (15%), отдых (13%), покупку автомобиля (12%), на случай потери работы (11%). И лишь немногие откладывают на покупку дорогих вещей (8%), земли (7%), собственное дело (4%), ради дополнительного дохода (3%). За последние несколько месяцев больше стало тех, кто откладывает на «черный день» (с 20 до 24%) и на лечение (с 19 до 23%).
Самым надежным вложением денег, по мнению большинства (55%) россиян, остается покупка недвижимости. Число сторонников покупки золота и драгоценностей за последние месяцы сократилось с 27 до 24%. Напротив, открытие рублевого счета в Сбербанке стало более популярным (с 25 до 29%).
9% россиян предпочитают вкладывать «лишние» деньги в покупку наличной иностранной валюты, 7% — в приобретение акций, 3% — в покупку паев ПИФов.
«У россиян очень низкая норма сбережения по сравнению с другими народами», — отмечает аналитик инвестиционного холдинга «Финам» Антон Сороко. Так, например, по данным опроса исследователей рынка TNS Emnid, в Германии никаких накоплений не имеет только четверть граждан (около 27%).
«Основная причина того, что у большинства россиян нет сбережений, — их бедность. Отсюда стенания о неразвитости финансового рынка и пр. Отсюда, кстати, и рост потребительского кредитования — когда люди в кредит покупают самое элементарное — утюг, телефон, пылесос», — отмечает эксперт Центра развития НИУ «Высшая школа экономики» Дмитрий Мирошниченко. При этом, по его словам, ситуация в России со сбережениями далеко не исключительная. Так, в США, например, до кризиса отмечалась отрицательная норма сбережений (когда долги оказались больше доходов).
Антон Сороко считает, что причиной отсутствия накоплений являются не только и не столько низкие доходы, сколько особенности российского менталитета. «Для жителей России характерно «покупать на последние», тогда как немцы (как и большинство европейцев) являются бережливой нацией, для которой накопление является очень важной частью жизни.
«К тому же рост благосостояния населения слабо коррелирует с желанием накапливать, а при определенных условиях они являются практически независимыми переменными», — отмечает Сороко.
По его мнению, для увеличения доли россиян, имеющей накопления, мало увеличивать благосостояние населения. «Следует повышать уверенность конечных потребителей в будущем, выстраивая такую экономическую систему, при которой сберегать станет выгоднее, чем тратить», — резюмирует эксперт.
Интервью
![Декоративное изображение](https://www.retail.ru/upload/iblock/4e3/dlev0455kgnsgk9mgc81dyhsic3oktm5/anonsAndrei_-Gerasimchuk-_1_.jpg)
Андрей Герасимчук, ProSpace: «Спрос на решения для управления торговыми инвестициями будет расти»
Зачем «Смарт-Ком» сменила позиционирование на ProSpace, каких решений для сферы FMCG не хватает на отечественном ИТ-рынке и какие инновации наиболее перспективны?