Реклама на retail.ru
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Пять секретов планировки супермаркета
Для ритейлера очень многое зависит от грамотной планировки магазина: сколько времени проведет покупатель в зале, на какие товары обратит внимание, сколько владелец магазина заработает на этом. Разбираемся в основах продающей планировки супермаркета вместе с Еленой Пантелеймоновой, экспертом сервиса по оптимизации магазинов «Про.сторы».
Фото: Heidi Besen/Shutterstock/Fotodom
Планировка магазина – это основа стратегии ритейлера, продуманный путь покупателя по торговому залу, где он видит первый, второй и третий фокус, обращает внимание на определенные товары, считывает преимущества, включается в процесс покупок. В грамотно спроектированном торговом зале покупателю удобно, понятно и интересно. Такая планировка позволяет быстро найти все товары первой необходимости и попутно обратить внимание покупателя на другие продукты, акции и т.п.
Давайте разберемся, какие пять ключевых основ планировки должен знать ритейлер, чтобы зарабатывать на каждом сантиметре торгового зала.
На чем магазин специализируется?
На этот вопрос многие продуктовые сети, особенно работающие в дальних регионах России, не могут ответить. Не знаем, не думали, не считали, «у нас самый широкий ассортимент» – это самые распространенные ответы. Невозможно быть лучшим во всем. Но можно быть чемпионом в 2–3 группах продуктов. Быть действительно лучше всех, вкуснее, разнообразнее.
Обычно специализацию выбирают с прицелом на трех китов – мясо, фрукты и овощи, хлеб. В последнее время в эту тройку ворвались готовая еда, кондитерские изделия, напитки. Важно выделить свои лучшие группы продуктов и к этим отделам в планировке магазина прокладывать путь.
За чем ходят в магазин покупатели?
За чем покупатели придут в конкретный магазин в первую очередь? Во вторую очередь? За последние три года компания «Про.сторы» провела ряд исследований для сетей магазинов у дома. У покупателей здесь следующие задачи: быстро купить полуфабрикаты и приготовить обед, спуститься в тапочках за вкусненьким, взять с собой на работу или в школу готовое, вкусное и полезное блюдо, разогреть пирожок и выпить кофе.
Соответственно, главные вопросы к магазину – как он обеспечивает решение этих задач? С которого часа начинает работать? В 20.00 все еще есть в наличии выбор из полуфабрикатов или готовых блюд на витрине? Может ли закрыть свою потребность голодный человек в два часа дня? Честные ответы на эти вопросы подскажут ритейлеру, что нужно делать.
Первый шаг планировки
Первым в работе над планировкой магазина всегда прокладывается центральный проход. Если говорить о формате супермаркета (где используются тележки), то проход должен быть шириной как минимум 2,5 м. Два покупателя с тележками должны спокойно разойтись. Ничто не должно мешать – никакие ДМП, акционные стеллажи, рекламные материалы производителей. Центральный проход – это главный элемент, по которому ритейлер ведет покупателя к ключевым отделам.
Основные принципы зонирования
Зонирование делается во вторую очередь – после того, как проложен главный проход. В какой последовательности ритейлер покажет отделы покупателю? В чем высокая экспертиза магазина сейчас? В чем планируется развить экспертизу в ближайшие пару лет? Это основные вопросы перед зонированием магазина.
Фото: ChicagoPhotographer/Shutterstock/Fotodom
В зонировании важно:
-
Не оставлять «слепых зон».
-
Вести к главному через второстепенное.
-
Проводить покупателей по торговому залу волнообразно, чтобы не было скучно. За счет «волны» в торговом зале создать движение от большого к малому, оригинальные акценты – чтобы стало интересно: а что там дальше?
-
Создать принцип «амфитеатра» (не выше 1,70 м).
-
Открывать обзор на два последующих отдела из каждой точки магазина. Есть ряд неудачных примеров, когда торговый зал идеальной прямоугольной формы был разделен высокими стеллажами по принципу планировки «Икеа» – где покупатель идет по строго заданному длинному маршруту. Эти супермаркеты потеряли покупателей и находятся в минусе. Покупателю должно быть четко понятно, куда двигаться, при этом должна открываться перспектива на ближайшие отделы.
-
Высота стеллажей выше человеческого роста больше неприемлема. Стеллажи выше 1,8 м могут стоять только по краям отделов. Они перегораживают обзор, создают «эффект туннеля» и желание побыстрее уйти домой. Удобство покупателя должно стоять на первом месте. Анализ продаж – сколько места занимает и сколько денег приносит каждая группа товаров – подскажет, действительно ли нужны высокие стеллажи или ритейлер плохо управляет ассортиментом и товары будут стоять месяцами и пылиться на полках.
-
У каждого формата свой принцип планировки. Для больших пространств, например, супермаркетов от 500 кв. м, нужны большие макрозоны. Это традиционная покупательская корзина, покупки, в том числе, на ближайшие несколько дней. Здесь могут работать макрозоны «порадовать себя» и «пополнить запас».
-
Ключевые отделы должны быть заметны, нужны дизайн и профессиональное освещение. Покупателей можно привести к ключевым экспертным отделам через другие группы товаров.
Важные константы планировки
Лучше организовывать движение по залу против часовой стрелки – справа налево. Это связано с человеческой физиологией. У более чем 50% населения Земли правая нога длиннее левой. Поэтому, заходя в торговый зал, люди автоматически идут влево, внимание падает на левую часть зала.
Кассовый узел также должен располагаться слева. Только в редких случаях (например, в формате бутика) не важно, где находится касса.
Принципиально важно найти правильное место у входа для корзинок и тележек. Это удобство для покупателей, отсутствие пересечения потоков и правильный старт продаж.
Мы живем в динамичное время, меняются вкусы и привычки потребителей. Когда у магазина есть четкая концепция – это та основа, которая поможет быстро открываться или делать перепланировки. На грамотной и логичной планировке можно заработать +25% к товарообороту, понимая стратегию и сильные УТП, сделав анализ магазина.
Ирина Болотова, Retail.ru

Фрилансеры, мамы с детьми, новые пенсионеры и зумеры – кто и зачем идет в кофейню у дома.