Декоративное изображение
139

Поделиться

Пять секретов планировки супермаркета

Для ритейлера очень многое зависит от грамотной планировки магазина: сколько времени проведет покупатель в зале, на какие товары обратит внимание, сколько владелец магазина заработает на этом. Разбираемся в основах продающей планировки супермаркета вместе с Еленой Пантелеймоновой, экспертом сервиса по оптимизации магазинов «Про.сторы».

Фото: Heidi Besen/Shutterstock/Fotodom

Фото: Heidi Besen/Shutterstock/Fotodom

Планировка магазина – это основа стратегии ритейлера, продуманный путь покупателя по торговому залу, где он видит первый, второй и третий фокус, обращает внимание на определенные товары, считывает преимущества, включается в процесс покупок. В грамотно спроектированном торговом зале покупателю удобно, понятно и интересно. Такая планировка позволяет быстро найти все товары первой необходимости и попутно обратить внимание покупателя на другие продукты, акции и т.п.

Давайте разберемся, какие пять ключевых основ планировки должен знать ритейлер, чтобы зарабатывать на каждом сантиметре торгового зала.

На чем магазин специализируется?

На этот вопрос многие продуктовые сети, особенно работающие в дальних регионах России, не могут ответить. Не знаем, не думали, не считали, «у нас самый широкий ассортимент» – это самые распространенные ответы. Невозможно быть лучшим во всем. Но можно быть чемпионом в 2–3 группах продуктов. Быть действительно лучше всех, вкуснее, разнообразнее.

Обычно специализацию выбирают с прицелом на трех китов – мясо, фрукты и овощи, хлеб. В последнее время в эту тройку ворвались готовая еда, кондитерские изделия, напитки. Важно выделить свои лучшие группы продуктов и к этим отделам в планировке магазина прокладывать путь.

За чем ходят в магазин покупатели?

За чем покупатели придут в конкретный магазин в первую очередь? Во вторую очередь? За последние три года компания «Про.сторы» провела ряд исследований для сетей магазинов у дома. У покупателей здесь следующие задачи: быстро купить полуфабрикаты и приготовить обед, спуститься в тапочках за вкусненьким, взять с собой на работу или в школу готовое, вкусное и полезное блюдо, разогреть пирожок и выпить кофе.

Соответственно, главные вопросы к магазину – как он обеспечивает решение этих задач? С которого часа начинает работать? В 20.00 все еще есть в наличии выбор из полуфабрикатов или готовых блюд на витрине? Может ли закрыть свою потребность голодный человек в два часа дня? Честные ответы на эти вопросы подскажут ритейлеру, что нужно делать.

Первый шаг планировки

Первым в работе над планировкой магазина всегда прокладывается центральный проход. Если говорить о формате супермаркета (где используются тележки), то проход должен быть шириной как минимум 2,5 м. Два покупателя с тележками должны спокойно разойтись. Ничто не должно мешать – никакие ДМП, акционные стеллажи, рекламные материалы производителей. Центральный проход – это главный элемент, по которому ритейлер ведет покупателя к ключевым отделам.

Основные принципы зонирования

Зонирование делается во вторую очередь – после того, как проложен главный проход. В какой последовательности ритейлер покажет отделы покупателю? В чем высокая экспертиза магазина сейчас? В чем планируется развить экспертизу в ближайшие пару лет? Это основные вопросы перед зонированием магазина.

Фото: ChicagoPhotographer/Shutterstock/Fotodom

Фото: ChicagoPhotographer/Shutterstock/Fotodom

В зонировании важно:

  1. Не оставлять «слепых зон».

  2. Вести к главному через второстепенное.

  3. Проводить покупателей по торговому залу волнообразно, чтобы не было скучно. За счет «волны» в торговом зале создать движение от большого к малому, оригинальные акценты – чтобы стало интересно: а что там дальше?

  4. Создать принцип «амфитеатра» (не выше 1,70 м).

  5. Открывать обзор на два последующих отдела из каждой точки магазина. Есть ряд неудачных примеров, когда торговый зал идеальной прямоугольной формы был разделен высокими стеллажами по принципу планировки «Икеа» – где покупатель идет по строго заданному длинному маршруту. Эти супермаркеты потеряли покупателей и находятся в минусе. Покупателю должно быть четко понятно, куда двигаться, при этом должна открываться перспектива на ближайшие отделы.

  6. Высота стеллажей выше человеческого роста больше неприемлема. Стеллажи выше 1,8 м могут стоять только по краям отделов. Они перегораживают обзор, создают «эффект туннеля» и желание побыстрее уйти домой. Удобство покупателя должно стоять на первом месте. Анализ продаж – сколько места занимает и сколько денег приносит каждая группа товаров – подскажет, действительно ли нужны высокие стеллажи или ритейлер плохо управляет ассортиментом и товары будут стоять месяцами и пылиться на полках.  

  7. У каждого формата свой принцип планировки. Для больших пространств, например, супермаркетов от 500 кв. м, нужны большие макрозоны. Это традиционная покупательская корзина, покупки, в том числе, на ближайшие несколько дней. Здесь могут работать макрозоны «порадовать себя» и «пополнить запас».

  8. Ключевые отделы должны быть заметны, нужны дизайн и профессиональное освещение. Покупателей можно привести к ключевым экспертным отделам через другие группы товаров.

Важные константы планировки

Лучше организовывать движение по залу против часовой стрелки – справа налево. Это связано с человеческой физиологией. У более чем 50% населения Земли правая нога длиннее левой. Поэтому, заходя в торговый зал, люди автоматически идут влево, внимание падает на левую часть зала.

Кассовый узел также должен располагаться слева. Только в редких случаях (например, в формате бутика) не важно, где находится касса.

Принципиально важно найти правильное место у входа для корзинок и тележек. Это удобство для покупателей, отсутствие пересечения потоков и правильный старт продаж.

Мы живем в динамичное время, меняются вкусы и привычки потребителей. Когда у магазина есть четкая концепция – это та основа, которая поможет быстро открываться или делать перепланировки. На грамотной и логичной планировке можно заработать +25% к товарообороту, понимая стратегию и сильные УТП, сделав анализ магазина.

Ирина Болотова, Retail.ru

Интервью
Декоративное изображение

Гнел Амирян, «Здрасте»: «Мы делаем ставку на жилые районы за МКАД, где емкость рынка на 8 тыс. жителей – 3–4 кофейни»

Фрилансеры, мамы с детьми, новые пенсионеры и зумеры – кто и зачем идет в кофейню у дома.

Декоративное изображение
Декоративное изображение