54-ФЗ. Онлайн-кассы
E-commerce. Маркетплейсы
Крупные мировые ритейлеры
Автоматизация торговли: ПО, кассы, сканеры, весы
Законодательство в торговле
Общеотраслевое
30 января 2017, 14:30 4816 просмотров

Путь в облака: за полгода до финиша

По самым скромным подсчетам, общий рынок кассовой техники, требующей модернизации или замены, в соответствии с поправками в закон 54-ФЗ, оценивается в 1,5 млн экземпляров. У ритейлеров менее полугода для решения возникшей проблемы переоборудования. В данных условиях интеграторы призывают не откладывать решение вопроса на последний момент, ведь внезапный спрос на ККТ весной-летом 2017 года приведет к неминуемому росту цен на рынке кассового оборудования.

Главный вопрос

Поправки в федеральный закон были внесены еще в июле 2016 г., однако у ритейлеров до сих пор остаются вопросы по теме перехода на новые кассы, зачастую те же самые, что и несколько месяцев назад. И чаще всего они возникают у владельцев малого бизнеса, которые только начинают погружаться в эту тему. В основном это вопросы, связанные с точными сроками перехода: с какого периода нужно передавать данные в ОФД, сколько дней допустимо не передавать данные и так далее. «На момент создания поправок к 54-ФЗ существовали различные вариации, и сейчас многие не понимают, сколько дней данные могут не передаваться без нарушения закона, – рассказывает директор по развитию бизнеса фискальных решений компании АТОЛ Юлия Русинова. – В законе прописаны сроки и 20, и 30 дней, предприниматели путают, считая, что это сроки, которые есть у пользователя ККТ. Ответить на этот вопрос можно однозначно: в законе указано, что касса должна отправлять чек в ОФД сразу (максимум – в тот самый день, когда он был сформирован). В случае отзыва у ОФД разрешения на данный вид деятельности у пользователя ККТ есть 20 дней для заключения договора с другим ОФД. Иные сроки, указанные в законе, относятся к фискальному накопителю. Они означают, что накопитель может отработать определенное количество дней без передачи - накопить определенное количество чеков и заблокироваться. Это не дает пользователю право не передавать данные в ОФД сразу. Для контроля за передачей данных в ОФД касса информирует пользователя о неотправленных чеках».

Путь в облака: за полгода до финиша

Самый главный вопрос о сроках – когда перейти на новый порядок, как правильно выбрать эту дату для себя.

Многие считают, что сроки обязательного перехода перенесут, и 1 июля 2017 года превратится в 1 января 2018 года или более позднюю дату. Но позиция ФНС по этому вопросу достаточно жесткая – есть сроки, прописанные в Федеральном законе, и меняться они не будут. Рассчитывать на это не стоит.

Некоторые пользователи думают, что, если они сейчас поменяют ЭКЛЗ, им разрешат доработать не до 1 июля 2017 года, а пока ЭКЛЗ не закончится. Здесь такой же ответ: сроки для всех едины.

Остались ритейлеры, которые боятся новых технологий. Кажется, что новое – это обязательно сложно. Консервативные предприниматели сидят и ждут, пока все заработает у других, и только тогда можно будет начать модернизацию. Но это неправильно, потому что в каждом бизнесе есть свои нюансы, и их можно понять только после внедрения новой технологии.

Планирование как обязательная часть перехода

Общий рынок техники, которая должна быть модернизирована, оценивается в 1,5 млн экземпляров. На рынке сейчас 17 производителей, которые внесли свою технику в реестр. Но сколько бы производителей ни было, успеют или не успеют продавцы перейти на новый порядок, зависит от самих владельцев и пользователей ККТ.

«Чтобы предотвратить возможное обрушение рынка ККТ в связи с повсеместным одновременным внедрением онлайн-касс и чтобы избавить ритейлеров от острой нехватки времени на обновление парка ККТ, компания АТОЛ заранее приняла ряд мер, – рассказывает Юлия Русинова. – В частности, уже с мая 2016 года, когда закон еще не был подписан, мы вели переговоры с крупными и средними сетями, предлагая им принять участие в эксперименте и отработать новую технологию, отправляя чеки в тестовый контур ОФД. Таким образом можно было подготовиться к переходу, посмотреть, что нужно интегрировать в ПО, определить и исключить многие потенциальные проблемы и сложности. Некоторые предприятия убедились в том, что их старые системные блоки не тянут новое ПО, пришлось его заменить. Но, не столкнувшись с реальностью, не опробовав технологию на практике, никто не смог бы понять, что конкретно необходимо изменить».

На данный момент многие уже протестировали новую систему. По словам Юлии Русиновой, пилотные запуски начались в августе-сентябре 2016 года. Представители крупного и среднего бизнеса на текущий момент уже заменили от одной до нескольких сотен касс. Изготовители ККТ активно призывали всех тестировать оборудование, даже предоставляя его бесплатно.

АТОЛ 90Ф.jpg

Помимо наличия самой контрольно-кассовой техники, стоят вопросы, связанные с интеграцией используемого кассового софта. Быстрее всего на необходимость интегрировать софт под 54-ФЗ отреагировали отечественные производители популярных решений. Сложнее ситуация с интеграцией самописных или импортных кассовых решений. В первом случае разработчика системы бывает не всегда легко найти или не хватает ресурсов для реализации, во втором случае – возникают трудности в выкраивании времени для реализации изменений. Если техника модернизируется, нужны руки технических специалистов. И здесь зависит от политики самого производителя. Специалистов может попросту не хватить.

Но если с января переход на новый порядок станет активнее, чем ранее, проблем у пользователей быть не должно. Главный посыл – не откладывать замену на последний момент, потому что это может привести к росту цен как на технику, так и на услуги.

Покупатель как контрольное звено

Не всем понятно, как изменится порядок работы кассира. Специалисты поясняют, что глобальных изменений в работе не произойдет. «Если кассир работал в связке фискального регистратора и кассовой программы, то для него почти ничего не изменится, – поясняет Юлия Русинова. – Но в регламенте появится новый пункт, связанный с появившимся в законе правом покупателя на электронный чек. По какому порядку получать данные для отправки электронного чека, каждый магазин может решить для себя сам. Наиболее удобным видится способ работы через мобильное приложение, разработанное ФНС. Любой покупатель может установить эту программу на собственный смартфон и ввести свои данные, после чего будет сгенерирован QR-код, который может быть просканирован на кассе».

У ритейлеров есть и другие варианты – поставить на входе устройство под тип аппарата по управлению очередями, как, например, в Сбербанке, и если человек хочет в конце получить электронный чек, то вводит свои параметры и получает листочек с QR-кодом.

Если человек по каким-то причинам не может воспользоваться мобильным приложением, остается старый способ – написать на бумажке свой телефон, почту и отдать кассиру. Конечно, это неудобно, и ФНС будет стимулировать покупателей пользоваться мобильным приложением. Сервис приложения позволит также проверить подлинность чека, и в случае, если чек не подлинный, начать проверку магазина налоговыми органами.

Изначально в проекте 54-ФЗ подразумевалось, что электронный чек будет обязательным, а бумажный – по требованию. Но оценив российскую действительность, законодатели решили сделать получение электронного чека по выбору.

Практика использования электронного чека войдет в обиход, когда в России увеличится количество интернет-пользователей, не представляющих свою жизнь без онлайн-доступа. А пока многие говорят себе примерно так: «Один раз попробуем получить электронный чек, чтобы посмотреть, как это работает».

У ФНС большие планы – сделать покупателей контрольным звеном, которое помогло бы вывести из тени нечестный бизнес.

АТОЛ Мини-маркет-54, Магазин у дома.jpg

Для разных сегментов

В зависимости от типа бизнеса у магазинов особые требования к контрольно-кассовой технике – пропускная способность, скорость печати, наличие автоотреза, ширина чека и так далее. Бутики, например, любят широкие чеки с подробной информацией о товаре. Малый бизнес использует более узкие чеки, чтобы сэкономить на расходах по эксплуатации. Поставщики предоставляют модели, ориентированные на различные сферы применения и масштабы предприятий.

На рынке кассовой техники представлен широкий ассортимент моделей, позволяющих ритейлеру не идти на компромисс, а выбрать именно то, что нужно именно ему. Есть бюджетные решения для малого бизнеса, кассы для магазинов с невысоким трафиком и более сложные решения – для крупных форматов и разнообразных задач. В настоящее время зарегистрировано более 20 000 касс нового порядка от всех производителей.   

Механизм работы касс типа self-сheckout не отличается от традиционных касс – в них также встраиваются обычные фискальные регистраторы. По сути, покупатель, хоть и обслуживает себя сам, использует те же самые облачные кассы.  

Перспективы применения

Итак, контрольно-кассовая техника превращается в онлайн-инструмент, который позволит государству тщательнее контролировать процесс ведения бизнеса. Ситуация развивается таким образом, что касса становится единым средством как для контроля со стороны федерального органа, так и для эффективного управления магазином. 

По мнению Юлии Русиновой, в ближайшем будущем малый бизнес начнет искать и применять решения, связанные с технологиями смартфонов и планшетов, двигаться в сторону мобильности. 

Кроме того, в законе появилось замечание о новом типе расчетов, который осуществляется в сети Интернет через мобильный банк или электронные деньги. В требованиях сказано, что организации, работающие по данному принципу, могут предоставить только электронный чек. Подобным предприятиям нецелесообразно использовать кассы старого образца, и новые решения изготовители ККТ уже обещают  выпустить на рынок в ближайшее время.

Одним из преимуществ новой реформы для предпринимателей стал переход с бумажной регистрации в налоговой инспекции на электронный сервис – на сайте nalog.ru можно зарегистрировать технику за 15 минут. Каждый может посчитать для себя, сколько сэкономит на всех процедурах. Если раньше в законе были прописаны обязательные услуги центров технического обслуживания, и операции регистрации и перерегистрации должны были выполняться с их участием при наличии договора, сейчас такой обязанности нет.

Еще один важный плюс кассовой реформы, который сложно оценить напрямую, связан с повсеместным использованием онлайн-ККТ. Станут невозможными нечестные схемы работы торгового предприятия. Все игроки окажутся в равных условиях, и добросовестные ритейлеры получат дополнительные конкурентные преимущества.

Василий Миронов

На правах рекламы
Поделиться публикацией:
Подписывайтесь на наши новостные рассылки, а также на каналы  Telegram , Vkontakte , Дзен чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.
Добавьте "Retail.ru" в свои источники в Яндекс.Новости
Загрузка
Путь в облака: за полгода до финиша

Главный вопрос

Поправки в федеральный закон были внесены еще в июле 2016 г., однако у ритейлеров до сих пор остаются вопросы по теме перехода на новые кассы, зачастую те же самые, что и несколько месяцев назад. И чаще всего они возникают у владельцев малого бизнеса, которые только начинают погружаться в эту тему. В основном это вопросы, связанные с точными сроками перехода: с какого периода нужно передавать данные в ОФД, сколько дней допустимо не передавать данные и так далее. «На момент создания поправок к 54-ФЗ существовали различные вариации, и сейчас многие не понимают, сколько дней данные могут не передаваться без нарушения закона, – рассказывает директор по развитию бизнеса фискальных решений компании АТОЛ Юлия Русинова. – В законе прописаны сроки и 20, и 30 дней, предприниматели путают, считая, что это сроки, которые есть у пользователя ККТ. Ответить на этот вопрос можно однозначно: в законе указано, что касса должна отправлять чек в ОФД сразу (максимум – в тот самый день, когда он был сформирован). В случае отзыва у ОФД разрешения на данный вид деятельности у пользователя ККТ есть 20 дней для заключения договора с другим ОФД. Иные сроки, указанные в законе, относятся к фискальному накопителю. Они означают, что накопитель может отработать определенное количество дней без передачи - накопить определенное количество чеков и заблокироваться. Это не дает пользователю право не передавать данные в ОФД сразу. Для контроля за передачей данных в ОФД касса информирует пользователя о неотправленных чеках».

Путь в облака: за полгода до финиша

Самый главный вопрос о сроках – когда перейти на новый порядок, как правильно выбрать эту дату для себя.

Многие считают, что сроки обязательного перехода перенесут, и 1 июля 2017 года превратится в 1 января 2018 года или более позднюю дату. Но позиция ФНС по этому вопросу достаточно жесткая – есть сроки, прописанные в Федеральном законе, и меняться они не будут. Рассчитывать на это не стоит.

Некоторые пользователи думают, что, если они сейчас поменяют ЭКЛЗ, им разрешат доработать не до 1 июля 2017 года, а пока ЭКЛЗ не закончится. Здесь такой же ответ: сроки для всех едины.

Остались ритейлеры, которые боятся новых технологий. Кажется, что новое – это обязательно сложно. Консервативные предприниматели сидят и ждут, пока все заработает у других, и только тогда можно будет начать модернизацию. Но это неправильно, потому что в каждом бизнесе есть свои нюансы, и их можно понять только после внедрения новой технологии.

Планирование как обязательная часть перехода

Общий рынок техники, которая должна быть модернизирована, оценивается в 1,5 млн экземпляров. На рынке сейчас 17 производителей, которые внесли свою технику в реестр. Но сколько бы производителей ни было, успеют или не успеют продавцы перейти на новый порядок, зависит от самих владельцев и пользователей ККТ.

«Чтобы предотвратить возможное обрушение рынка ККТ в связи с повсеместным одновременным внедрением онлайн-касс и чтобы избавить ритейлеров от острой нехватки времени на обновление парка ККТ, компания АТОЛ заранее приняла ряд мер, – рассказывает Юлия Русинова. – В частности, уже с мая 2016 года, когда закон еще не был подписан, мы вели переговоры с крупными и средними сетями, предлагая им принять участие в эксперименте и отработать новую технологию, отправляя чеки в тестовый контур ОФД. Таким образом можно было подготовиться к переходу, посмотреть, что нужно интегрировать в ПО, определить и исключить многие потенциальные проблемы и сложности. Некоторые предприятия убедились в том, что их старые системные блоки не тянут новое ПО, пришлось его заменить. Но, не столкнувшись с реальностью, не опробовав технологию на практике, никто не смог бы понять, что конкретно необходимо изменить».

На данный момент многие уже протестировали новую систему. По словам Юлии Русиновой, пилотные запуски начались в августе-сентябре 2016 года. Представители крупного и среднего бизнеса на текущий момент уже заменили от одной до нескольких сотен касс. Изготовители ККТ активно призывали всех тестировать оборудование, даже предоставляя его бесплатно.

АТОЛ 90Ф.jpg

Помимо наличия самой контрольно-кассовой техники, стоят вопросы, связанные с интеграцией используемого кассового софта. Быстрее всего на необходимость интегрировать софт под 54-ФЗ отреагировали отечественные производители популярных решений. Сложнее ситуация с интеграцией самописных или импортных кассовых решений. В первом случае разработчика системы бывает не всегда легко найти или не хватает ресурсов для реализации, во втором случае – возникают трудности в выкраивании времени для реализации изменений. Если техника модернизируется, нужны руки технических специалистов. И здесь зависит от политики самого производителя. Специалистов может попросту не хватить.

Но если с января переход на новый порядок станет активнее, чем ранее, проблем у пользователей быть не должно. Главный посыл – не откладывать замену на последний момент, потому что это может привести к росту цен как на технику, так и на услуги.

Покупатель как контрольное звено

Не всем понятно, как изменится порядок работы кассира. Специалисты поясняют, что глобальных изменений в работе не произойдет. «Если кассир работал в связке фискального регистратора и кассовой программы, то для него почти ничего не изменится, – поясняет Юлия Русинова. – Но в регламенте появится новый пункт, связанный с появившимся в законе правом покупателя на электронный чек. По какому порядку получать данные для отправки электронного чека, каждый магазин может решить для себя сам. Наиболее удобным видится способ работы через мобильное приложение, разработанное ФНС. Любой покупатель может установить эту программу на собственный смартфон и ввести свои данные, после чего будет сгенерирован QR-код, который может быть просканирован на кассе».

У ритейлеров есть и другие варианты – поставить на входе устройство под тип аппарата по управлению очередями, как, например, в Сбербанке, и если человек хочет в конце получить электронный чек, то вводит свои параметры и получает листочек с QR-кодом.

Если человек по каким-то причинам не может воспользоваться мобильным приложением, остается старый способ – написать на бумажке свой телефон, почту и отдать кассиру. Конечно, это неудобно, и ФНС будет стимулировать покупателей пользоваться мобильным приложением. Сервис приложения позволит также проверить подлинность чека, и в случае, если чек не подлинный, начать проверку магазина налоговыми органами.

Изначально в проекте 54-ФЗ подразумевалось, что электронный чек будет обязательным, а бумажный – по требованию. Но оценив российскую действительность, законодатели решили сделать получение электронного чека по выбору.

Практика использования электронного чека войдет в обиход, когда в России увеличится количество интернет-пользователей, не представляющих свою жизнь без онлайн-доступа. А пока многие говорят себе примерно так: «Один раз попробуем получить электронный чек, чтобы посмотреть, как это работает».

У ФНС большие планы – сделать покупателей контрольным звеном, которое помогло бы вывести из тени нечестный бизнес.

АТОЛ Мини-маркет-54, Магазин у дома.jpg

Для разных сегментов

В зависимости от типа бизнеса у магазинов особые требования к контрольно-кассовой технике – пропускная способность, скорость печати, наличие автоотреза, ширина чека и так далее. Бутики, например, любят широкие чеки с подробной информацией о товаре. Малый бизнес использует более узкие чеки, чтобы сэкономить на расходах по эксплуатации. Поставщики предоставляют модели, ориентированные на различные сферы применения и масштабы предприятий.

На рынке кассовой техники представлен широкий ассортимент моделей, позволяющих ритейлеру не идти на компромисс, а выбрать именно то, что нужно именно ему. Есть бюджетные решения для малого бизнеса, кассы для магазинов с невысоким трафиком и более сложные решения – для крупных форматов и разнообразных задач. В настоящее время зарегистрировано более 20 000 касс нового порядка от всех производителей.   

Механизм работы касс типа self-сheckout не отличается от традиционных касс – в них также встраиваются обычные фискальные регистраторы. По сути, покупатель, хоть и обслуживает себя сам, использует те же самые облачные кассы.  

Перспективы применения

Итак, контрольно-кассовая техника превращается в онлайн-инструмент, который позволит государству тщательнее контролировать процесс ведения бизнеса. Ситуация развивается таким образом, что касса становится единым средством как для контроля со стороны федерального органа, так и для эффективного управления магазином. 

По мнению Юлии Русиновой, в ближайшем будущем малый бизнес начнет искать и применять решения, связанные с технологиями смартфонов и планшетов, двигаться в сторону мобильности. 

Кроме того, в законе появилось замечание о новом типе расчетов, который осуществляется в сети Интернет через мобильный банк или электронные деньги. В требованиях сказано, что организации, работающие по данному принципу, могут предоставить только электронный чек. Подобным предприятиям нецелесообразно использовать кассы старого образца, и новые решения изготовители ККТ уже обещают  выпустить на рынок в ближайшее время.

Одним из преимуществ новой реформы для предпринимателей стал переход с бумажной регистрации в налоговой инспекции на электронный сервис – на сайте nalog.ru можно зарегистрировать технику за 15 минут. Каждый может посчитать для себя, сколько сэкономит на всех процедурах. Если раньше в законе были прописаны обязательные услуги центров технического обслуживания, и операции регистрации и перерегистрации должны были выполняться с их участием при наличии договора, сейчас такой обязанности нет.

Еще один важный плюс кассовой реформы, который сложно оценить напрямую, связан с повсеместным использованием онлайн-ККТ. Станут невозможными нечестные схемы работы торгового предприятия. Все игроки окажутся в равных условиях, и добросовестные ритейлеры получат дополнительные конкурентные преимущества.

Василий Миронов

На правах рекламы
54-фз, онлайн-кассы, атолПуть в облака: за полгода до финиша
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
Retail.ru https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/articles/put-v-oblaka-za-polgoda-do-finisha/2017-02-07


public-4028a98f6b2d809a016b646957040052