Реклама на retail.ru
Здесь может быть
Ваша реклама
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Здесь может быть Ваша реклама
ПодробнееПоделиться
Обзор рынка торговых помещений за первое полугодие 2007 года
Рынок торговой недвижимости в первом полугодии продолжил стабильно развиваться : основные показатели сохранили устойчивый рост по сравнению с 2006 годом , значительных изменений на рынке не произошло . Наблюдалось замедление темпов прироста торговых площадей ( по сравнению с аналогичным периодом 2006 года они сократились на 42,7%), вызванное переносом сроков ввода в эксплуатацию заявленных торговых объектов – из 14 заявленных было сдано восемь .
Рынок торговой недвижимости в первом полугодии продолжил стабильно развиваться : основные показатели сохранили устойчивый рост по сравнению с 2006 годом , значительных изменений на рынке не произошло . Наблюдалось замедление темпов прироста торговых площадей ( по сравнению с аналогичным периодом 2006 года они сократились на 42,7%), вызванное переносом сроков ввода в эксплуатацию заявленных торговых объектов – из 14 заявленных было сдано восемь .
В целом необходимо отметить , что рынок торговой недвижимости развивается не только количественно , но и качественно , появляются новые направления и форматы , на рынок выходит все больше новых игроков – как девелоперов , так и торговых сетей . Первое полугодие 2007 года ознаменовалось появлением таких иностранных сетей , как французская Carrefour и израильская сеть магазинов товаров для дома и ремонта (DIY) «Хоум центр». Торговая недвижимость по — прежнему занимает лидирующие позиции по объемам инвестирования , за первое полугодие о намерениях вкладывать средства в строительство торговых площадей заявили новые для российского рынка иностранные девелоперы , среди которых голландская компания Plaza Centers, ирландская Quinn Group, американская компания Developers Diversified, а также британский фонд Aberdeen Property Investors.
Предложение
В первом полугодии 2007 года введено в эксплуатацию восемь значительных объектов , общий прирост качественных торговых площадей составил 110 200 м 2 . В настоящее время общая торговая площадь в торговых центрах Москвы составляет 2 960 200 м 2 , до конца года ожидается появление еще 21 объекта площадью около 951 575 м 2 .
Строительство ведется в основном в спальных районах Москвы , также активно осваиваются территории за пределами МКАД и в ближайшем Подмосковье .
Спрос
Спрос на качественные торговые площади очень высок и по — прежнему значительно превышает предложение , несмотря на ежегодный рост объемов строительства . Высокий спрос обусловливает высокий уровень заполняемости торговых площадей . Наибольшим спросом у арендаторов пользуются торговые помещения в крупных концептуальных торговых центрах .
Доля вакантных площадей в торговых центрах по — прежнему сохраняется на очень низком уровне и составляет не более 1%.
Ставки
Ставки аренды остаются на стабильно высоком уровне . За прошедший период средний уровень арендных ставок в торговых центрах практически не изменился и составляет $1,5–1,7 м 2/ год . Некоторый незначительный рост ставок (4–5%) наблюдался на отдельных объектах , но на общую ситуацию на рынке это не повлияло .
Тенденции и прогнозы
- Сохранится преобладание спроса над предложением . Усиление конкуренции на рынке торговой недвижимости приведет к росту арендных ставок в профессиональных ТЦ и снижению их в неудачных с точки зрения расположения объектах .
- Строительство торговых площадей в составе многофункциональных комплексов .
- Активное подземное строительство . В марте правительство Москвы одобрило концепцию освоения подземного пространства в центральной части города , и теперь в столице ежегодно планируется возводить порядка 1,5 млн м 2 недвижимости под землей .
- Строительство масштабных торговых центров в ближнем Подмосковье ( заявлены проекты строительства торговых центров в подмосковных городах Пушкино , Подольске , Реутове и т . д .), обусловленное следующими причинами :
- нехватка свободных площадей в черте города ;
- строительство в Подмосковье крупных жилых комплексов , что увеличивает плотность населения ;
- достаточное количество свободных площадей для строительства крупных объектов .
- Увеличение доли строительства специализированных торговых центров . Например , сеть садовых центров «Еврогарден» планирует открыть более 20 садовых гипермаркетов в РФ , а компания «Кухнистрой» во втором полугодии 2007 года намерена открыть самый крупный кухонный торговый центр в Москве .
- Увеличивается количество нестандартных проектов торговых центров . Например , холдинг SKM Group предложил строить многофункциональные комплексы над дорожными развязками , первые проекты планируется разместить на юго — западе и востоке Москвы .
- Девелоперы проявляют интерес к городам с населением менее 500 тыс . человек ., поскольку рынок там не настолько насыщен , как в городах — миллионниках . «Ташир» заявил о своих планах строительства масштабных торговых центров в регионах . На региональный рынок выходят также холдинг «Марта», торговая сеть «Мосмарт».
- Девелоперы все больше ориентируются на покупателей , повышается качество услуг : более тщательное внимание уделяется парковке , подъездным путям , хорошей навигационной системе .
Интервью
Евгений Фоменко, операционный директор ПАО «МГКЛ»: «Ломбард – это безрисковая бизнес-модель»
О рынке ломбардов, их клиентах и новых технологиях.