Декоративное изображение
4 278

Поделиться

«Меркурий» в рознице

Наталия Кузнецова www.smoney.ru

Торговая компания «Мегаполис», входящая в бизнес-империю «Меркурий» миллиардера Игоря Кесаева, получила контроль над розничной сетью «Дикси». Если сделку, которая должна быть закрыта в феврале 2008 г., одобрят антимонопольные органы, основатель и главный акционер сети Олег Леонов выйдет из бизнеса. Эксперты оценивают стоимость 50,96% акций «Дикси групп» в $500-550 млн. Это тот редкий случай, когда выигрывают обе стороны. «Меркурий» выплатил Леонову солидную премию, но получил актив с весьма серьезным потенциалом роста.

Шестой по величине продуктовый ритейлер страны, владеющий помимо дискаунтеров «Дикси» супермаркетами «Минимарт» и гипермаркетами «Мегамарт» (всего в управлении «Дикси групп» на начало декабря было 372 магазина), давно искал инвестора со стороны. Летом Леонов предлагал обмен акциями «Магниту» и X5 Retail Group. Не сложилось: по словам источника в X5, «Леонов просил слишком много за сеть, которая уже почти год ничего не вкладывала в развитие». Вкладывать, собственно, было и нечего. Эффективность, с которой работала сеть, была существенно ниже средней по рынку. В 2006 г., заработав около $1 млрд, «Дикси» показала рентабельность по чистой прибыли на уровне 0,9%, в то время как конкуренты, по оценке компании «Брокеркредитсервис», показывали по 2-5%.

В долг компания Леонова в последнее время брала осторожно — возможно, слишком осторожно. Разместив в ходе состоявшегося этой весной IPO почти 42% акций, «Дикси» выручила $360 млн вместо ожидавшихся $550 млн. Основная часть этих денег ушла на покрытие прошлых долгов. А новых компания так и не наделала — долговая нагрузка группы (долг/EBITDA) сейчас на уровне 3, что весьма немного для ритейла.

Иными словами, на момент сделки Леонов обладал потенциально привлекательным активом, который ему было не на что развивать. Группа «Меркурий» оказалась в нужном месте в нужное время. Дистрибуторскому и алкогольному бизнесам Кесаева (помимо доли в нефтяной компании Sibir Energy, строительной «Меркурий девелопмент» и оружейного завода имени Дегтярева у «Меркурия» есть московский винно-коньячный завод «КиН» и группа «Русский табак», контролирующая половину табачной дистрибуции в стране) добавление в виде розничной сети пришлось очень кстати.

«Меркурий» не поскупился. Рыночная стоимость пакета составляет около $450 млн — премия за контроль, соответственно, составила порядка 20%. Инвестиция, впрочем, более чем выгодная. По мультипликаторам стоимость «Дикси» — 9 EBITDA. Для сравнения: X5 оценена в 11 EBITDA, «Магнит» — в 14 EBITDA. Есть куда расти.

Интервью
Декоративное изображение

«О’Кей»: «Трансформируем гипермаркет в мультиформатные торговые комплексы»

Как меняется крупный формат сети, его бизнес-процессы, маркетинг и ассортимент.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами