Мы обнаружили, что вы используете Adblock и блокируете показ рекламы на нашем сайте, просим внести наш сайт в
список исключения, так как наш контент предоставляется на бесплатной основе и единственным нашим доходом
является реклама на сайте.
Это необходимо для дальнейшего развития проекта.
Инструкция по
отключению AdBlock.
Спасибо за понимание!
Smartmoney, Александр Горский, партнер департамента консалтинга «Делойт СНГ», 12 февраля 2007
Если у менеджера есть персональный набор бюджетов и ключевых показателей деятельности, он реально отвечает за принимаемые решения
В процессе расширения бизнеса компании часто задумываются о переходе от предпринимательской модели управления к корпоративной (или формализованной — с четко прописанными процедурами). Один из вариантов качественного изменения управления компанией — построение системы управления по целям. Ее привлекательность заключается в комплексном подходе, когда бюджетирование сочетается с системой ключевых показателей деятельности и реорганизацией систем мотивации и учета.
Один из клиентов Deloitte — компания «Топ-Книга», лидер российской торговли печатной продукцией, обратилась к нам с запросом о внедрении системы бюджетирования. Совместно с руководством компании мы пришли к выводу, что на самом деле ее потребности существенно шире, чем просто бюджетирование. В условиях резкого роста по нескольким направлениям — новые географические рынки, продуктовые категории, форматы торговли — требовались и новые инструменты, которые позволили бы сделать этот рост управляемым и эффективным. В результате было решено провести изменения по пяти направлениям.
Бюджетирование. В ходе проекта была создана прозрачная финансовая структура, обозначены центры ответственности и выстроен процесс, позволяющий менеджменту концентрироваться на анализе, а не на сборе информации. Для каждого руководителя определены персональный набор бюджетов (продаж, административных расходов и т. д.) и набор ключевых показателей деятельности. Такой подход позволяет, сопоставляя предполагаемый рост доходов и расходов, принимать более выверенные решения и в конечном итоге эффективнее управлять самим ростом. Например, следя за тем, чтобы рост численности персонала не опережал рост доходов, чтобы доходы от открытия новых магазинов в новом регионе покрывали расходы на вспомогательные подразделения и обеспечивали заданную норму прибыли для акционеров.
Ключевые показатели деятельности (КПД). Продолжением системы бюджетирования — с более глубоким погружением в операционное управление — стала модель так называемых ключевых показателей, привязанных к конкретным участкам бизнеса. КПД, разработанные для «Топ-Книги», насчитывают порядка 50 показателей, разделенных по блокам и связанных с бюджетами конкретных подразделений компании.
Система мотивации. Для того чтобы бюджеты выполнялись, а цели руководства, выраженные в КПД, достигались, необходима реальная ответственность каждого менеджера за принимаемые управленческие решения и взятые обязательства. А ответственность возможна, если менеджер будет точно знать, что он получит по достижении результатов, при недостаточно эффективной работе, при невыполнении бюджета и ключевых показателей (то есть какой будет его премия в каждом случае). Правила игры должны быть заранее известны. В нашем случае это шкала расчета компенсаций, которой можно пользоваться в онлайн-режиме как при планировании, так и при подведении итогов по определенным периодам. Здесь, кстати, есть дополнительный мотивационный момент: люди видят, что данные, по которым их оценивают, действительно достоверные и что их премия рассчитывается справедливо. Система компенсаций, связанная с КПД и бюджетированием, делает информацию прозрачной в рамках корпоративной иерархии: менеджер филиала может понять эффективность каждого менеджера розничной сети, менеджер дивизиона — оценить эффективность руководителей филиалов.
Система учета. На этом направлении потребовалось внести изменения в финансовый учет компании для получения фактических данных, сопоставимых с бюджетными. Кроме того, учет в компании был приведен к международным стандартам.
Информационная система. То, что связало все вышеназванные элементы в новую для заказчика модель управления (продукт одной из ведущих мировых корпораций — к слову, впервые внедренный в России).
Проект завершился в декабре 2006 г., и работа над бюджетом 2007 г. была организована в «Топ-Книге» уже в новой системе. Хотя изменение сознания руководителей в соответствии с новыми принципами управления займет не один месяц, финансовые показатели уже сейчас позволяют говорить о том, что ожидавшийся эффект есть — и обеспечен он именно комплексным подходом.
Smartmoney, Александр Горский, партнер департамента консалтинга «Делойт СНГ», 12 февраля 2007
Если у менеджера есть персональный набор бюджетов и ключевых показателей деятельности, он реально отвечает за принимаемые решения
В процессе расширения бизнеса компании часто задумываются о переходе от предпринимательской модели управления к корпоративной (или формализованной — с четко прописанными процедурами). Один из вариантов качественного изменения управления компанией — построение системы управления по целям. Ее привлекательность заключается в комплексном подходе, когда бюджетирование сочетается с системой ключевых показателей деятельности и реорганизацией систем мотивации и учета.
Один из клиентов Deloitte — компания «Топ-Книга», лидер российской торговли печатной продукцией, обратилась к нам с запросом о внедрении системы бюджетирования. Совместно с руководством компании мы пришли к выводу, что на самом деле ее потребности существенно шире, чем просто бюджетирование. В условиях резкого роста по нескольким направлениям — новые географические рынки, продуктовые категории, форматы торговли — требовались и новые инструменты, которые позволили бы сделать этот рост управляемым и эффективным. В результате было решено провести изменения по пяти направлениям.
Бюджетирование. В ходе проекта была создана прозрачная финансовая структура, обозначены центры ответственности и выстроен процесс, позволяющий менеджменту концентрироваться на анализе, а не на сборе информации. Для каждого руководителя определены персональный набор бюджетов (продаж, административных расходов и т. д.) и набор ключевых показателей деятельности. Такой подход позволяет, сопоставляя предполагаемый рост доходов и расходов, принимать более выверенные решения и в конечном итоге эффективнее управлять самим ростом. Например, следя за тем, чтобы рост численности персонала не опережал рост доходов, чтобы доходы от открытия новых магазинов в новом регионе покрывали расходы на вспомогательные подразделения и обеспечивали заданную норму прибыли для акционеров.
Ключевые показатели деятельности (КПД). Продолжением системы бюджетирования — с более глубоким погружением в операционное управление — стала модель так называемых ключевых показателей, привязанных к конкретным участкам бизнеса. КПД, разработанные для «Топ-Книги», насчитывают порядка 50 показателей, разделенных по блокам и связанных с бюджетами конкретных подразделений компании.
Система мотивации. Для того чтобы бюджеты выполнялись, а цели руководства, выраженные в КПД, достигались, необходима реальная ответственность каждого менеджера за принимаемые управленческие решения и взятые обязательства. А ответственность возможна, если менеджер будет точно знать, что он получит по достижении результатов, при недостаточно эффективной работе, при невыполнении бюджета и ключевых показателей (то есть какой будет его премия в каждом случае). Правила игры должны быть заранее известны. В нашем случае это шкала расчета компенсаций, которой можно пользоваться в онлайн-режиме как при планировании, так и при подведении итогов по определенным периодам. Здесь, кстати, есть дополнительный мотивационный момент: люди видят, что данные, по которым их оценивают, действительно достоверные и что их премия рассчитывается справедливо. Система компенсаций, связанная с КПД и бюджетированием, делает информацию прозрачной в рамках корпоративной иерархии: менеджер филиала может понять эффективность каждого менеджера розничной сети, менеджер дивизиона — оценить эффективность руководителей филиалов.
Система учета. На этом направлении потребовалось внести изменения в финансовый учет компании для получения фактических данных, сопоставимых с бюджетными. Кроме того, учет в компании был приведен к международным стандартам.
Информационная система. То, что связало все вышеназванные элементы в новую для заказчика модель управления (продукт одной из ведущих мировых корпораций — к слову, впервые внедренный в России).
Проект завершился в декабре 2006 г., и работа над бюджетом 2007 г. была организована в «Топ-Книге» уже в новой системе. Хотя изменение сознания руководителей в соответствии с новыми принципами управления займет не один месяц, финансовые показатели уже сейчас позволяют говорить о том, что ожидавшийся эффект есть — и обеспечен он именно комплексным подходом.
Мы используем файлы cookie, чтобы сделать использование нашего сайта более удобным. Если Вы продолжите
использовать сайт, мы будем считать что Вас это устраивает