Маркетинг и экономика торговли
Общеотраслевое
14 апреля 2003, 23:00 8376 просмотров

Каждая вторая торговая сеть Украины продается

 

Прежде финансовые проблемы сети решали в основном за счет рефинансирования. Однако в настоящее время доступ большинства компаний к относительно недорогим банковским ресурсам затруднен. Дефицит свободных средств вынуждает сетевых ретейлеров корректировать стратегии. До конца текущего года реализовать свои амбициозные планы развития большинству из операторов не удастся. Тем более что сейчас у них совсем другие проблемы: собственники некоторых сетей заняты поисками инвесторов, которые будут готовы купить весь бизнес или его часть.

 

Кредитов не будет

Прежде финансовые проблемы сети решали в основном за счет рефинансирования старых кредитов новыми. Однако в настоящее время из-за ужесточения кредитной политики банков доступ большинства компаний к относительно недорогим банковским ресурсам затруднен. «Помимо того что усложнились условия получения кредитов, проценты на них растут сумасшедшими темпами», — отмечает президент холдинга Unitrade Group Владимир Колодюк.

 

Компаниям, чьи обороты не в состоянии обеспечивать обслуживание долговых обязательств, придется нелегко. Сейчас некоторые из сетей пытаются решить эту проблему, покрывая расходы по кредитам за счет использования средств от операционной деятельности. Но такой путь еще больше усугубляет ситуацию.

 

По мнению председателя наблюдательного совета сети «Фуршет» Игоря Баленко, число финансовых инструментов, которые могут задействовать большинство сетей в условиях банковского кризиса, ограничено. Так, выход на IPO сегодня крайне проблематичен. «Это могут себе позволить лишь компании с очень хорошими показателями по прибыли», — отмечает он. При низких показателях прибыли ожидаемого результата от использования этих финансовых инструментов не будет — оценка инвесторами ценных бумаг сети сделает размещение невыгодным для компании.

 

Возможно, именно по этой причине от планов по размещению акций (IPO) отказался холдинг Unitrade Group. А луцкая продуктовая розничная сеть «Пакко» сейчас как раз раздумывает над тем, стоит ли ей размещать в октябре 10% своих акций на Франкфуртской бирже или все-таки подождать. Поскольку в настоящее время очень велик риск того, что акции будут оценены западными инвесторами ниже, чем рассчитывает компания, скорее всего, «Пакко» примет решение отложить продажу бумаг на какое-то время.

 

По словам финансового директора ГК «Фокстрот» Владимира Шульмейстера использование облигационных займов, в течение последних лет широко практиковавшееся торговыми сетями, сейчас тоже становится невыгодным. «В ситуации финансового кризиса облигационные займы как способ привлечения средств теряют актуальность», — убежден Владимир Колодюк. Его компания продолжит обслуживать выпущенные ранее облигации серии А и В, но выпускать новые серии в ближайшее время не будет. В последний момент отказалась от выпуска облигаций серии А на сумму 200 млн. грн. и «Сільпо рітейл», входящая в Fozzy Group. С их помощью компания планировала привлечь дополнительные средства для рефинансирования ранее привлеченных кредитов. Но руководство отказалось от этой идеи, посчитав, что выпускать облигации с доходностью 25% годовых слишком дорого.

 

Как отмечает директор инвестиционно-банковского департамента ИК Dragon Capital Андрей Пивоварский, сегодня можно провести частное размещение через привлечение фонда прямых инвестиций (private equity). Можно найти инвестора, который зайдет в компанию. Но, скорее всего, private equity инвесторы не захотят быть простыми миноритариями, они пожелают участвовать в управлении, иметь больше прав как акционеры.

 

Планы меняются

 

Компания «МД Ритейл», принадлежащая международной Midland Group, заявила о замедлении темпов развития и изменении своей стратегии. С начала 2008 года сеть MD Stores вместо запланированных 104 «магазинов у дома» открыла 21. И пока намерена на этом остановиться. «Чтобы понять дальнейшее движение трендов на рынке», — уточняет финансовый директор «МД Ритейл» Лариса Романюк. По ее мнению, в ближайшее время на украинском рынке появится большое количество дистресс-компаний, приобретение которых может оказаться дешевле, чем открытие собственных магазинов с нуля. При этом эксперты рынка ретейла уверяют, что Midland Group сама уже не первый месяц пытается избавиться от некоторых своих торговых активов, в частности, ходят слухи о подготовке к продаже розничной сети «Амстор», которая тоже принадлежит компании.

 

Президент холдинга Unitrade Group Владимир Колодюк о дальнейших планах по открытию новых магазинов готов говорить лишь после нового года. «Многие, в том числе и мы, испытывают нехватку средств для развития бизнес-направлений, — признается он. — Сегодня мы рассматриваем разные варианты привлечения инвестиций. Это могут быть инвестиционные банки, инвестиционные фонды, внешние участники рынка. Ищем стратегического партнера, который готов профинансировать наше развитие, получив за это долю в бизнесе».

Откорректировала свою стратегию и львовская сеть «Интермаркет». Какие-то новые проекты она будет реализовывать лишь при наличии полного их финансирования, а пока сфокусируется на развитии уже строящихся объектов.

 

Несмотря на то что с начала сентября на украинском рынке ретейла чуть ли не ежедневно открывают новые торговые точки, управляющий директор консалтинговой компании Re&Solution Александр Ланецкий считает, что появление новых магазинов в сложившейся ситуации не является свидетельством «хорошего финансового самочувствия сети». По его словам, кризис ликвидности на рынке заемных средств в Украине отразился на подавляющем большинстве сетей, поэтому почти все ретейлеры если не приостановили, то значительно снизили темпы своего развития. Сейчас компании стараются открыть максимальное количество новых магазинов на ранее арендованных или приобретенных ими площадях, поскольку это позволит получать от них хотя бы какую-то отдачу.

 

Сегодня особенно острый дефицит финансовых ресурсов испытывают те операторы, которые в последнее время агрессивно расширяли свои торговые площади. У них была задача увеличить количество площадей посредством открытия новых торговых точек и нарастить обороты. По словам председателя наблюдательного совета сети «Фуршет» Игоря Баленко, в погоне за оборотом многие из «активно открывающихся» сетей не обращали внимания на рентабельность и прибыль от своих новых магазинов.

 

Летом процесс развития сетевиков был практически полностью «заморожен». Игорь Баленко связывает это с тем, что из-за проблем с получением банковских кредитов весной торговые сети вынуждены были сдвинуть сроки запуска новых магазинов. Вместо плавного открытия торговых точек в течение весны-лета планы операторов были смещены на осень.

В этом году инфляция стала причиной увеличения затрат на открытие магазина минимум на 35%. Сегодня объем инвестиций в открытие одного супермаркета крупной национальной сети составляет 2–3 млн. дол., открытие «магазина у дома» оценивается в 200–300 тыс. дол.

 

Новые хозяева

 

В ближайшее время на рынке ретейла ожидается смена собственников большого количества сетей. Игорь Баленко считает, что эти процессы активизируются сразу после Нового года, а пик продаж, слияний и поглощений придется на март-апрель.

Сейчас, по оценкам экспертов, из 30 украинских сетей реально на продажу выставлено не менее 15. В первую очередь это сети «магазинов у дома» и гипермаркеты. Так, о своих планах продать часть бизнеса заявили такие региональные ретейлеры, как луцкие «Пакко» (ТМ «Вопак» и «Пакко»), «Агроконтракт» («Колибрис» и «Наш»), днепропетровское ЧП «Реарди» (сеть «Большая ложка») и сеть гипермаркетов «Амстор».

 

Александр Ланецкий говорит, что в прошлом году практически все крупные поглощения сетей отечественными операторами прошли в основном за счет банковских кредитов, сегодня получить кредит на эти цели очень сложно. Свободных денег для приобретения целых сетей у украинских сетевиков практически нет. Надо отметить, что «ставки по банковским кредитам для участников рынка выросли на 50–60%. Из-за ипотечного кризиса банки стали очень осторожно относиться к любым залогам. Например, раньше предпочитали недвижимость, сейчас и к этому залогу относятся настороженно», — говорит финансовый директор группы компаний «Фокстрот» Владимир Шульмейстер.

 

Эксперты утверждают, что на продажу выставлены практически все национальные лидеры. Они активно ищут покупателей, однако цена, на которую рассчитывают нынешние владельцы, по мнению инвесторов, слишком завышена. В некоторых случаях разница между ценой продавца и покупателя отличается в 2 раза.

 

По словам Александра Ланецкого, собственники этих сетей хотят выручить от их продажи деньги, которые можно было получить за них еще год-полтора назад. Но сейчас никто из инвесторов таких сумм уже не предлагает. Потенциальные покупатели не хотят оценивать убыточно работающую сеть с коэффициентом 100% от оборота.

 

«Магазины у дома» с оборотом 30–60 млн. дол. в год большинству иностранных инвесторов неинтересны: для того чтобы зайти и утвердиться на рынке, это очень мелкий формат.

 

Из западных игроков покупателями украинских торговых сетей в первую очередь могут стать те компании, которые уже присутствуют в нашей стране: например, активно присматривается к рынку сербская Delta Holding, которая в первом полугодии 2008 года приобрела сеть магазинов «Смак» (сейчас — Maxi). Возможно, покупка гипермаркетов заинтересует Real или Auchan.

По мнению Александра Ланецкого, после того как в России завершится конкурс по продаже сети «Ленты», его участники могут обратить внимание на украинские сети. Это хорватская сеть Agrokor и французская Carrefour.

 

Источник: Светлана Попель, «Комментарии»

 

Статья относится к тематикам: Маркетинг и экономика торговли, Общеотраслевое
Поделиться публикацией:
Подписывайтесь на наши новостные рассылки, а также на каналы  Telegram , Vkontakte , Дзен чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.
Добавьте "Retail.ru" в свои источники в Яндекс.Новости
Загрузка
Каждая вторая торговая сеть Украины продается 

Прежде финансовые проблемы сети решали в основном за счет рефинансирования. Однако в настоящее время доступ большинства компаний к относительно недорогим банковским ресурсам затруднен. Дефицит свободных средств вынуждает сетевых ретейлеров корректировать стратегии. До конца текущего года реализовать свои амбициозные планы развития большинству из операторов не удастся. Тем более что сейчас у них совсем другие проблемы: собственники некоторых сетей заняты поисками инвесторов, которые будут готовы купить весь бизнес или его часть.

 

Кредитов не будет

Прежде финансовые проблемы сети решали в основном за счет рефинансирования старых кредитов новыми. Однако в настоящее время из-за ужесточения кредитной политики банков доступ большинства компаний к относительно недорогим банковским ресурсам затруднен. «Помимо того что усложнились условия получения кредитов, проценты на них растут сумасшедшими темпами», — отмечает президент холдинга Unitrade Group Владимир Колодюк.

 

Компаниям, чьи обороты не в состоянии обеспечивать обслуживание долговых обязательств, придется нелегко. Сейчас некоторые из сетей пытаются решить эту проблему, покрывая расходы по кредитам за счет использования средств от операционной деятельности. Но такой путь еще больше усугубляет ситуацию.

 

По мнению председателя наблюдательного совета сети «Фуршет» Игоря Баленко, число финансовых инструментов, которые могут задействовать большинство сетей в условиях банковского кризиса, ограничено. Так, выход на IPO сегодня крайне проблематичен. «Это могут себе позволить лишь компании с очень хорошими показателями по прибыли», — отмечает он. При низких показателях прибыли ожидаемого результата от использования этих финансовых инструментов не будет — оценка инвесторами ценных бумаг сети сделает размещение невыгодным для компании.

 

Возможно, именно по этой причине от планов по размещению акций (IPO) отказался холдинг Unitrade Group. А луцкая продуктовая розничная сеть «Пакко» сейчас как раз раздумывает над тем, стоит ли ей размещать в октябре 10% своих акций на Франкфуртской бирже или все-таки подождать. Поскольку в настоящее время очень велик риск того, что акции будут оценены западными инвесторами ниже, чем рассчитывает компания, скорее всего, «Пакко» примет решение отложить продажу бумаг на какое-то время.

 

По словам финансового директора ГК «Фокстрот» Владимира Шульмейстера использование облигационных займов, в течение последних лет широко практиковавшееся торговыми сетями, сейчас тоже становится невыгодным. «В ситуации финансового кризиса облигационные займы как способ привлечения средств теряют актуальность», — убежден Владимир Колодюк. Его компания продолжит обслуживать выпущенные ранее облигации серии А и В, но выпускать новые серии в ближайшее время не будет. В последний момент отказалась от выпуска облигаций серии А на сумму 200 млн. грн. и «Сільпо рітейл», входящая в Fozzy Group. С их помощью компания планировала привлечь дополнительные средства для рефинансирования ранее привлеченных кредитов. Но руководство отказалось от этой идеи, посчитав, что выпускать облигации с доходностью 25% годовых слишком дорого.

 

Как отмечает директор инвестиционно-банковского департамента ИК Dragon Capital Андрей Пивоварский, сегодня можно провести частное размещение через привлечение фонда прямых инвестиций (private equity). Можно найти инвестора, который зайдет в компанию. Но, скорее всего, private equity инвесторы не захотят быть простыми миноритариями, они пожелают участвовать в управлении, иметь больше прав как акционеры.

 

Планы меняются

 

Компания «МД Ритейл», принадлежащая международной Midland Group, заявила о замедлении темпов развития и изменении своей стратегии. С начала 2008 года сеть MD Stores вместо запланированных 104 «магазинов у дома» открыла 21. И пока намерена на этом остановиться. «Чтобы понять дальнейшее движение трендов на рынке», — уточняет финансовый директор «МД Ритейл» Лариса Романюк. По ее мнению, в ближайшее время на украинском рынке появится большое количество дистресс-компаний, приобретение которых может оказаться дешевле, чем открытие собственных магазинов с нуля. При этом эксперты рынка ретейла уверяют, что Midland Group сама уже не первый месяц пытается избавиться от некоторых своих торговых активов, в частности, ходят слухи о подготовке к продаже розничной сети «Амстор», которая тоже принадлежит компании.

 

Президент холдинга Unitrade Group Владимир Колодюк о дальнейших планах по открытию новых магазинов готов говорить лишь после нового года. «Многие, в том числе и мы, испытывают нехватку средств для развития бизнес-направлений, — признается он. — Сегодня мы рассматриваем разные варианты привлечения инвестиций. Это могут быть инвестиционные банки, инвестиционные фонды, внешние участники рынка. Ищем стратегического партнера, который готов профинансировать наше развитие, получив за это долю в бизнесе».

Откорректировала свою стратегию и львовская сеть «Интермаркет». Какие-то новые проекты она будет реализовывать лишь при наличии полного их финансирования, а пока сфокусируется на развитии уже строящихся объектов.

 

Несмотря на то что с начала сентября на украинском рынке ретейла чуть ли не ежедневно открывают новые торговые точки, управляющий директор консалтинговой компании Re&Solution Александр Ланецкий считает, что появление новых магазинов в сложившейся ситуации не является свидетельством «хорошего финансового самочувствия сети». По его словам, кризис ликвидности на рынке заемных средств в Украине отразился на подавляющем большинстве сетей, поэтому почти все ретейлеры если не приостановили, то значительно снизили темпы своего развития. Сейчас компании стараются открыть максимальное количество новых магазинов на ранее арендованных или приобретенных ими площадях, поскольку это позволит получать от них хотя бы какую-то отдачу.

 

Сегодня особенно острый дефицит финансовых ресурсов испытывают те операторы, которые в последнее время агрессивно расширяли свои торговые площади. У них была задача увеличить количество площадей посредством открытия новых торговых точек и нарастить обороты. По словам председателя наблюдательного совета сети «Фуршет» Игоря Баленко, в погоне за оборотом многие из «активно открывающихся» сетей не обращали внимания на рентабельность и прибыль от своих новых магазинов.

 

Летом процесс развития сетевиков был практически полностью «заморожен». Игорь Баленко связывает это с тем, что из-за проблем с получением банковских кредитов весной торговые сети вынуждены были сдвинуть сроки запуска новых магазинов. Вместо плавного открытия торговых точек в течение весны-лета планы операторов были смещены на осень.

В этом году инфляция стала причиной увеличения затрат на открытие магазина минимум на 35%. Сегодня объем инвестиций в открытие одного супермаркета крупной национальной сети составляет 2–3 млн. дол., открытие «магазина у дома» оценивается в 200–300 тыс. дол.

 

Новые хозяева

 

В ближайшее время на рынке ретейла ожидается смена собственников большого количества сетей. Игорь Баленко считает, что эти процессы активизируются сразу после Нового года, а пик продаж, слияний и поглощений придется на март-апрель.

Сейчас, по оценкам экспертов, из 30 украинских сетей реально на продажу выставлено не менее 15. В первую очередь это сети «магазинов у дома» и гипермаркеты. Так, о своих планах продать часть бизнеса заявили такие региональные ретейлеры, как луцкие «Пакко» (ТМ «Вопак» и «Пакко»), «Агроконтракт» («Колибрис» и «Наш»), днепропетровское ЧП «Реарди» (сеть «Большая ложка») и сеть гипермаркетов «Амстор».

 

Александр Ланецкий говорит, что в прошлом году практически все крупные поглощения сетей отечественными операторами прошли в основном за счет банковских кредитов, сегодня получить кредит на эти цели очень сложно. Свободных денег для приобретения целых сетей у украинских сетевиков практически нет. Надо отметить, что «ставки по банковским кредитам для участников рынка выросли на 50–60%. Из-за ипотечного кризиса банки стали очень осторожно относиться к любым залогам. Например, раньше предпочитали недвижимость, сейчас и к этому залогу относятся настороженно», — говорит финансовый директор группы компаний «Фокстрот» Владимир Шульмейстер.

 

Эксперты утверждают, что на продажу выставлены практически все национальные лидеры. Они активно ищут покупателей, однако цена, на которую рассчитывают нынешние владельцы, по мнению инвесторов, слишком завышена. В некоторых случаях разница между ценой продавца и покупателя отличается в 2 раза.

 

По словам Александра Ланецкого, собственники этих сетей хотят выручить от их продажи деньги, которые можно было получить за них еще год-полтора назад. Но сейчас никто из инвесторов таких сумм уже не предлагает. Потенциальные покупатели не хотят оценивать убыточно работающую сеть с коэффициентом 100% от оборота.

 

«Магазины у дома» с оборотом 30–60 млн. дол. в год большинству иностранных инвесторов неинтересны: для того чтобы зайти и утвердиться на рынке, это очень мелкий формат.

 

Из западных игроков покупателями украинских торговых сетей в первую очередь могут стать те компании, которые уже присутствуют в нашей стране: например, активно присматривается к рынку сербская Delta Holding, которая в первом полугодии 2008 года приобрела сеть магазинов «Смак» (сейчас — Maxi). Возможно, покупка гипермаркетов заинтересует Real или Auchan.

По мнению Александра Ланецкого, после того как в России завершится конкурс по продаже сети «Ленты», его участники могут обратить внимание на украинские сети. Это хорватская сеть Agrokor и французская Carrefour.

 

Источник: Светлана Попель, «Комментарии»

 

украина, торговая сеть, финансированиеКаждая вторая торговая сеть Украины продается
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 67243
Retail.ru https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/articles/kazhdaya-vtoraya-torgovaya-set-ukrainy-prodaetsya/2011-10-04


public-4028a98f6b2d809a016b646957040052