Изменения под влиянием ЕГАИС
Все знают, что за последние два года российский ритейл хорошенько тряхнуло дважды: в первый раз это произошло в 2016 году под влиянием Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС).
Для того, чтобы магазин смог передавать данные о закупке и реализации алкогольной продукции в Росалкогольрегулирование (РАР), интеграторам потребовалось внести серьезные изменения в кассовые решения. Что же было сделано — рассмотрим на примере кассовой программы «Профи-Т».
Изменение №1. Работа с акцизной маркой. Для начала каждому интегратору нужно было научить свое ПО передавать данные в ЕГАИС и отдавать на контрольно-кассовую технику (ККТ) информацию для печати QR-кода. Для кого-то это был сложный этап, однако наше «Профи-Т» к моменту начала действия ЕГАИС уже умело это делать, поэтому никаких проблем у клиентов компании в связи с этим не возникло.
Изменение №2. Запрет повторного сканирования акцизной марки. Развернутые пилотные проекты, моделирующие работу магазина, согласно требованиям ЕГАИС , выявили серьезную проблему: задвоение акцизной марки — информация о продаже алкогольной продукции по одной акцизной марке могла отравляться в РАР несколько раз. Как показал опыт наших клиентов, нерадивые сотрудники часто сканировали одну и ту же акцизную марку.
Например, на кассу приходит клиент, решивший купить, допустим, бутылку виски. Однако у выбранного продукта не читается акцизная марка. Вместо того, чтобы заменить алкоголь, некоторые продавцы пытаются схитрить: берут аналогичную бутылку виски и, отсканировав ее акцизную марку, вновь возвращают ее на полку.
Таким образом в РАР не уходят данные о приобретенном человеком алкоголе, зато впоследствии контролирующий орган получит дважды информацию об одной и той же бутылке. Также задвоение акцизной марки может возникать вследствие технических проблем.
Например, продавец отсканировал марку, данные отправились в универсальный транспортный модуль (УТМ). Однако тот не дает ответа. Касса отправляет повторный запрос в УТМ с данными той же акцизной марки. В результате, после ответа УТМ в РАР дважды поступают данные об одной и той же акцизной марке. Это нарушение, за которое магазин может быть подвергнут наказанию.
Изменение №3. Борьба с пересортицей. Любая акцизная марка алкогольной продукции содержит специальный код, определяющий вид алкоголя, учитывающий данные об объеме тары, в которую он разлит, и проценте содержания в нем спирта. Необходимо, чтобы в РАР поступали верные сведения о кодах. Соответственно, при приемке товара нужно, чтобы все коды поступили в базу данных, а затем были соотнесены с данными при продаже алкогольных напитков.
Изменение №4. Проверка возраста покупателя. Да, и раньше несовершеннолетним нельзя было продавать алкоголь. Поэтому кассовое ПО должно было уведомлять продавца о необходимости запросить возраст покупателя. В ответ на это ему было достаточно нажать кнопку на клавиатуре POS-терминала. Однако нерадивые сотрудники часто начали пренебрегать этим этапом: нажимать на кнопку уведомления, не проверив паспорт клиента.
В рамках изменений ПО к ЕГАИС мы добавили в «Профи-Т» и еще одно изменение: теперь продавцу нужно вручную ввести дату рождения покупателя, посмотрев ее в паспорте. В противном случае кассовая программа не даст завершить покупку.
Изменения под влиянием ФЗ-54
Только работа с ЕГАИС начала потихоньку налаживаться, российский ритейл получил еще один ощутимый удар под дых: в 2017 году начали действовать изменения, обусловленные поправками в ФЗ-54. Согласно им, магазины должны передавать в ФНС РФ данные о своих продажах. Не удивительно, что для соответствия этим требованиям пришлось существенно изменять и работу кассовых программ. Рассмотрим, что же было сделано интеграторами.
Изменение №1. Много устройств, одна программа. В налоговой есть специальный реестр, куда вносится одобренная с точки зрения надзорного органа ККТ (к слову, на сегодняшний день реестр содержит две модели ККТ «Пилота» — POSprint FP410-Ф и POSprint FP510-Ф).
Однако ни одни интегратор не имеет права навязывать клиенту требование использовать какое-то определенное устройство. Соответственно, кассовая программа должна уметь работать со всеми ККТ, перечисленными в реестре налоговой. Это необходимо в связи с тем, что существенно меняется протокол взаимодействия оборудования и софта. Чем больше устройств — тем больше протоколов.
Изменение №2. Передача данных оператору фискальных данных (ОФД). Благодаря изменениям в ФЗ-54 в цепочке «ритейлер — налоговая» появился новый игрок — ОФД, на которого и легла обязанность корректной передачи данных о продаже магазина контролирующему органу. Помимо того, что теперь кассовая программа должна уметь передавать информацию новому игроку, обозначились и требования к передаваемым данным: появилось ряд параметров, не существовавших прежде. Так, в чеке должна потоварно указываться ставка НДС, скидка на каждый товар.
Изменение №3. Новые чеки. Под влиянием ФЗ-54 претерпели изменения и чеки — фискальные документы: теперь у этих документов новая регламентированная форма и реквизиты. Помимо старых параметров, теперь на чеке должны отражаться номер фискального документа, его фискальный признак, номер смены, порядковый номер за смену, вид налогообложения, QR-код.
Соответственно, кассовая программа должна уметь составлять чек с учетом всех этих требований и отправлять его на ККТ. Отметим, что шаблон чека теперь зависит от самой ККТ, а его настройки по пожеланиям ритейлера стали ограничены.
Изменение №4. Отправка чеков через смс или по электронной почте. Согласно ФЗ-54, покупатель может потребовать у магазина отправить на его электронную почту или мобильный телефон электронную копию чека. Ритейлер , при наличии технической возможности, обязан это сделать. В связи с этим интеграторам кассовое ПО должно уметь вводить email-адрес покупателя и передавать его, к примеру, в ОФД.
Как вы видите, кассовое ПО продолжает эволюционировать — изменения привносят как требования ритейлеров, так и необходимость соответствовать российскому законодательству. Благодаря этому магазины получают все более функциональный инструмент, грамотно используя который, можно сделать бизнес эффективным и прибыльным.
Если у вас остались вопросы о том, как ваш бизнес должен будет работать по правилам ФЗ-54, присылайте их на почту info@pilot.ru. Из ответов на них мы подготовим отдельную статью, которая станет заключительным материалом цикла, посвященного онлайн-кассам.