Здесь может быть Ваша реклама

Подробнее
4046

Поделиться

Город комплексов

SmartMoney

В Москве, похоже, невозможно перестараться со строительством торговых центров

Сколько бы ни строили в Москве и ближнем Подмосковье торговых центров — все мало. Попробовавшие себя на быстрорастущем рынке девелоперы теперь один за другим объявляют о строительстве площадей, на порядок превосходящих их недавние проекты. Причем в лидеры метят компании, только недавно вышедшие на столичный рынок.

Группа компаний «Ташир» (принадлежит бизнесмену Самвелу Карапетяну), открывшая в Москве в 2005 г. торгово-развлекательный центр «Рио» (92 000 м 2 ), уже год спустя анонсировала проект на 220 000 м 2 . Последний имел шансы стать одним из крупнейших в России, но его запуск из-за сложностей с согласованием отложен на год.

А на позапрошлой неделе право на звание крупнейшего розничного девелопера решила оспорить «Крона-маркет»: ее ТРЦ «Абрамцево», открытие которого запланировано к 2010 г., должен по площади почти в 1,5 раза превзойти нынешнего лидера «Мега Химки» (270 000 м 2 ).

До сих пор у «Кроны» было только два ТЦ общей площадью 21 400 м 2 . Если учесть еще примерно десяток менее масштабных проектов, осуществляемых на рынке торговой недвижимости, получается, что через 2-3 года Москва встанет в один ряд с европейскими столицами по уровню насыщения торговыми площадями — 350-500 м 2 на 1000 человек. Но и этот уровень может оказаться для нее низок.

Во-первых, москвичи гораздо охотнее европейцев ходят за покупками. В структуре расходов среднего москвича потребительские товары, по данным Jones Lang LaSalle Research, занимают 64%, тогда как в расходах среднего жителя Берлина эта доля примерно вдвое меньше.

Во-вторых, торговые центры весьма эффективно отбирают оборот у «нецивилизованной» розницы — рынков и несетевых магазинов. И работы в этом направлении еще непочатый край. В прошлом году оборот розничной торговли в Москве составил примерно $80 млрд, из которых на торговые центры пришлось $16 млрд, а на «нецивилизованную» розницу — $30-32 млрд.

При этом последний сегмент сокращается на 6-9% в год, в то время как общие потребительские расходы в столице набирают по 15-20%. «Если этот уровень сохранится, то в будущем нужно строить столько же ТЦ, сколько возводится сейчас», — прогнозирует заместитель директора департамента торговой недвижимости Cushman & Wakefield Stiles & Riabokobylko Денис Соколов. Так что Москва по количеству площадей в торговых комплексах через несколько лет вполне может сравняться со средним американским городом, где на 1000 человек приходится 2000 м 2 ТЦ.

Интервью

Декоративное изображение

Андрей Герасимчук, ProSpace: «Спрос на решения для управления торговыми инвестициями будет расти»

Зачем «Смарт-Ком» сменила позиционирование на ProSpace, каких решений для сферы FMCG не хватает на отечественном ИТ-рынке и какие инновации наиболее перспективны?

Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами