Автоматизация торговли: ПО, кассы, сканеры, весы
22 июля 2021, 12:40 2938 просмотров

ERP-система против микросервисного подхода: в каком случае вы сможете запустить свой маркетплейс?

Крупные игроки в России, которые объединяют розницу, дистрибуцию, интернет-магазин, чаще всего задумываются о создании собственных маркетплейсов. Все просто: пандемия давно и активно уводит всех в онлайн, никто не хочет терять покупателей, поэтому начинают активно перестраиваться под тренды e-commerce. И у большинства таких компаний есть своя ERP-система. Первая мысль, которая их посещает, – запустить маркетплейс на текущей системе. Что является ошибкой. Из интернет-магазина или ERP-системы нельзя разработать полноценный маркетплейс: изначально должна создаваться IT-платформа (собственно, сам маркетплейс), где компания со своими собственными товарами и ERP-системой выступает таким же поставщиком, как и все остальные.

Фото: RDV

ИТ-компания RDV имеет большой опыт в разработке маркетплейсов и автоматизации их бизнес-процессов. Участвовали в разработке масштабируемой модульной уникальной платформы для первого в России маркетплейса – СберМегаМаркет (ex. goods.ru). Заказать разработку нового маркетплейса можно на сайте.

Какие системы включает в себя маркетплейс

Маркетплейс – сложная высоконагруженная IT-платформа, которую условно можно разделить на четыре основных блока: «покупатель», «продавец», «ядро и процессинг» и «финансы». Каждый из блоков содержит много мелких IT-систем, которые отвечают за конкретные функции. 

Первый блок включает витрину, платежные сервисы, программы лояльности, CRM по покупателям, поддержку и колл-центр, а также различные истории клиентского опыта для выстраивания персонализированного маркетинга и грамотного общения с покупателем. 

Второй блок связан с продавцами на маркетплейсах. В отличие от классического ритейла здесь важно настроить полностью автономную работу. У продавцов должен быть свой личный кабинет, выстроена работа по API, они должны наращивать ассортимент и обороты (нужны CRM и система документооборота), работая с платформой, в целом переходить полностью на автоматизированные процессы. 

В третий логический блок «ядро и процессинг» входят система управления продуктами (PIM), необходимая для управления правилами заполнения данных о продукте, управления товарной иерархией, система управления заказами (OMS), готовая на лету обрабатывать большое количество транзакций, а также биллинговые процессы для решения вопросов монетизации, тарифных сеток и т.д. Завершает основу платформы четвертый блок, который включает в себя компоненты, отвечающие за финансовую сторону (бухгалтерский и налоговый учет, ЗУП, управленческий учет). 

Какую концепцию и стратегию маркетплейса выбрать 

Существуют две основные концепции:

  • комиссионная торговля – наиболее распространенная модель, когда маркетплейс не выкупает самостоятельно товары, а выступает агентом и берет за продажу конкретную комиссию в зависимости от категории;

  • прямой договор купли-продажи – схема, когда маркетплейс фактически является всего лишь посредником между покупателем и продавцом, которые заключают между собой договор купли-продажи. 

И три основные стратегии организации витрины:

  • «1 карточка = 1 продавец», что по сути напоминает модель любого интернет-магазина и является не особо масштабируемой;

  • «1 карточка = 1 лучший продавец», где показывается только одно лучшее предложение от продавца (по ценам и другим параметрам). Например, так работает Wildberries;

  • «1 карточка = много продавцов», наиболее подходящая стратегия для создания маркетплейса открытого формата, где покупатель выбирает из множества предложений наиболее подходящий, а продавцы борются за выигрышное место в самой карточке. Например, Яндекс.Маркет до интеграции с Беру.

Чтобы не запутаться в процессе разработки, в первую очередь нужно определиться как раз с концепцией и стратегией. 

Проще всего взять комиссионную схему, так как под прямые продажи нужно пилить с нуля систему взаиморасчетов. Из стратегий стоит обратить внимание на «1 карточка = много продавцов», так как есть куда развиваться. Единственная сложность здесь – разработка бэк-офиса, в который входят: 

  • бухгалтерский и налоговый учет;

  • управленческий учет;

  • расчет ЗП;

  • управление персоналом;

  • отчетность;

  • документооборот.

На сегодняшний день нет готовых решений, которые можно внедрить, чтобы мгновенно запустить платформу. 

С частью задач бэк-офиса справится «1С» благодаря своей гибкости и возможности масштабирования. Но в любом случае некоторые системы нужно будет дорабатывать.

Минимум на старте: системы, контент, работа с покупателем, логистика

Практика RDV показывает, что в MPV (начальную версию) стоит заложить следующие системы: 

  • PIM (управление продуктами);

  • витрину (сам сайт);

  • личный кабинет продавца (MMS);

  • управление заказами (OMS);

  • управление складом (WMS).

Для старта в большинстве случаев этого вполне достаточно. Остальное будет развиваться уже в процессе, важно, чтобы архитектура маркетплейса была создана из небольших микросервисов, которые можно масштабировать. 

При работе с контентом есть два варианта: подготовиться заранее, например, набрать контентщиков и заводить на сайт самим, либо купить готовый контент у специализированных компаний. 

В работе с покупателями нужно сделать упор в такие системы, как:

  • витрина (лицо вашего маркетплейса) должна содержать много вариантов от разных поставщиков, чтобы заинтересовать посетителя;

  • платежные сервисы должны включать в себя несколько типов оплаты, чтобы у покупателя был выбор, что будет плюсом к удобству в работе с маркетплейсом;

  • системы поддержки покупателей (например, колл-центр, который вовремя будет принимать обращения);

  • для роста среднего чека покупок, повышения доли повторных покупок и снижения расходов на привлечение покупателей нужно продумать программу лояльности (бонусы, скидки, акции).

Что касается логистики, то на старте обычно все начинают, когда продавец поставляет товар на склад маркетплейса крупными поставками, а не под каждый заказ отдельно. Но доставку со склада продавца в архитектуру лучше закладывать сразу и в дальнейшем ее развивать для расширения предложений и оптимизации загруженности склада. 

Сколько стоит вложить в разработку и когда все это окупится?

Здесь есть ключевой момент. Когда ритейл начинает трансформироваться в маркетплейс, то обычно происходит дисбаланс в плане финансовых вложений. Большинство организаций начинают вкладывать в помещения, в ассортимент товаров и забывают, что маркетплейс – это в первую очередь IT-компания, которой нужна хорошая команда разработчиков и аналитиков. 

Без создания правильной IT-инфраструктуры ни один маркетплейс не сможет существовать. Поэтому основной приоритет по вложениям – это развитие IT-команды, которая сможет комплексно подойти к вопросу анализа, после чего уже стоит приступать к разработке. 

Точной цифры, сколько все это будет стоить, не существует. По оценкам RDV, старт небольшого отраслевого стартапа начинается с 10 млн рублей, среднего – с 30 млн рублей, а гиганты могут доходить и до миллиардных вложений. Все зависит от того, какую «машину» нужно запускать. 

Сроки запуска базового функционала, с учетом того, что на рынке нет готовых решений, начинаются от 6 месяцев, и при этом платформа маркетплейса будет требовать постоянной доработки и развития.

У окупаемости тоже плавающее число. По опыту работы RDV с разными стратегиями срок не может быть менее пяти лет, но и здесь все зависит от многих факторов.

В конечном итоге должна получиться серьезная IT-платформа с большим количеством информационных систем, каждая из которых будет отвечать за отдельные компоненты маркетплейса.

Стоит повториться: не нужно пытаться реализовать все в одной ERP-системе, которая по умолчанию может покрыть только управление заказами (OMS) и больше ничего. Каждый компонент в микросервисной архитектуре должен быть функционально изолирован, интегрирован с другими и локально развиваться.

Именно такой подход позволит легко развивать свою платформу, не упираясь в технологические и архитектурные ограничения, и наращивать объемы бизнеса. 

Retail.ru

Источник: Retail.ru
Подписывайтесь на наши новостные рассылки, а также на каналы  Telegram  и  Яндекс.Дзен , чтобы первым быть в курсе главных новостей Retail.ru.
Маркетплейс активно расширяет команду и выходит в ...
2212
«Кант», «Спортмастер», RunLab и Salomon рассуждают...
1417
О цифровой платформе, которая помогает курьерским ...
514
Как ритейлер работает с основными способами оплаты...
2167
Ритейлер начал проводить открытые тендеры и подели...
1800
Новая система стала современной платформой для раз...
2438
Рекомендуем посетить

Крупные игроки в России, которые объединяют розницу, дистрибуцию, интернет-магазин, чаще всего задумываются о создании собственных маркетплейсов. Все просто: пандемия давно и активно уводит всех в онлайн, никто не хочет терять покупателей, поэтому начинают активно перестраиваться под тренды e-commerce. И у большинства таких компаний есть своя ERP-система. Первая мысль, которая их посещает, – запустить маркетплейс на текущей системе. Что является ошибкой. Из интернет-магазина или ERP-системы нельзя разработать полноценный маркетплейс: изначально должна создаваться IT-платформа (собственно, сам маркетплейс), где компания со своими собственными товарами и ERP-системой выступает таким же поставщиком, как и все остальные.

Фото: RDV

ИТ-компания RDV имеет большой опыт в разработке маркетплейсов и автоматизации их бизнес-процессов. Участвовали в разработке масштабируемой модульной уникальной платформы для первого в России маркетплейса – СберМегаМаркет (ex. goods.ru). Заказать разработку нового маркетплейса можно на сайте.

Какие системы включает в себя маркетплейс

Маркетплейс – сложная высоконагруженная IT-платформа, которую условно можно разделить на четыре основных блока: «покупатель», «продавец», «ядро и процессинг» и «финансы». Каждый из блоков содержит много мелких IT-систем, которые отвечают за конкретные функции. 

Первый блок включает витрину, платежные сервисы, программы лояльности, CRM по покупателям, поддержку и колл-центр, а также различные истории клиентского опыта для выстраивания персонализированного маркетинга и грамотного общения с покупателем. 

Второй блок связан с продавцами на маркетплейсах. В отличие от классического ритейла здесь важно настроить полностью автономную работу. У продавцов должен быть свой личный кабинет, выстроена работа по API, они должны наращивать ассортимент и обороты (нужны CRM и система документооборота), работая с платформой, в целом переходить полностью на автоматизированные процессы. 

В третий логический блок «ядро и процессинг» входят система управления продуктами (PIM), необходимая для управления правилами заполнения данных о продукте, управления товарной иерархией, система управления заказами (OMS), готовая на лету обрабатывать большое количество транзакций, а также биллинговые процессы для решения вопросов монетизации, тарифных сеток и т.д. Завершает основу платформы четвертый блок, который включает в себя компоненты, отвечающие за финансовую сторону (бухгалтерский и налоговый учет, ЗУП, управленческий учет). 

Какую концепцию и стратегию маркетплейса выбрать 

Существуют две основные концепции:

  • комиссионная торговля – наиболее распространенная модель, когда маркетплейс не выкупает самостоятельно товары, а выступает агентом и берет за продажу конкретную комиссию в зависимости от категории;

  • прямой договор купли-продажи – схема, когда маркетплейс фактически является всего лишь посредником между покупателем и продавцом, которые заключают между собой договор купли-продажи. 

И три основные стратегии организации витрины:

  • «1 карточка = 1 продавец», что по сути напоминает модель любого интернет-магазина и является не особо масштабируемой;

  • «1 карточка = 1 лучший продавец», где показывается только одно лучшее предложение от продавца (по ценам и другим параметрам). Например, так работает Wildberries;

  • «1 карточка = много продавцов», наиболее подходящая стратегия для создания маркетплейса открытого формата, где покупатель выбирает из множества предложений наиболее подходящий, а продавцы борются за выигрышное место в самой карточке. Например, Яндекс.Маркет до интеграции с Беру.

Чтобы не запутаться в процессе разработки, в первую очередь нужно определиться как раз с концепцией и стратегией. 

Проще всего взять комиссионную схему, так как под прямые продажи нужно пилить с нуля систему взаиморасчетов. Из стратегий стоит обратить внимание на «1 карточка = много продавцов», так как есть куда развиваться. Единственная сложность здесь – разработка бэк-офиса, в который входят: 

  • бухгалтерский и налоговый учет;

  • управленческий учет;

  • расчет ЗП;

  • управление персоналом;

  • отчетность;

  • документооборот.

На сегодняшний день нет готовых решений, которые можно внедрить, чтобы мгновенно запустить платформу. 

С частью задач бэк-офиса справится «1С» благодаря своей гибкости и возможности масштабирования. Но в любом случае некоторые системы нужно будет дорабатывать.

Минимум на старте: системы, контент, работа с покупателем, логистика

Практика RDV показывает, что в MPV (начальную версию) стоит заложить следующие системы: 

  • PIM (управление продуктами);

  • витрину (сам сайт);

  • личный кабинет продавца (MMS);

  • управление заказами (OMS);

  • управление складом (WMS).

Для старта в большинстве случаев этого вполне достаточно. Остальное будет развиваться уже в процессе, важно, чтобы архитектура маркетплейса была создана из небольших микросервисов, которые можно масштабировать. 

При работе с контентом есть два варианта: подготовиться заранее, например, набрать контентщиков и заводить на сайт самим, либо купить готовый контент у специализированных компаний. 

В работе с покупателями нужно сделать упор в такие системы, как:

  • витрина (лицо вашего маркетплейса) должна содержать много вариантов от разных поставщиков, чтобы заинтересовать посетителя;

  • платежные сервисы должны включать в себя несколько типов оплаты, чтобы у покупателя был выбор, что будет плюсом к удобству в работе с маркетплейсом;

  • системы поддержки покупателей (например, колл-центр, который вовремя будет принимать обращения);

  • для роста среднего чека покупок, повышения доли повторных покупок и снижения расходов на привлечение покупателей нужно продумать программу лояльности (бонусы, скидки, акции).

Что касается логистики, то на старте обычно все начинают, когда продавец поставляет товар на склад маркетплейса крупными поставками, а не под каждый заказ отдельно. Но доставку со склада продавца в архитектуру лучше закладывать сразу и в дальнейшем ее развивать для расширения предложений и оптимизации загруженности склада. 

Сколько стоит вложить в разработку и когда все это окупится?

Здесь есть ключевой момент. Когда ритейл начинает трансформироваться в маркетплейс, то обычно происходит дисбаланс в плане финансовых вложений. Большинство организаций начинают вкладывать в помещения, в ассортимент товаров и забывают, что маркетплейс – это в первую очередь IT-компания, которой нужна хорошая команда разработчиков и аналитиков. 

Без создания правильной IT-инфраструктуры ни один маркетплейс не сможет существовать. Поэтому основной приоритет по вложениям – это развитие IT-команды, которая сможет комплексно подойти к вопросу анализа, после чего уже стоит приступать к разработке. 

Точной цифры, сколько все это будет стоить, не существует. По оценкам RDV, старт небольшого отраслевого стартапа начинается с 10 млн рублей, среднего – с 30 млн рублей, а гиганты могут доходить и до миллиардных вложений. Все зависит от того, какую «машину» нужно запускать. 

Сроки запуска базового функционала, с учетом того, что на рынке нет готовых решений, начинаются от 6 месяцев, и при этом платформа маркетплейса будет требовать постоянной доработки и развития.

У окупаемости тоже плавающее число. По опыту работы RDV с разными стратегиями срок не может быть менее пяти лет, но и здесь все зависит от многих факторов.

В конечном итоге должна получиться серьезная IT-платформа с большим количеством информационных систем, каждая из которых будет отвечать за отдельные компоненты маркетплейса.

Стоит повториться: не нужно пытаться реализовать все в одной ERP-системе, которая по умолчанию может покрыть только управление заказами (OMS) и больше ничего. Каждый компонент в микросервисной архитектуре должен быть функционально изолирован, интегрирован с другими и локально развиваться.

Именно такой подход позволит легко развивать свою платформу, не упираясь в технологические и архитектурные ограничения, и наращивать объемы бизнеса. 

Retail.ru

ERP-система против микросервисного подхода: в каком случае вы сможете запустить свой маркетплейс?
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
ERP-система против микросервисного подхода: в каком случае вы сможете запустить свой маркетплейс?
https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png 243 67
SITE_NAME https://www.retail.ru
https://www.retail.ru/articles/erp-sistema-protiv-mikroservisnogo-podkhoda-v-kakom-sluchae-vy-smozhete-zapustit-svoy-marketpleys/2021-08-01


public-4028a98f6b2d809a016b646957040052