8 сентября 2015, 01:00 3862 просмотра

ПЭТ-упаковка под микроскопом

Профессиональный взгляд на полиэтилентерефталат

Последние месяцы дискуссия о пластиковой таре наводнила федеральные СМИ, выплеснувшись чуть ли не в «кухонные» споры между сторонниками пластиковой тары и теми, кто черпает знания по химии из газетных заголовков. Настало время для серьезного разговора об одном из самых революционных и безопасных изобретений 20 века.

Эволюция пластика

В 1941 году инженеры английской компании «British Calico Printers» изобрели новый вид пластика, который до середины 60-х годов использовался в производстве текстильных волокон и упаковочной пленки. А в начале 70-х компания «DuPont» сделала первую ПЭТ-бутылку. Началась новая эра в пищевой промышленности. Стремительно растущий рынок получил достойного конкурента хрупкому и тяжелому стеклу.

В силу своей безопасности ПЭТ довольно быстро становится востребованной тарой для жидких продуктов – детского питания, воды, молока, растительного масла, безалкогольных и алкогольных напитков, включая пиво. Ежегодно в мире продается около 5 миллиардов пластиковых бутылок пива. Выйти на рынок в кратчайшие сроки бутылке из пластика помогли ее неоспоримые достоинства.

Во-первых, она в 12 раз легче аналогичной по объему бутылке из стекла. Стандартная пол-литровая бутылка из стекла весит 350 грамм, в то время как ее пластиковый аналог – всего 28. Потребители и производители очень быстро почувствовали эту разницу, сделав выбор в пользу ПЭТ.

Во-вторых, новый пластик показал себя исключительно пригодным для вторичной переработки и легкой утилизации.

В-третьих, ПЭТ-тара позволила освоить новые рынки сбыта, для которых важны дизайн, прочность, гибкость и прозрачность упаковки. ПЭТ-бутылки не бьются, их вполне достаточно упаковать в полиэтиленовую пленку, что в итоге ведет к экономии при транспортировке.

Наконец, ПЭТ признан абсолютно безопасной для здоровья упаковкой не только в пищевой, но также в парфюмерной, фармацевтической и медицинской отраслях промышленности. Такое доверие объясняется тем, что ПЭТ – стабильный материал, устойчивый к атакам микроорганизмов и не вступающий в реакцию с жидкостями.

Поэтому в пищевой промышленности речь изначально шла даже не о конкуренции пластика со стеклом и алюминием (безопасность и дешевизна первого слишком очевидны), а над увеличением срока хранения продуктов в бутылке из ПЭТ.

На данный момент химики вполне успешно справляются с этой задачей. Производители используют многослойную технологию, когда между пленочными слоями полиэтилентерефталата помещают слои полимера, препятствующего проникновению ультрафиолетовых лучей и поглощающего кислород. Срок годности пива в такой таре увеличивается до шести раз, и это значимый аргумент для брэндов «Budweiser», «Carlsberg», «Grolsch», «Holsten», «Miller», которые выбирают именно многослойный ПЭТ. А вот если в России все-таки будет принят закон о запрете ПЭТ-тары, то пиво в качественной упаковке вряд ли дойдет до отечественного потребителя.

Где господдержка?

К сожалению, Россия не является страной, где правительство стимулирует пивоваров использовать пластиковую тару. В то время как Европейский союз в своих Регламентах за 2006 и 2008 годы оценивает ПЭТ как перспективный материал без ограничений для использования в качестве тары для пива, у российских производителей пластика такой поддержки нет. Наоборот, ПЭТ в России запрещают, навешивая «ядовитые» ярлыки.

Кому же верить? И как на самом деле зарекомендовал себя ПЭТ в пищевой промышленности? Дадим слово ученым.

В 1994 году Нидерландская организация исследования продовольствия и пищи сделала заключение, что ПЭТ-тара безопасна даже для повторного использования.

В начале нулевых Международный институт биологических наук США изучил токсичность и генотоксичность ПЭТ, его мономеров и типовых промежуточных продуктов. Вывод однозначный: материал не представляет угрозы для здоровья человека и не проявляет эстрогенной активности.

Два года, с 2010 по 2012, Управление по контролю за качеством пищевых продуктов, медикаментов и косметических средств США собирало данные исследований, имитирующих длительное хранение и многократное использование ПЭТ. В итоге ПЭТ заручился господдержкой в качестве пищевой упаковки для разового и многократного использования.

В тот же период исследование Американского совета химической промышленности показало, что переработка ПЭТ существенно экономит энергию и сокращает выбросы парниковых газов.

В 2011 году Аналитический центр МГУ им. М.В.Ломоносова провел исследование, результаты которого также подтвердили безопасность ПЭТ для упаковки пива: содержание обычных химических веществ оказалось в 40-170 раз ниже допустимого.

В 2014 году Институт технологий и упаковки Фраунхофер в Германии исследовал пластик на возможное содержание всех вредных веществ, которые когда-либо бездоказательно упоминались в публикациях о ПЭТ-таре: фталаты (дибутилфталат, изобутилфталат и еще 11 фталатов), бисфенол, метанол, формальдегид. Ни одно из исследованных веществ не было обнаружено в образцах ПЭТ бутылок.

Зато российские депутаты, не сделавшие ни одного лабораторного анализа ПЭТ, на голом энтузиазме выдворяют пластик с рынка, ввергая в безысходный кризис мелкие пивоварни и заведения, торгующие разливным пивом. Хотя этот крупный сегмент российского продовольственного рынка существует исключительно благодаря простоте производства и утилизации ПЭТ-тары. Например, на Дальнем Востоке около 70% пива разливается в ПЭТ-бутылку. Запрет на пластик приведет к падению уровня занятости и упущенной прибыли для государства в виде не уплаченных налогов в бюджет. А все потому, что законотворцы из Думы запрещают разливать пиво в безопасную и удобную тару. Вопреки мировому опыту и здравому смыслу.

Материал предоставлен Институтом региональной экспертизы

Поделиться публикацией:
С завода на полку: в какой упаковке сегодня заинтересованы торговые сети

Что такое SRP? Упаковка типа SRP (сокращение от англ. Shelf Ready Packaging) упаковка, обладающая либо специальной конструкцией, либо конструктивными элементами,  позволяющими обеспечить вык...

Тенденции развития розницы в 2017 году

Многое в российском ритейле происходит впервые

Как избежать нарушений закона «О торговле»?

Цена каждой ошибки – миллионы рублей

ПЭТ-упаковка под микроскопомПЭТ, упаковка
Как продавать продукты в Рунете Решения для розничной сети
1 500 руб.
Нет в наличии
Маркетинг торговых центров
4 000 руб.
Нет в наличии
Я всегда знаю, что сказать: книга-тренинг по успешным переговорам
580 руб.
Нет в наличии
Ух ты! Сервис
650 руб.
Нет в наличии
Лидерство. (Harvard Business Review 10 лучших статей)
530 руб.
Нет в наличии